Воспитание и обучение в древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите юные свободные граждане имели возможность получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса.

Файлы: 1 файл

реферат№2.docx

— 19.67 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Балашовский институт (филиал)

ФГБОУ ВП «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского»

Кафедра дошкольной педагогики и  психологии

 

 

 

Реферат

ВОСПИТАНИЕ  И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Выполнила: студентка 1 курса

11 группы  заочной формы обучения

Педагогического факультета

Лагутина  Светлана Сергеевна

Проверил: кандидат педагогических наук

доцент Лобанова Е. А 

 

Балашов2013

 

Содержание:

1. Воспитание и обучение в древней Греции

2.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых  других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы, царская свита, вельможи и состоятельные  граждане.

Центры  обучения писцов возникали при дворцах  и храмах. Крито-микенской (эгейской) культурой была заложена определенная традиция письма, принятая последующими цивилизациями. С этой традицией, например, связаны правила писать строки слева  направо, сверху вниз, выделение красных  строк и заглавных букв.

Следующим этапом генезиса воспитания и обучения в этом регионе стали времена  т. н. архаической Греции (X -VIII вв. до н. э.). Ярко и образно нарисовал  картину воспитания и обучения в  эту эпоху легендарный Гомер  в поэмах "Илиада" и "Одиссея". Герои Гомера получали воспитание под  присмотром наставников-старцев. Они  красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически  крепки, искусные воины [1,190].

Дальнейшее  развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связаны  с культурой городов-полисов (государств) (VI -IV вв. до н. э.), когда воспитание заняло особое место в обществе. Государство  начинает брать на себя обучение имущих слоев. Известно, например, что на Крите  юные свободные граждане имели возможность  получать образование за счет государства. Образованность почиталась как необходимое и неотъемлемое свойство достойного гражданина полиса.

По свидетельству  Плутарха, ввиду понимания сугубой  важности образования города-полисы зачастую не прерывали учебы юных граждан даже в трудные дни  войн. В школе закладывалось все  великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.

Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя  либо просто на улице города. Учитель  сидел на высоком стуле, дети располагались  вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим  перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и  семейные праздники.

Социальный  статус учителя, особенно в учебных  заведениях начального уровня, был  весьма низким. Книг было чрезвычайно  мало. Образование усваивалось с  голоса учителя.

На начальное  обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения.

Среди государств-полисов  Эллады особо выделялись республиканские  Афины и авторитарная Спарта. Эти  государства не только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные  принципы воспитания обучения.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниеe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена  военной общины. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу [2,102].

Затем наступало  время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три  этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные  навыки чтения и письма, без которых  нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно  насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость  воспитания еще более ужесточалась. Их приучали к немногословию. Любой  намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они  носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой  палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в  эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации  подростка подвергали болезненным  испытаниям, в частности публичной  порке, которую следовало выдержать  без стонов и слез.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия  музыкой и пением, которые преподавались  несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более  суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося  на воровстве жестоко били плетьми.

К 20 годам  эйрены получали полное вооружение воина  и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство.

Воспитание  девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные  упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение [3,97].

Воспитательная  традиция Спарты в итоге оказалась  весьма скудной. Гипертрофированная военная  подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории  опытов государственного воспитания. На древе человеческой цивилизации  спартанские культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью.

Иначе, чем  в Спарте, строилось воспитание и  обучение в Афинах. Идеал афинского  воспитания о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми  интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин  Афин.

Все афиняне  получали домашнее воспитание. Сыновья  свободных афинян обычно получали такое  воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь

После семи лет мальчики - дети свободных граждан  получали возможность учиться в  частных и общественных учебных  заведениях. Существовало несколько  типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные  школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 —16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая  школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с  элементами научных знаний. "Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим  материалом при обучении грамоте  и музыке, но и вводили юных граждан  в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа [12,132].

Обучение  в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

В палестрах  занимались развитием культуры тела. Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину [4,211].

Для завершивших  пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования  могли стать общественные учреждения - гимназии. В V -IV вв. до н. э. таких гимназий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. В гимназиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет.

Вершиной  воспитания и образования считалось  пребывание 18—20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели  учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию  дротика и пр. Менее скромными  были содержание и задачи женского образования и воспитания Афинская традиция предусматривала для девочек  и девушек вплоть до замужества исключительно  домашнее воспитание. В семье они  получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку. Ведя жизнь затворниц, девочки и  девушки появлялись на людях весьма редко, например во время религиозных  церемоний. Ее уделом было домашнее хозяйство.

2.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аристотель. Этика. Политика. Поэтика//Собр. соч.: В 4-х тт. Т. 4. - М, 1984. – 518 с.

. Винничук Л. Люди, нравы и  обычаи Древней Греции 1988

. Джуринский А.Н. История зарубежной  педагогики: Учебн. пособие для  вузов. - М, 1998. - 272 с

5. Жураковский Г. Е. Очерки  по истории античной педагогики.- М.,1963. – 489 с.

6. История педагогики. Ч. 1, гл. 3. - М., 1995. – 280 с.

7. Ксенофонт. Киропедия. М., 1965. - Очерки истории школы и педагогики  за


Информация о работе Воспитание и обучение в древней Греции