Военные реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 20:32, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России
в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Архаичная политическая, финансовая и военная система Российского государства не позволяла добиваться во внешней политике ощутимых результатов.
Значительные внешнеполитические усилия России в XVII в. привели к весьма скромным итогам. Выход к Балтийскому и Черному морям по-прежнему был закрыт.

Содержание работы

1. Истоки преобразований Петра...........................................................2
2. Военные реформы Петра I..................................................................4
2.1 Реформы в армии.....................................................................4
2.2 Реформы на флоте.................................................................10
3. Итоги военной реформы Петра 1....................................................14
Список использованной литературы.................................................16

Файлы: 1 файл

Военная реформа Петра Великого1 - копия.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Военная служба легла тяжелым  бременем на население, и уклонения от нее были обычным явлением. Можно считать, что десятая часть набранного войска всегда была в бегах. Был случай, когда от 23 000 драгун через несколько месяцев осталось всего лишь 8000 человек. [6]

 

 

2.2 Реформы  на флоте

 

Одновременно с созданием армии продолжалось и строительство петровского флота, начатого на Воронежских верфях в 1695—1696 гг. Всего в Воронеже до 1702 г., по данным, приводимым Е. В. Анисимовым, было построено 28 кораблей, 23 галеры, много мелких судов. [3]

Постройка кораблей велась под Москвой в селе Преображенском, в Воронеже, Козлове, Добром, Сокольске. Особенно большое строительство разворачивалось в Воронеже, где было создано адмиралтейство. На заготовку корабельного леса и строительство судов мобилизовано свыше 26 тыс. человек. Одновременно шло комплектование флота солдатами Преображенского и Семеновского полков, новобранцами.

Всего за несколько  месяцев, к весне 1696 г., был создан Азовский флот, основу которого составляли галеры (16-25 пар весел, две мачты  с парусом, несколько пушек, экипаж до 250 человек).[2]

Судьба Азовского флота  была печальной. После поражения  русской армии от турецких войск  в Прутском походе по мирному договору июня 1711 г. корабли Азовского флота  были частью уничтожены, а частью проданы  Турции, и крепости Азов и Таганрог отданы туркам. Это была одна из самых тяжких потерь в петровских войнах. Но к этому моменту Азовский флот, к счастью, не был единственным в России. Уже десять лет на берегах рек Балтийского бассейна строились корабли.

В 1702 г. была построена первая верфь на Балтике на реке Сясь. В 1703 г. на Свири возникла Олонецкая верфь, одна из самых крупных, а чуть позже — не менее большая Петербургская. [3]

Всего в петровский период было построено не менее 1164 кораблей и иных судов, причем львиная доля — на Петербургской и Олонецкой верфях — 386 судов, из которых 45 линейных кораблей. Эти цифры отражают колоссальные успехи кораблестроения за двадцать с небольшим лет. [5с. 118]

Подобно армии, флот страдал от нехватки компетентных офицеров; и в этом случае все, касающееся знания навигации, пушечного дела и подготовки моряков, представляло весьма трудно решаемую проблему. Несмотря на все усилия, в течение всего правления Петра флот продолжал оставаться гораздо более зависимым от иностранцев, чем армия.

В 1698 г. в Азове  была открыта школа навигации. В  конце того же года был учрежден Военный Морской Приказ как главный  орган управления новым флотом. В 1701 г. был основан Адмиралтейский Приказ, чтобы контролировать строительство  судов для флота. [9]

Сам Петр, по мнению историков кораблестроения в  России, был незаурядным кораблестроителем, предложившим много новых технических  решений, начиная с проектирования и кончая использованием морских  судов. Начав с проектирования и  строительства яхт и шняв, Петр кончил проектом и закладкой 100-пушечного корабля. [3]

В течение всей его жизни  для Петра флот был самой большой  страстью, самым большим, если не единственным оплотом его надежд. Практические детали, связанные с его строительством, навигацией, даже названия судов, их организация, система используемых сигналов, - все это никогда не переставало привлекать его заинтересованного внимания. [9]

Пётр I был не только государственным деятелем, но и искуснейшим корабельных дел  мастером. Собственноручно принимая участие в создании кораблей, он постоянно изыскивал новые методы быстрой и качественной их постройки. Метод работы голландских судостроителей, с которыми Петр I ознакомился в 1697 г., обогатил его практическими навыками, но полностью не удовлетворил. В январе 1698 г. российский государь отправился в Англию, где были наибольшие достижения судостроения. В этой стране, в частности, уже до спуска судна на воду строители могли определить ватерлинию (водоизмещение) путем соответствующих расчетов. Путешествуя по Европе, Петр I не только собирал книги по судостроению, мореплаванию, но и пытливо изучал их. Полученные знания подводили его к осознанию необходимости развития в России астрономических наук и механики, которые, в свою очередь, требовали глубоких математических знаний. Поэтому чрезвычайно важным шагом Петра I было создание в 1701 г. Школы математических и навигацких наук, которая была образована в Москве и находилась в здании Сухаревой башни. Школа стала первым светским учебным заведением в России и первым реальным училищем в Европе. В ней готовились кадры офицеров флота и отчасти армии. Привлекая иностранных преподавателей и корабельных мастеров, Петр I во многом шел своим путем, создавая отечественную школу кораблестроения.  
 Для действий в Балтийском и Азовском морях Петру пришлось решать проблему создания судов смешанного плавания, т.е. таких, которые могли бы действовать как на реках, так и на море. Другим морским державам такие суда военного назначения не требовались. [10]

Одновременно со строительством кораблей создавались мощные военно-морские базы в Петербурге и Кронштадте, дополненные базой в Эстляндии (Рогервик, ныне Палдиски). [3]

В 1710 году создается  артиллерийская (первая из нескольких), а в 1709 году – инженерная школа  в Москве и в 1719 году – в Санкт-Петербурге.[9]

Петровское время стало  расцветом галерного флота, известного с античных времен. Он особенно подходил для войны в мелководных шхерах Финского и Ботнического заливов. Здесь  пригодился опыт венецианских кораблестроителей.

Ко времени Гангутской битвы 1714 г. был создан морской щит Петербурга — Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов. Этот флот был далек от совершенства: корабли были разнотипны, строились из сырого леса и потому оказывались недолговечными, плохо маневрировали. Не случайно в Гангутской операции вся тяжесть борьбы на море легла на галерный флот. И все же Россия сумела вытеснить шведов из Финского залива и добиться превосходства на море.[2] К концу царствования Петра Великого (1724) флот состоял из 48 линейных кораблей, 787 галер и других более мелких судов.[6] Для флота и армии Петр не жалел ни средств, ни людей. В своем указе и регламентах он часто объясняет, что от военного могущества зависят крепость государства, благосостояние народа и успехи во внешней политике. [8]

В петровский период центр морской торговли России переместился с Белого моря из Архангельска на Балтику  в Петербург, ставший крупнейшим торговым портом страны. Это заставило  активизировать мероприятия по защите региона от возможных нападений. Не прекращавшиеся со времени закладки крепости на острове Котлин работы были в основном закончены в 1723 г. Так возник город-крепость Кронштадт, оборону которого Петр I своим указом постановил "держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело". [2]

13 января 1720 года Петром  I был издан первый морской устав.  
 Издание в России Морского Устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан сильный военно-морской флот.

Свершения Петра Великого грандиозны. За время его правления на российских верфях было построено более 1000 кораблей, не считая мелких судов. Численность команд на всех кораблях доходила до 26 тыс. человек. Интересно отметить, что имеются архивные свидетельства, относящиеся ко времени правления Петра I, о постройке крестьянином Ефимом Никоновым "потаенного судна" - прообраза подводной лодки. В общем на кораблестроение и содержание флота Петром I было израсходовано около 1 млн. 200 тыс. рублей. Так, волею Петра I в первые два десятилетия ХVШ в. Россия вошла в число великих морских держав мира. [10]  
  

 

3. ИТОГИ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА I

 

Главное внимание Петра Великого в продолжение всего царствования обращено на организацию сухопутного  войска и создание военного флота. Им установлены постоянные рекрутские наборы и создана регулярная армия. Военные люди стали принадлежать исключительно своей службе и не допускались к занятию другими делами. Им выдавалось определенное жалованье и казенный провиант. Кодекс военных законоположений составлен еще до открытия военной коллегии; он определял не только права и обязанности подчиненных и начальства, но и военное судопроизводство и устройство армии. Адмиралтейская коллегия устанавливала единство в управлении флотом и всеми морскими делами. В конце царствования Петра Великого регулярное войско достигало 180 000 человек. Оно было вооружено и обмундировано по западноевропейским образцам, прекрасно дисциплинировано и испытано в боях. [8]

Армия и флот стали содержаться за счет государства.

Новая военная система создавалась  по западноевропейскому образцу.  Для подготовки офицерских кадров  служили Преображенский и Семеновский полки, а также ряд вновь открытых  специальных школ и Морская академия.

В войсках и на флоте  была установлена суровая дисциплина, для поддержания которой широко применялись телесные наказания. В  армии и на флоте введена иерархия чинов и званий. Артикул воинский (1715) определял военно-уголовный  процесс и систему уголовных  наказаний.  Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения, способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720) и др.

В целом военные реформы Петра I оказали положительное влияние  на развитие русского военного искусства, явились одним из факторов, обусловивших успехи русской армии и флота в Северной войне.[1]

Внушительный рост российской армии и флота, учитывая их роль в  изменении международного положения  страны, имел некоторые конструктивные результаты. Он стимулировал определенное развитие административных преобразований. Благодаря поддержке переводов иностранных трудов по военным и военно-морским вопросам, он в определенной степени стимулировал интеллектуальную жизнь. Несомненно, он дал толчок некоторым видам экономического роста, что помогает объяснить увеличение производства Россией железа. Этим же фактором вызвано учреждение первых государственных текстильных фабрик в России, обеспечивавших поставки ткани для армейского обмундирования.  Беспрецедентный спрос на стрелковое оружие привел к созданию ряда оружейных фабрик. Однако, как бы ни был русский народ заинтересован во всех этих ограниченных и косвенных выгодах, они перечеркивались невыносимыми трудностями.

Увеличение  военной силы России было одним из самых далеко направленных достижений правления Петра. От этого зависело выживание страны, заметное повышение международного положения России. Это было, кроме того, достижение, которое сразу привлекло внимание и вызвало восторг иностранцев.[9]

Сухопутная страна, три  десятилетия назад не имевшая  ни одного военного корабля, превратилась в могучую морскую державу, располагавшую  самым мощным флотом на Балтийском море. Флот надежно защищал морские  рубежи России, в том числе и столицу империи Петербург.[10]

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Деревянко, А. П. История России : учеб. пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 560 с.

2. Регулярный военный флот Петра Великого / В.Н. Краснов, Е.А. Шитиков. – Электрон. дан. – М. : Центральный Военно-Морской Портал Copyright ©, 1998-2010. – Режим доступа: http://www.navy.ru/

3. Бушуев, С. В. История государства Российского: Историко-библиогр. очерки. Кн. вторая. XVII—XVIII вв. / С. В. Бушуев. –  М. : Изд-во «Кн. палата», 1994. – 416 с.

4. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времён. В 9 кн. Т. 18. История России, 1711–1725 гг. Царствование Петра I, Екатерины I Алексеевны / С. М. Соловьёв; отв. ред. Н. А. Иванов. –  М. : Голос; Колокол – Пресс, 1998. — 708 с.

5. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ XVIII в., 1-я четверть / Е.В. Анисимов. — Л. : Лениздат, 1989.— 496 с.

6. Шмурло, Е. Ф. История России 862-1917 / Е. Ф. Шмурло. – М. : Аграф, 2001. – 617 с.

7. Мавродин, В. В. Рождение новой России / В. В. Мавродин. — Л. :   Изд.  Ленинградский ун-т, 1988. — 531 с.

8. Иоанн Грозный. Петр Великий. А. Д. Меншиков. Г. А. Потемкин :

биогр. очерки / Е.А. Соловьёв и др. — М. : Республика, 1998. — 366 с.

9. Военная реформа / Е. В. Ямкина. – Электрон. дан. – М. : Преобразования Петра 1 и судьбы России. Copyright ©, 2006. – Режим доступа: http://www.petr-ul.narod.ru/ref_voen.html

10. Флот Петра 1 / В.Н. Краснов. – Электрон. дан. – М. : офиц. информ. сайт «Морской флот» – Режим доступа: contact@morskojflot.ru


Информация о работе Военные реформы Петра I