Волжская Булгария и Древняя Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:47, реферат

Описание работы

Волжская Булгария – государство, коорое располагалось на Средней Волге и Нижнее Каме в IX – XIV веках. Жили в нем булгары – предки современных татар. Отсюда и название столицы государства – Булгар. Сохранилось до наших дней не многое. На берегу Волги вблизи впадения в нее Камы можно увидеть белокаменные руины. Это остатки древнего города, который погибал в пожаре несколько раз. Но окончательно погиб в 1431 году от войск Москвы под командованием Фёдора Пестрого, посланных Василием II против Булгара.

Файлы: 1 файл

Древний Булгар.docx

— 591.90 Кб (Скачать файл)

Древний Булгар.

Волжская Булгария – государство, коорое располагалось на Средней  Волге и Нижнее Каме в IX – XIV веках. Жили в нем булгары – предки современных татар. Отсюда и название столицы государства – Булгар. Сохранилось до наших дней не многое. На берегу Волги вблизи впадения в  нее Камы можно увидеть белокаменные руины. Это остатки древнего города, который погибал в пожаре несколько  раз. Но окончательно погиб в 1431 году от войск Москвы под командованием  Фёдора Пестрого, посланных Василием II против Булгара.  
 
  
 
Начало XVIII века. Идет христианизация края. С этой целью, а также с целью борьбы с мусульманским паломничеством на территории городища основывается христианский православный монастырь. В 1732 году была выстроена Успенская церковь. Приспосабливая для нужд монастыря сохранившиеся постройки Древнего Булгара, монахи находили многое, что говорило об истории города. Тогда-то и начинаются первые исследования, которые проводятся на территории древнего города и сегодня.  
 
  
 
В настоящее время здесь расположилось село Болгары и обширное городище. От Древней столицы сохранились остатки укреплений в виде небольшого вала и совсем неглубокого рва, несколько каменных построек, каменные развалины, Успенская церковь.  
 
  
 
Изучение одного из крупнейших политических и культурных центров Волжской Булгарии дает большой материал, объясняющий различные стороны жизни болгарского народа и его потомков – поволжских татар. С 1969 года территория Булгарского городища объявлена историко-архитектурным заповедником, площадь которого составляет 400 гектаров.  
Сегодня Болгарский музей – заповедник в год принимает 40 тысяч посетителей. Возросло и количество людей, приезжающих на праздничные мероприятия по случаю принятия ислама. Около 10 тысяч татар ежегодно съезжаются в древний Булгар как из России, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья.  
В начале 2010 года экс президент республики Татарстан М.Ш. Шаймиев взялся за возрождение Болгара и Свияжска. Создан специальный фонд «Возрождение». В этом же году был поставлен и открыт закладной камень памятного знака в честь принятия ислама в качестве государственной религии. В этом же году во время раскопок здесь нашли клад XIII – XIV веков. Браслет, серьги, кольца, украшенные золотом и изумрудами обнаружили археологи.  
 
За неполных два года работы фонда «Возрождение», сделано очень много. Но мы приглашаем вас на экскурсию по древнему городищу, чтобы познакомимся с основными памятниками архитектуры, стоящими на этой земле с XIII – XIV веков.  
 
Древний город расположен на Волжском берегу  
Нельзя не засмотреться на эту красоту.  
Местный заповедник историю хранит.  
Постройки величавые манят как магнит.  
Палаты, усыпальницы, бани, минарет  
Стоят на этом месте уже немало лет.  
Немного об истории поведать я хочу  
Экскурсию по заповеднику для вас я проведу.  
 
  
 
Вторая половина 13 века –  
Булгар достигает своего рассвета.  
В столице воздвигается соборная мечеть.  
Немногое сейчас мы можем рассмотреть.  
Руины стен и башен дошли до наших дней,  
Но можем мы гордимся историей своей.  
Большой же минарет построили мы сами.  
Он похож на тот, что когда-то стоял при храме  
 
  
 
Рядом с Соборной Мечетью – Северный мавзолей,  
Сейчас он функционирует как музей.  
А в 18 веке, когда монастырь здесь был  
Северный мавзолей монахам погребом служил.  
 
  
 
Надмогильные камни, что стоят внутри,  
На территории древнего городища археологи нашли.  
 
  
 
Восточный мавзолей. Его мы знаем  
Как церковь святого Николая.  
Монахи в 18 веке его в церковь превратили.  
Тогда же булгарские надмогильные плиты здесь отрыли  
 
  
 
Ханское судилище или Дворец правосудия  
Здесь в 13 веке заседал совет из трех судей.  
Закон вершился с ханом во главе:  
«Виновен – не виновен» - решалось в тишине.  
Второе название постройки «Черная палата»  
Дошло до нас с легендой, сложенной когда-то…  
«Со своей семьёю в дворце укрылся хан.  
Когда на древний Булгар Булат Тимур напал,  
Но двое сыновей попали к врагу в плен.  
Булат Тимур потребовал девушку взамен.  
Решила согласиться девушка на брак  
С условием, что братьев отпустит грозный враг.  
Братьев отпустил он, дал им двух коней  
И к встречи стал гот овиться с невестою своей.  
Джигиты скрылись в поле – только пыль столбом…  
Обман тут же раскрылся, как будто грянул гром!  
Булат Тимур жестокий сжечь велел семью,  
Не мог простить он девушке униженность свою  
Пламя разыгралось, стены все в огне.  
Вдруг девушка, как птица, мелькнула в вышине  
И камнем вниз упала на головни костра –  
Врагу уж не достанется никогда она!  
 
  
 
Вниманию представим «Малый минарет» -  
Этой вот постройке уже 7 сотен лет.  
Стоит на древнем кладбище и стережет покой  
Всех тех, кто в усыпальницах и просто под землей.  
 
Ханская усыпальница рядом с минаретом,  
Одна из сохранившихся с 14 века.  
Археологи трудились здесь немало дней.  
8 погребений вскрыто было в ней.  
Мавзолеи, склепы, кирпичные надгробия  
Говорят о том, что знать здесь захоронена.  
 
  
 

Суздаль – старинный  город-музей, донесший до наших дней величие и богатство русской  архитектуры и культуры. Что ни сооружение, то исторический памятник: это и Суздальский кремль, и  Спасо-Евфимиев мужской монастырь, и Рождественский собор… А сколько  церквей! В городе жизнь течет  неспешно, патриархально, но это и  придает ему особое очарование. Суздальские  прогулки понравятся и романтикам, и любителям истории, и паломникам.

Первое упоминание в летописи Суздаля относится  к 1024 году. Основан во время великого княжения Ярослава Мудрого, после смерти которого эти земли унаследовал  его сын, Всеволод Ярославович, далее  вотчина отошла к его сыну –  Владимиру Мономаху, он и построил в городе первый христианский собор  – Успенский, до наших дней не сохранившийся. Далее Суздалем правили сын Мономаха Юрий Долгорукий, возведший вокруг города земляные укрепления с тремя  въездами, внук Мономаха Андрей Боголюбский, убитый в результате заговора суздальских  бояр, его брат Всеволод Большое  Гнездо и ряд менее известных  князей. Во время монголо-татарского нашествия город был сожжен и  отстроился заново уже в эпоху  ига. В это время Суздаль становится центром христианства. Активно возводятся монастыри, часть из которых действуют  до сих пор. В 1392г. город перешел  под власть московского княжества  и перестал играть самостоятельную  роль в русской истории. 
К началу 16 в. Суздаль становится местом ссылки попавших в опалу боярских родов. Обычно ссылка означала заточение в монастырь, а монастырей вокруг города и в нем самом было понастроено немало, недаром Суздаль оставался центром религиозной жизни Руси. В это же время происходил активный рост городского населения, посад обрастал ремесленными слободами. 
Смутное время не обошло Суздаль стороной. Вообще первая половина 17в., видимо, самое тяжелое время в истории города: его дважды осаждают и захватывают польско-литовские интервенты, население преследуют пожары и неурожаи, атакуют крымские татары, свирепствует чума, а в довершение всех бед Суздаль, как часть приданого дочери князя Михаила (первого Романова) Ирины, отдают во владение датскому королевичу Вольдемару Гольштинскому. Благо суздальский князь Дмитрий Пожарский с дружиной и ополчением Минина положил конец смутному времени. 
Со времен административных реформ Петра 1 Суздаль последовательно побывал уездным городом Московской губернии, центром удельной провинции, уездным городом Владимирской губернии, коим до сих пор и является, но в современном варианте уезды стали райцентрами. Во второй половине 20 столетия Суздаль обрел новый статус – город-музей, где по сей день бережно хранятся памятники и предания седой старины. Именно в это время была, взамен древней, еще мощеной булыжником, петляющей между деревень, дороги из Владимира, выстроено современное шоссе, значительно облегчившее проезд и местных жителей, и многочисленных туристов.

Добраться до Суздаля  от столицы можно различными способами, самый скоростной и живописный –  на автомобиле, по Горьковскому шоссе, минуя Владимир, впрочем, и без  посещения областного центра по дороге встречается много достопримечательностей в маленьких городках Покров, Петушки, Лакинск и знаменитое Боголюбово – первый каменный город Руси.

В наши дни Суздаль  входит в состав историко-художественного  и архитектурного музея-заповедника  с названием, которое носило когда-то одноименное княжество - Владимиро-Суздальский. Все сохранившиеся в городе архитектурные  и исторические памятники относятся  к заповеднику. В первую очередь, это суздальский Кремль. 
Кремль – исторический центр города, за периметром которого когда-то помещалась вся жилая его часть. Впервые упоминается в летописи в 1024г. Расположен в излучине реки Каменка, в южной части современного города. Изначально был бревенчато-земляным укреплением. Вначале 18в. все деревянные строения сгорели при пожаре. К архитектурному ансамблю суздальского кремля относятся сохранившиеся до наших дней Рождественский собор 13в. постройки, Архиерейские палаты, строящиеся и перестраивымые в течение двух веков: с 15 по 18 и Никольская церковь конца 18в. 
Город богат также множеством монастырских ансамблей. Среди них Спасо-Евфимиев мужской монастырь, расположенный на левом берегу реки Каменка в северной части Суздаля, первоначально использовался еще и в качестве военного укрепления. Монастырь включен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Именно здесь расположена могила князя Дмитрия Пожарского. 
Покровский женский монастырь долгое время был местом заточения родовитых узниц. Здесь окончили свои земные дни дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, жена Петра I Евдокия Лопухина и другие. Остальные архитектурные памятники древнего Суздаля классифицируются ансамблями вокруг площадей, где расположены. К ансамблю Торговой площади относятся Торговые ряды (1806—1811, арх. А.Вершинский), Церковь Воскресения (1732), Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1739), Церковь Константина и Елены (Цареконстантиновская) (1707), Церковь Всех Скорбящих (1750—1787), Церковь Входа Господня в Иерусалим (1702—1707) и Церковь Параскевы. Пятницы (1772). 
Заречная сторона города также богата своими памятниками, главным образом культовыми строениями – церквями. Ансамбль заречной стороны включает в себя Церковь Знамения на Мжаре (1749), Церковь Ризоположения на Мжаре (1777), Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне (1747), Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе (1758), Церковь Богоявления в Кожевенной слободе (1775), Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кожевенной слободе (1703), Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (конец XVII в.), Церковь Святого Николая у Покровского монастыря (1712) и Церковь Петра и Павла у Покровского монастыря (1699). 
Кроме самого города в окружающих деревнях и селах сохранились собственные памятниковые ансамбли. Следует выделить живописные села Коровники, Михали и Ивановское.

Для удобства ознакомления с таким множеством историко-архитектурных  памятников, местные краеведы проложили  несколько наиболее удобных пеших  маршрутов по древнему городу. Маршруты созданы на основе многолетних путешествий  в Суздаль и ориентированы  на туристов, имеющих в запасе достаточно времени для осмотра достопримечательностей. 
Первый пешеходный маршрут, рассчитанный на однодневное ознакомительное посещение города, начинается от Кремля и пролегает через ансамбль Торговой площади, Ризоположенский монастырь, один из древнейших в России, Покровский монастырь, Спасо-Евфимиев монастырь, Посадский дом и обратно - к Торговой площади по центральной улице. 
Существует еще целый ряд маршрутов ознакомления с историей Суздаля, один из них, несомненно, понравится туристам, желающим детально познакомиться с красотами города, совершив романтическую прогулку по тихим, мало наполненным туристами, улицам. 
В небольшом по современным меркам древнем городе есть несколько наилучших точек обзора и фотографирования панорамы старой его части. Прежде всего, это колокольни монастырских соборов Васильевского монастыря и Воскресенской церкви на торговой площади. Еще одна точка обзора, откуда открывается наилучший вид на Покровский монастырь и одноименную слободу находится у Спасо-Евфимиева монастыря, на высоком берегу Каменки. 
Необыкновенно красивые виды города открываются объективам фотоаппаратов и с вершины крепостных валов Кремля. Это, своего рода, тоже смотровая площадка, прогуливаясь по которой можно представить себя стоящим в карауле и всматривающимся вдаль в чутком ожидании приближающегося врага.

Таков он, современный  Суздаль – город – музей, посетить который нужно хотя бы потому, что  здесь княжествовал и нашел вечное упокоение один из первых героев страны, сохранивший вместе с соратниками  веру и государственность – Дмитрий  Пожарский.

ЭКСКУРСИОННЫЕ ТУРЫ


В гостях у Змея Горыныча и Гастрономические чудеса Тверского края, 2 дней/1 ночь.

Маршрут тура:  

Москва -Дмитров - Тверь - Торжок - Москва.  


Даты заезда:  03.11.2012   
 
Экскурсионный тур "Валдайский колокольчик", 3 дней/2 ночи.

Маршрут тура:  

Москва - Медное - Торжок - Боровичи - Валдай - Вышний Волочек - Москва.


Даты заезда:  03.11.2012   
 
Все экскурсионные туры в Россию

 
 
 
 
 
 
 
 




Информация о работе Волжская Булгария и Древняя Русь