Волжская Болгария в IX - XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:57, реферат

Описание работы

Волжская Болгария, образовавшаяся в X веке, была первым государствен-ным объединением в Среднем Повол-жье. В первой четверти X столетия бол-гарский царь Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хаза-рам с подчиненных ему племен Средне-го Поволжья. Государственное объеди-нение болгарских племен происходило в борьбе с хазарским господством. При этом царь Алмуш искал поддержки у багдадского халифа Муктадира, кото-рый по его просьбе в 922 году прислал к нему посольство, оказавшее помощь в распространении ислама. Разгром Ха-зарского каганата Русью в 965 году привел к окончательному освобожде-нию болгар от подчинения хазарам и создал необходимые условия для разви-тия Болгарского государства.

Содержание работы

Образование Болгарского государства. Территория и население….2
Общественно-политический строй………………………………………..4
Экономическая жизнь Волжской Болгарии……………………………...7
Внешнеполитические связи. Волжская Болгария и Русь…………….11
Материальная и духовная культура……………………………………..13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..16

Файлы: 1 файл

Bб.docx

— 28.22 Кб (Скачать файл)

План 
 

ВОЛЖСКАЯ БОЛГАРИЯ в IX - XIII вв.

Образование Болгарского  государства. Территория и население….2

Общественно-политический строй………………………………………..4

Экономическая жизнь  Волжской Болгарии……………………………...7

Внешнеполитические  связи. Волжская Болгария и Русь…………….11

Материальная и  духовная культура……………………………………..13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..16

1.Образование Болгарского  государства. Территория и население

Волжская Болгария, образовавшаяся в X веке, была первым государствен-ным объединением в Среднем Повол-жье. В первой четверти X столетия бол-гарский царь Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату дани хаза-рам с подчиненных ему племен Средне-го Поволжья. Государственное объеди-нение болгарских племен происходило в борьбе с хазарским господством. При этом царь Алмуш искал поддержки у багдадского халифа Муктадира, кото-рый по его просьбе в 922 году прислал к нему посольство, оказавшее помощь в распространении ислама. Разгром Ха-зарского каганата Русью в 965 году привел к окончательному освобожде-нию болгар от подчинения хазарам и создал необходимые условия для разви-тия Болгарского государства.

Волжская Болгария занимала значи-тельную территорию, на которой ныне разместились Улья-новская область, Татарская, Чуваш-ская, Марийская и Удмуртская республики, восточные районы Горьковской области и Мордовской республики и западные -- Башкирской республики. Сами же болгары и сувазы (сувары) в X веке сплошной массой жили на территории, ограниченной с севера Камой, с востока Шешмой, с юга Самарской лукой. Западные болгарские земли находились на правобережье Волги -- в бассейне Свияги и ее притоков Карлы, Булы и Кубни. В дальнейшем границы расселения болгар расширились. В XII столетии болгары достигли на севере реки Казанки, а на востоке -- Белой. На юге район расселения болгар и сувазов включал город Саксин, где правил болгарский наместник, а на правобережье Волги -- земли, составляющие ныне Ульяновскую область, южную половину Чувашской республики и юго-западную часть Татарской республики.

Болгарские и сувазские племена, вбирая в себя местное финно-угорское население, постепенно слились (к XIII веку) в единую болгарскую народность. Арабский писатель Масуди еще в X веке писал, что болгарский народ «подчинил себе все соседние... народы».

Мы пока не можем  сказать, каково было самоназвание болгарской народности. Предки марийцев называли болгар суасами, то есть чувашами, а предки удмуртов -- бигерами, то есть болгарами. Вероятно, и после образования единой народности названия прежних крупных племенных групп -- болгар и сувазов (чувашей) -- продолжали бытовать. Не исключена возможность, что та часть болгарской народности, которая исповедовала ислам, в XII--XIII веках именовалась болгарами (бигерами, билярами), а приверженцы древней язы-ческой религии -- сувазами (чува-шами).

Волжская Болгария объединяла племена булгар (протоболгар), биляр, эсегелей, барсилов, беленджер и сувар. В зависимости от Волжской Болгарии находились племена буртасов, черемисов (предков мари), аров (предков удмуртов), башкир.

Столицей Волжской Болгарии являл-ся город Болгар (Болгар Великий), расположенный неда-леко от устья Камы. В XII столетии не-которое время столичным городом был Биляр (столица до 1236). Кроме них, в Волжской Болга-рии известны Сувар на Утке, Ошель на правобережье Волги, Нохрат на Актае, Джукетау (Жукотин) на Каме и другие города -- торгово-ремесленные, военные и адми-нистративные пункты.

2. Общественно-политический  строй

Волжская Болгария до монгольского завоевания представляла собой раннефеодальное общество. Развивавшиеся феодальные отношения  переплетались с сильными пережитками  родового строя и элементами рабовладения.

О местных феодалах и борьбе между ними говорит повествование  русской летописи под 1183 годом: в  походе владимирского великого князя  Всеволода на болгар на стороне русских  участвовали не только половцы, но и  отдельные болгарские князья.

«Простой народ» представляли главным образом земледельцы, а также скотоводы. Трудно судить о повинностях этого «простого  народа», но Ибн-Фад-лан говорит: «... кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права, кроме лишь того, что они платят ему в каждом году от каждого дома шкуру соболя», «каждому, кто у себя устраивает свадьбу или созывает званый пир, необходимо сделать отчисление царю, в зависимости от размеров пиршества, [дать] «сахрадж» медового набиза и [некоторое количество]... пшеницы». Трудом простого народа, по распоряжению государственной власти, были возведены такие укрепления, как вал около селения Никольского близ Болгар и крепостные стены городов. Ибн-Русте писал, что болгары (имеются в виду простые люди, крестьяне), «подать царю своему платят лошадьми и другим. От всякого из них, кто женится, царь берет по верховой лошади. Когда приходят к ним мусульманские купеческие суда, то берет с них пошлину -- десятую часть [товаров]». Доходы царя складывались также из военной добычи. Ибн-Фадлан сообщает, что если царь «предложит отряду совершить набег на одну из стран, и он награбит, то он [царь] имеет долю вместе с ними».

Феодализирующиеся представители родовой и племенной знати, как наместники царя, держали в подчинении сельские общины. Значительную часть феодалов составляли военачальники.

Крестьяне находились в феодальной зависимости от главы  государства, его наместников и  прочей знати, но частновладельческих  крепостных в Болгарии не было.

Болгарская феодальная знать эксплуатировала и трудовой люд марийских, удмуртских и мордовских племен, опираясь на их старейшин и князьков. Подчиненное население платило болгарскому царю и феодалам тяжелую дань. Финно-угорские общины управлялись болгарскими наместниками и военачальниками, имевшими на их территории свои колонии с воинскими силами.

Хотя в Болгарии и господствовал ранний феодализм, но пережитки родовых отношений  ощущались во многих областях жизни  и быта. Например, по словам Ибн-Фадлана, у болгар был такой обычай: «…Если у сына [какого-либо] человека родится ребенок, то его берет [к себе] его дед, прежде его отца, и говорит: «Я имею большее право, чем его отец, на его воспитание, пока он не сделается [взрослым] мужем. И если умирает из их числа человек, то ему наследует его брат, прежде его сыновей».

Общественным отношениям соответствовала и государственная  надстройка. Политический строй Волжской Болгарии можно охарактеризовать как  раннефеодальную монархию. Известны имена болгарских царей, которых  восточные авторы именуют маликами, эмирами. Наиболее известен из них эльтебер Алмуш, сын Шилки. Под властью Алмуша находились четыре «царя» -- владетели отдельных частей государства и предводители (куввазы) -- княжеские наместники. У царя были дружина и ополчение.

Принятие ислама болгарами в 922 году было вызвано  не столько внешнеполитическими  обстоятельствами, сколько внутренними  условиями. Новая, классовая религия  должна была способствовать укреплению развивающихся феодальных производственных отношений. В Болгарии ислам не получил  повсеместного распространения.

Сообщения Ибн-Фадлана позволяют утверждать, что насаждение ислама происходило насильственными методами. В основе религиозных конфликтов лежали классовые противоречия и классовая борьба. Рядовые общинники вели борьбу против феодальной знати и новой религии, утверждавшей ее власть. Борьба шла и в других сферах общественной жизни, хотя она первоначально, прикрываясь патриархальной оболочкой, могла проявляться в менее острой форме.

3. Экономическая  жизнь Волжской Болгарии

Сельское хозяйство

Болгаро-суварские племена, занимавшиеся земледелием еще на Северном Кавказе, встретились в Среднем Поволжье с местным населением, уже знавшим земледелие. Это взаимно обогащало опыт пришельцев и аборигенов. Основной отраслью сельского хозяйства Волжской Болгарии становится пашенное земледелие с плужной обработкой земли. Распространены были плуги, называвшиеся по-болгарски ага,-- типа чувашского агапуся или татарского сабана, применявшиеся для основной вспашки земель, и орудия с несколькими сошниками для обработки (рыхления) старопахотных почв. Плуг состоял из припряга, то есть оси с двумя колесами и оглоблями, и станины из лучистого длинного дерева, к которой прикреплялось чересло -- тяжелый лемех с деревянным основанием. Уборка урожая производилась серпами.

Уже в X веке возникла паровая система обработки земли, применялась и залежно-паровая система. Первая из них в форме двухполья (возможно, и трехполья) в X--XI веках в местах с плотным земледельческим населением, по-видимому, заняла господствующее положение. В периферийных районах сохранилась переложная система, в лесных широко использовалась подсечная.

Арабские писатели X столетия отзываются о Волжской Болгарии как о стране развитой земледельческой  культуры, богатой хлебом и другими  продуктами сельского хозяйства. Ибн-Русте писал: «Болгары -- народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие». Об этом же говорит и Ибн-Фадлан, секретарь багдадского посольства, прибывшего в 922 году в Волжскую Болгарию. Свидетельства арабских писателей подтверждаются тем, что при раскопках археологических памятников Болгарии обнаружены зерна пшеницы, проса, овса, ячменя, ржи, полбы, чечевицы, гороха, конопли.

Для хранения зерна  рыли под домами или вблизи от них  специальные ямы диаметром около 1,5--2 метров и глубиной до 2 метров. Размол зерна производился ручными жерновами  из плотного известняка, имевшими форму  круга диаметром 60--80 сантиметров.

Хлебные злаки возделывались  не только для внутреннего потребления, но и для вывоза, главным образом, в Северо-Восточную Русь.

Большую роль играло скотоводство, существовавшее в ряде мест юго-западной Болгарии как самостоятельный  вид хозяйства, нередко в кочевой  форме. Разводились коровы, лошади, овцы, козы и свиньи.

В лесных и лесостепных  районах правобережья Волги и  Предкамья важное значение в хозяйстве имела охота с целью добывания мяса и пушнины. Охотились на соболей, лисиц, куниц, лосей, оленей, горностаев, выдр, белок, зайцев и т. д. В прибрежных районах широкое распространение имело рыболовство.

Любимым занятием сельского  населения являлось бортничество. В  числе предметов вывоза из Болгарии и соседних с ней земель восточные  писатели отмечали мед и воск. Вероятно, уже в болгарское время лесные бортные угодья находились в собственности  отдельных лиц и групп. Ибн-Фадлан (X век) сообщает: «В их лесах много меда в жилищах пчел, которые они знают и отправляются [к ним] для сбора этого [меда]. Иногда же на них нападают люди из числа врагов и убивают их».

Ремесло

Значительное место  в экономической жизни Волжской Болгарии занимало ремесло, стоявшее на сравнительно высоком уровне. Оно  отделилось от сельского хозяйства. Основная масса ремесленников концентрировалась  в городах. Ремесло постепенно дифференцировалось, выделялись его отдельные виды.

Ремесленники производили  сельскохозяйственные орудия, кольчуги, сабли, весы, ножницы, предметы украшений -- кольца, ожерелья, бронзовые и серебряные браслеты, стеклянные золоченые бусы и т. п., керамику, изделия из кости, кожу, обувь, головные уборы, белужий  клей и т. п.

Торговля

В Болгарском государстве  была развита внутренняя торговля, хотя натуральный характер сельского  хозяйства ограничивал ее рамки. Большая часть продукции болгарских ремесленников расходилась в  самой Болгарии. На внутреннем рынке  реализовалось немало привозных, в  особенности восточных, товаров.

Географическое положение  страны, занимавшей среднюю часть  великого волжского пути, обусловило ее важную роль в транзитно-посреднической торговле.

На ярмарку в  главный город Волжской Болгарии -- Болгар съезжались хазарские, русские, среднеазиатские, арабские, армянские и византийские купцы. В пользу болгарского царя с приезжих купцов взималась таможенная пошлина в размере десятой части привезенного товара. В торговом общении по Волге и караванным путям основная роль принадлежала не болгарским, а восточным, русским и хазарским купцам. Болгарские купцы больше принимали у себя иностранцев, чем выезжали сами в другие страны. Болгария являлась одним из посредников в торговле между Русью и странами Востока. Русские привозили в Болгар пушнину, ремесленные изделия, а также пленников, которых болгарские купцы сбывали в восточные страны.

В Болгарию ввозили  сырье (железо, серебро, золото, олово, сердолик, бирюзу, янтарь и др.), некоторые  металлические изделия, главным  образом предметы вооружения, женские  украшения, изготовленные среднеазиатскими и арабскими мастерами, русские  стеклянные браслеты, шиферные пряслица и другие изделия, китайские бронзовые  зеркала, шелковые и другие ткани  из Средней Азии, Ирана, Армении, Азербайджана, Византии, а также лакомства и  пряности (изюм, перец и т. п.).

Выезжая к северным племенам, в «страну Вису» и  Югру, болгарские купцы выгодно обменивали свои товары на собольи, бобровые и беличьи меха, которые затем шли на экспорт.

Из Болгарии вывозили, главным образом в восточные  страны, меха соболя, горностая, «буртасских» красной и черной лисиц, куницы, белки и бобра, мед, воск, скот, рыбу, белужий клей, орехи, березовый лес, кожевенные изделия, шапки и прочие товары. В Верхнее Прикамье и Приуралье вывозилась продукция болгарских ремесленников (ювелирные изделия, женские украшения, орудия труда и т. п.), в русские княжества -- хлеб, юфть и некоторые ремесленные изделия.

Информация о работе Волжская Болгария в IX - XIII вв