Восстание Пугачева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 15:50, доклад

Описание работы

Крестьянская война 1773—1775 гг. под предводительством Е. И. Пугачева была
самым мощным вооруженным выступлением трудовых масс феодальной России
против режима крепостнической эксплуатации и политического бесправия. Она
охватила обширную территорию на юго-востоке страны (Оренбургскую,
Сибирскую, Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую, Астраханскую губернии

Файлы: 1 файл

пугачев восстание.docx

— 68.24 Кб (Скачать файл)

Крестьянская война 1773—1775 гг. под  предводительством Е. И. Пугачева была

самым мощным вооруженным выступлением трудовых масс феодальной России

против режима крепостнической  эксплуатации и политического бесправия. Она

охватила обширную территорию на юго-востоке страны (Оренбургскую,

Сибирскую, Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую, Астраханскую губернии),

где проживало 2 млн. 900 тыс. жителей мужского пола, в своей массе

состоящие из крестьян различных категорий  и национальностей. Восстание было

следствием углубления кризисных ситуаций в социально-экономической жизни

страны, сопровождавшихся усилением феодального и национального угнетения

трудовых масс и обострением классовых отношений.

Глубокий антагонизм угнетенного  населения страны и господствующей верхушки

проявлялся в разнообразных  формах классовых выступлений. Кульминацией

народной борьбы стало выступление  Пугачева, быстро переросшее в широкую

крестьянскую войну. Основные события ее разворачивались на Южном Урале.

Причины этому следует искать в социально-экономической и политической

истории края.

Объективно, восстание было направлено против российской государственности.

Идеал виделся в казацко-крестьянском, «вольном» государстве со своим  мужицким

царём, сделать всех вечными казаками, пожаловать землю, волю, земельные,

лесные, сенные, рыбные угодья. Как  говориться «пожаловать крестом  и бородой»,

освобождение от рекрутских наборов  и поборов, казнить дворян, помещиков  и

неправедных судей.

Эта тема достаточно изучена и освещена такими историками как Юрий

Александрович Лимонов, Владимир Васильевич Мавродин, Виктор Иванович Буганов.

Тем не менее, тема, которую я выбрала  для курсовой работы, не потеряла своей

актуальности даже по прошествии 230 лет с начала восстания. Даже сейчас, в

наше время, не перестают возникать  проблемы связанные с правильностью

руководства, осмысленностью действий нашего правительства, что приводит к

протестам, митингам, демонстрациям  в отстаивание своих прав, свобод и

интересов. Наверное, никогда не будет  такого правления, которое удовлетворяло

бы интересам всех слоев населения. Тем более в России, где налоговое  бремя

зачастую превышает достаток основной массы населения, живущих за чертой

бедности.

Попыткой понять каковы были предпосылки, что подтолкнуло такое большое,

разное по своему классовому составу  и интересам, территориально разбросанное

количество людей станет моя  курсовая работа, в которой поэтапно рассмотрев

все факты и события можно  сделать вывод, что явилось причиной и почему

восстание не привело к победе восставших.

    

     

Проблема самозванства на Руси

 

До XVII века Россия не знала самозванцев, имеющих виды на царский трон. Во-

первых, для самозванчества царистского толка необходим определенный уровень

развития феодальных отношений  и государства. Во-вторых, история

самозванчества в России тесно  связана с династическими кризисами, время от

времени сотрясавшими царский трон. Первый такой кризис относится к  рубежу XVI

и XVII веков, когда пресеклась династия Рюриковичей и на престоле оказались

«боярские цари» — Борис Годунов и Василий Шуйский. Именно тогда появляются

первые лжецари и рождаются  массовые движения в их поддержку. И позднее

нарушения традиционного порядка престолонаследия (например, появление на

троне малолетних детей или же воцарение  женщин) обогащали историю

самозванчества новыми именами и событиями. В-третьих, история

самозванчества представляет собой цепь конкретных воплощений народных

утопических легенд о «возвращающихся  царях-избавителях». Первая из них

возникла, вероятно, еще при Иване  Грозном, показавшем себя «несправедливым»

и «неблагочестивым», а значит, и  «неправедным». Героем легенды стал

разбойник Кудеяр, бывший якобы на самом деле царевичем Юрием, сыном  Василия

III от первой жены — Соломонии Сабуровой.

В литературе устоялось мнение, будто  народ поддерживал самозванцев главным

образом потому, что те обещали ему освобождение от крепостного-гнета, сытую

жизнь и повышение социального  статуса. При этом допускается возможность

того, что трудящиеся (по крайней  мере, их часть) могли идти за самозванцами,

не веря в их царское происхождение, а просто используя их в своих  целях.

Подразумевается, что «толпе» все  равно, кто взойдет с ее помощью на престол,

— главное, чтобы новый царь был  «мужицким», «хорошим», чтобы он защищал

интересы народа.

Однако данная точка зрения далеко не бесспорна. Не секрет, что наряду с

такими самозванцами, как Е. Пугачев, увлекавшими за собой тысячи людей, в

России были и другие, которые  в лучшем случае могли похвастаться несколькими

десятками сторонников. Чем объяснить  такую вот избирательную «глухоту»?

Скорее всего, одни самозванцы лучше  играли свою роль, их поступки в большей

степени соответствовали народным ожиданиям, а другие претенденты на престол

не соблюдали общепринятых «правил  игры» или же чаще их нарушали.

«Праведным» в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых,

«благочестивым», во-вторых, «справедливым», в-третьих, «законным».

«Законность» правителя определялась Богоизбранностью — обладанием харизмой

(личной благодатью), которая доказывалась наличием «царских знаков» на теле.

Именно с их помощью (креста, звезды, месяца, «орла», то есть царского герба)

многочисленные самозванцы в XVII—XVIII веках доказывали свое право на престол

и обеспечивали себе поддержку в  народе.

Емельян Пугачев в августе 1773 года обратился за поддержкой к яицким казакам.

Когда те узнали, что перед ними «император Петр III», то потребовали

доказательств (излишних, если бы им был  нужен просто человек; играющий роль

императора). Источник сообщает: «Караваев говорил ему, Емельке: «Ты де

называешь себя государем, а у государей  де бывают на теле царские знаки», то

Емелька... разодрав у рубашки ворот, сказал: «На вот, коли вы не верите, што

я государь, так смотрите — вот вам царский знак». И показал сперва под

грудями... от бывших после болезни  ран знаки, а потом такое же пятно и на

левом виске. Оные казаки Шигаев, Караваев, Зарубин, Мясников, посмотря те

знаки, сказали: «Ну теперь верим и за государя тебя признаем».

Помимо «царских знаков» имелись  и другие отличительные признаки «законного»

претендента на престол — поддержка  самозванца «всем миром», а также

удачливость претендента, свидетельствующая о его Богоизбранности.

Крепость Оса сдалась Пугачеву без боя после того, как старик — отставной

гвардеец, знавший когда-то настоящего Петра III, «опознал» его в Пугачеве и

сообщил обо всем гарнизону. Пугачевского полковника И. Н. Белобородова

убедили в подлинности «царя» гвардейский  унтер-офицер М. Т. Голев и солдат

Тюмин.

В 1772 году волжские казаки, поддавшись на уговоры самозванца Богомолова,

тоже называвшего себя «Петром III», арестовали офицеров. Но бунт умер, не

успев родиться. Сын казацкого старшины Савельев бросился на Богомолова и

начал его бить, называя самозванцем. Казаки оробели и позволили арестовать

лжеимператора.

В народном представлении «законный» претендент на престол должен быть всегда

удачлив. Донские казаки, рассуждая  об успехах Пугачева, говорили, «что если

б это был Пугач, то он не мог  бы так долго противиться войскам  царским».

Аналогично рассуждали жители Сибири, для которых истинность Пугачева —

«Петра III» доказывалась, помимо прочего, тем, что «его команды рассыпались

уже везде», покорив многие города.

Наконец, в народном сознании хранился определенный план действий, который

предписывался каждому самозванцу. Суть его заключалась в вооруженной  борьбе с

«изменниками» и походах на Москву (в XVIII веке— сначала на Москву, а затем

на Петербург). Действовать как-то иначе значило разоблачить себя. Ведь

«законный» царь для того и «объявлялся» народу, чтобы с его помощью  вернуть

себе власть.

Исходя из этого, ясен перелом, который произошел в сознании Пугачева летом

1773 года после встречи с яицкими  казаками. До этого времени он  хотел лишь

увести казаков за пределы Российского  государства, на «вольные земли». На

мой взгляд, Пугачев был просто вынужден принять новый план действий. Так,

после поражения под Казанью (июль 1774 года) яицкие казаки обращались к

Пугачеву, решившему идти по Волге  к Дону, с такими словами:

«Ваше величество! Помилуйте, долго  ли нам так странствовать и проливать

человеческую кровь? Время вам  итти в Москву и принять престол!»

Теперь поговорим о таком  признаке «праведного» царя, как «благочестивость»,

которая заключалась прежде всего  в строгом соответствии образа жизни

предписаниям «царского чина». Истинный государь должен был выполнять все

установления православия, строго соблюдать национальные обычаи и  традиции

двора.

Для признания в народе какого-либо претендента на царский трон в  качестве

«благочестивого», а значит, «истинного» государя требовалось, ко всему

прочему, чтобы он жаловал и одаривал своих сторонников, чтобы его

сопровождала свита из знати (настоящей  или созданной самим самозванцем).

Например, «царевич Петр», один из предводителей  крестьянской войны начала

XVII века, по происхождению казак,  создал при себе «думу» из  бояр и дворян и

«неизменно ставил во главе армии  или отдельных отрядов титулованных лиц».

Пугачева также сопровождала свита из «генералов» и «графов».

Кроме того, самозванец, чтобы не порождать  кривотолков, должен был избегать

панибратства с простыми людьми, соблюдать определенную дистанцию  в

отношениях с ними. Ввиду этого женитьба Пугачева — «Петра III» на простой

казачке вызвала сомнения в том, что он император, даже у его жены.

История крестьянской войны 1773—1775 годов  позволяет добавить еще один штрих

к фольклорному портрету «благочестивого» (сиречь «истинного») царя. Среди

причин, породивших у сподвижников Пугачева сомнения в его императорском

происхождении, была и его неграмотность. «Настоящий» государь должен был

подписывать свои указы собственноручно, а Пугачев этого не делал. И  хотя он

предупредил своего секретаря А. Дубровского, что тот будет сразу же повешен,

если проговорится, тайну сохранить оказалось невозможно. В результате,

«слухи о том, что Пугачев не знает грамоты, ибо не подписывает сам своих

указов, и потому является самозванцем, послужили основанием к организации

заговора, завершившегося несколькими неделями спустя арестом Пугачева и

выдачей его властям».

Отмеченные выше особенности напрямую относятся и к самозваным пророкам и

мессиям. Оба типа самозванчества (царистской и религиозной окраски) по сути

своей — явления одного порядка. Родство их видится уже в том, что человек,

принявший имя какого-либо пророка  или самого Христа, теряет свободу

жизненного выбора. Он обречен играть свою роль так, как это предписано

массовым сознанием, делать то, что от него ожидают. Претензии такого лица

на получение им свыше каких-либо полномочий могли быть признаны окружающими

только в том случае, если его  облик и поведение соответствовали

агиографическим канонам, нормам «жития святых».

    

    

                  Этапы Крестьянской войны 1773-1775 гг.                 

                       I этап.   Начало восстания.                      

                    сентябрь 1773 - начало апреля 1774                   

События 1772–1773 годов подготовили  почву для организации повстанческого ядра

вокруг Е. Пугачева-Петра III. 2 июля 1773 года в Яицком городке был исполнен

жестокий приговор над руководителями январского восстания 1772 года. 16

человек были наказаны кнутом и после  вырезания ноздрей и выжигания  каторжных

знаков отправлены на вечную каторгу  в Нерчинские заводы. 38 человек наказаны

кнутом и сосланы в Сибирь на поселение. Ряд казаков отправлены в солдаты.

Сверх того, с участников восстания  взыскивалась крупная денежная сумма  для

возмещения разоренного имущества  атамана Тамбовцева, генерала Траубенберга и

других. Приговор вызвал новый взрыв  возмущения в среде рядового казачества.

Между тем слухи о появлении  на Яике императора Петра III и его  намерении

стоять за рядовое казачество быстро распространились в хуторах и  проникли в

Яицкий городок. В августе и  первой половине сентября 1773 года вокруг

Пугачева собирается первый отряд  яицких казаков. 17 сентября был торжественно

оглашен первый манифест Пугачева —  императора Петра III — яицким казакам,

жаловавший их рекою Яиком «с вершин и до устья, и землею, и  травами, и

денежным жалованьем, и свинцом, и порохом, и хлебным провиантом». Развернув

заранее подготовленные знамена, отряд  повстанцев, насчитывающий около 200

человек, вооруженных ружьями, копьями, луками, выступил к Яицкому городку.

Основной движущей силой восстания  являлось русское крестьянство в  союзе с

угнетенными народами Башкирии и Поволжья. Забитое, темное, сплошь неграмотное

крестьянство без руководства  рабочего класса, который только лишь начал

формироваться, не могло создать  своей организации, не могло выработать свою

программу. Требования восставших заключались  в воцарении «хорошего царя»  и

Информация о работе Восстание Пугачева