Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:51, контрольная работа
Молодые дворяне - декабристы - сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Смена феодального строя буржуазным явилась важным этапом в истории человечества. Восстание декабристов было разгромлено царизмом. Но дело их не погибало. Новые поколения революционеров выходили на борьбу с самодержавием и крепостничеством.
Вступление………………………………………………………………………..3
1. Формирование мировоззрения декабристов………………………...……....5
2. Ранние преддекабристские организации……………………………...…….7
3. Ранние тайные общества декабристов…………………………………...…..9
3.1 Союз спасения……………………………………………………………..…9
3.2 Союз благоденствия…………………………………………………………12
3.3 Петербургское совещание 1820 года. Решение суда…………………...…14
3.4 Московский съезд 1821 года. Ликвидация союза благоденствия………..15
4. Возникновение южного и северного общества……………………………..17
4.1 Борьба за объединение северного и южного обществ…………………….18
4.2. Общество соединенных славян…………………………………………….20
5. Междуцарствие. План государственного переворота…………....................21
6. Восстание декабристов. Следствие и суд…………………………………...23
7. Место декабристов в истории революционного движения России……….27
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников………………………………………..…29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по истории на тему:
«Восстание декабристов»
Выполнила: студентка 1 курса
заочной формы обучения с/о
по специальности ФиК
Дорошенко Юлия Владимировна
Ростов-на-Дону
2013 г.
Содержание
Вступление……………………………………………………
1. Формирование мировоззрения декабристов………………………...……....5
2. Ранние преддекабристские организации……………………………...…….7
3. Ранние тайные общества декабристов…………………………………...…..
3.1 Союз спасения…………………………………………………………
3.2 Союз благоденствия……………………………………………
3.3 Петербургское совещание 1820 года. Решение суда…………………...…14
3.4 Московский съезд 1821 года. Ликвидация союза благоденствия………..15
4. Возникновение южного и северного общества……………………………..17
4.1 Борьба за объединение северного и южного обществ…………………….18
4.2. Общество соединенных славян…………………………………………….20
5. Междуцарствие. План государственного
переворота…………................
6. Восстание декабристов. Следствие и суд…………………………………...23
7. Место декабристов в истории революционного движения России……….27
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..…29
Вступление
Первые русские революционеры - декабристы - были борцами против крепостного права и самодержавия. Во имя этой цели они выступали сто пятьдесят лет тому назад - 14 декабря 1825 года - в Петербурге, столице Российской империи, на сенатской площади, где высится памятник Петру I.
Молодые дворяне - декабристы - сами принадлежали к привилегированному дворянскому сословию, опоре царизма. Они сами имели право владеть крепостными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая. Но они поднялись на борьбу с крепостным правом, считая его постыдным. Они хотели уничтожить царизм, самодержавие и свои привилегии. Смена феодального строя буржуазным явилась важным этапом в истории человечества. Восстание декабристов было разгромлено царизмом. Но дело их не погибало. Новые поколения революционеров выходили на борьбу с самодержавием и крепостничеством.
В эпоху, когда выступили
декабристы, уничтожение феодально-
1. Формирование мировоззрения декабристов
Большинство будущих декабристов родилось на рубеже нового 19 века столетия: или в последнее десятилетие 18 века. Все декабристы были по происхождению дворянами, принадлежащим к привилегированному сословию крепостной России. Росли они в обеспеченных семьях и учились кто в Московском университете кто в Московской школе а, кто Царскосельском лицее. Дворянство жило широкой и веселой жизнью. Устраивали в день по несколько десятков баллов в роскошных особняках, когда рядом ютились в лачугах мещане и трудовая беднота. В учебниках студенты читали, что законы должны быть для всех одинаковы, что уже противоречило действительности. Юношеская мысль от наблюдений устремлялась то к действительности, то снова к книге. Потихоньку из рук в руки студенты передавали запрещенную книгу А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Жесткие картины крепостного права и самодержавия, которые возмущали душу Радищева, разительно совпадали с действительностью окружавшей юношей. Будущий декабрист Николай Тургенев, студент Московского университета, в 1808 году, вернувшись с лекции профессора Цветаева, записал в своем дневнике: «Цветаев говорил о преступлениях разного рода и, между прочим, сказал, что нигде в иных случаях не оказывают более презрения к простому народу, как у нас в России. Так же характерна запись лекции« Цветаев приводил пример, что многие «молокососы», скачущие в каретах, позволяют своим форейторам бить бедных простолюдинов на улицах, несмотря на то, что на улице стоят полицейские чиновники.
Цветаев вызывает у Тургенева вереницу мыслей: он называет, уже от себя, этих молокососов «извергами рода человеческого» предлагает взыскивать с полицейских, возмущается, что иностранцы обвиняют русский народ в прирожденной «грубости», и обещает первому такому политику воткнуть в рот палку. В дневнике Николая Тургенева чувствуются первые проблески критики самодержавного строя. «В сенате много «дураков», - записывает он однажды. Подрастающие декабристы с детства привыкли слышать о воинской славе России о блестящих победах. Будущие декабристы – Владимир Раевский и Г.С. Батеньков, подружившись еще во время учения в кадетском корпусе, проводили целые вечера в «патриотических мечтаниях». Впервые юные друзья осмелились осуждать царя и его поступки. В той же Москве около 1811 года среди будущих декабристов образовалось «юношеское собратство», члены которого были увлечены идеями «общественного договора». Подавляющее большинство будущих членов тайной организации оказалось в армии и стало участниками знаменитых сражений. Революционный характер идеологии декабристов определился не сразу, а постепенно. Условия, в которых созрело первое русское, революционное движение было тесно связаны с тем общественным возбуждением, которое все более и более нарастало как в Западной Европе, так и в России. Общественное оживление тех лет было чрезвычайным.
Как и в других странах, в России народные массы также стремились к освобождению от крепостного права. Росла борьба между правительством и народом. В этой атмосфере и выросли декабристы. Россия была охвачена брожением. Защитники старого и сторонники нового все отчетливее делились на два лагеря. Декабристы не были горсткой беспочвенных мечтателей, а наоборот были наиболее ярким проявлением общего процесса. Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы.
2. Ранние преддекабристские организации
Созданию тайного общества декабристов предшествовало образование тесных товарищеских групп, в которых можно было постоянно обмениваться мыслями, обсуждать волнующие вопросы. Атмосфера, возникшая после «грозы двенадцатого года», звала к концентрации сил и принятию практических решений, а стало быть – к организации, к сплочению единомышленников.
Первому тайному обществу декабристов предшествовало создание нескольких более ранних организаций, которые послужили школой будущего движения, его непосредственной предпосылкой. После войны 1812г. возникают четыре ранние преддекабристские организации: две офицерские артели – одна в Семеновском полку, другая среди офицеров Главного штаба («Священная артель»), Каменец-Подольский кружок Владимира Раевского и «Общество русских рыцарей» Михаила Орлова и Матвея Дмитриева-Мамонова.
Создание офицерской артели в гвардейском полку было делом обычным: хозяйственные полковые артели вырастали из общих экономических интересов офицерства, а режим полковой жизни в условиях мирного времени легко соединял офицеров в коллектив с общим распорядком дня и одинаковыми жизненными потребностями. Новым было присоединение к этим обычным формам полковой жизни общения идейного характера и возникновение признаков политического объединения, тревожившего бдительное начальство.
«Священная артель» устроила свой внутренний быт на республиканский манер; в одной из комнат висел «вечевой колокол», по звону которого участники артели собирались для решения общих дел. Преклонение перед новгородской вечевой «республикой» – яркая, характерная черта декабризма. Члены общества («Ордена») русских рыцарей были сторонниками нового, борцами против обветшавшего феодально-крепостного строя. Против них начинает объединять свои силы лагерь защитников старого порядка. Процесс поляризации двух лагерей протекал интенсивно. Человек, примкнувший к сторонникам нового, по-новому осознавал себя и свою роль в истории. Для него понятие чести состояло прежде всего в новом требовании к самому себе: быть деятельным участником исторических событий, быть преобразователем угнетенной Родины.
Яркой отличительной чертой все отчетливее формировавшегося и численно возраставшего передового лагеря была любовь к Отечеству, и не просто любовь, а «пламенная любовь». Она была истинной, а не ложной или внешней любовью, ибо она хотела глубокого преобразования родной страны в духе очередных исторических задач, выросших из глубины ее исторического процесса. Формирующееся революционное мировоззрение звало к действию.
Декабристами был создан ряд тайных обществ:
3. Ранние тайные общества декабристов
3.1 Союз спасения
Тайное общество декабристов родилось 9 февраля 1816г. в Петербурге. Его первым названием было Союз спасения. Россию надо было спасать, она стояла на краю пропасти – так думали члены возникшего общества. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Николаевич Муравьев. Семья Муравьевых была дворянской и владела поместьями. До войны 1812 года Александр Муравьев стал масоном, затем объединил вокруг себя офицерский товарищеский кружок – «Священную артель».
В члены общества принимались по строжайшему отбору только офицеры гвардейских полков и Генерального штаба. «От поступающих в это маленькое общество требовалось: 1-е, строгое исполнение обязанностей по службе; 2-е, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; 3-е, подкрепление словом всех мер и предположений государя к общему благу; 4-е, разглашение похвальных дел и обсуждение злоупотребления лиц по их должностям».
Тайная организация строилась по типу масонской ложи и использовала масонскую обрядность в заседаниях общества и при принятии в него новых членов. Общество делилось на три степени – «боляр», «мужей» и «братий». Руководство обществом находилось в руках лиц первых (высшей) степени – «боляр», составлявших «Совет боляр» или «Думу». «Мужи» могли знать больше, чем открывалось «братьям», но не должны были знать многого из того, что было известно «болярам». При вступлении в общество вновь принимаемый давал торжественную клятву, произносимую на кресте и Евангелии, быть верным обществу и не разглашать его тайн.
Союз спасения был малочисленной, замкнутой, носившей заговорщический характер группой единомышленников, насчитывающей даже спустя год после своего основания не более 10 – 12 членов. Лишь в конце своего существования она достигла 30 человек.
Наиболее видными членами Союза были князь Сергей Петрович Трубецкой, старший офицер Генерального штаба; Никита Муравьев, подпоручик Генштаба; Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы; подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка Иван Дмитриевич Якушкин; племянник знаменитого просветителя XVIII века Михаил Николаевич Новиков и один из самых выдающихся декабристов – Павел Иванович Пестель.
Прежде всего решено было написать устав, ил «статут», тайного общества. Это дело поручено Пестелю, Долгорукову и Трубецкому. Последний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе; Долгорукий – целью общества и занятиями его для ее достижения; Пестель – формою принятия и внутренним образованием.
«Статут», или устав, первого общества декабристов не дошел до нас: сами декабристы сожгли его, когда в 1818г. преобразовали свое общество. Когда оно окончательно оформилось и разработало свой устав, Союз получил название Общества истинных и верных сынов Отечества.