Восточная деспотия как типичная форма правления древневосточных государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 07:47, доклад

Описание работы

Восточная деспотия как типичная форма правления древневосточных государств.
Своеобразие социально-экономической и классовой структуры изучаемых государств Древнего Востока определило утверждение в них специфической государственной формы – древневосточной деспотии, характерными чертами которой являлись: 1. Наследственный верховный правитель (деспот) государства с юридической точки зрения обладал неограниченной властью. Ему всецело принадлежали законодательные, военные, административные и судебные полномочия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 18.14 Кб (Скачать файл)

Восточная деспотия как типичная форма правления  древневосточных государств. Часть 1

Своеобразие социально-экономической  и классовой структуры изучаемых  государств Древнего Востока определило утверждение в них специфической  государственной формы – древневосточной деспотии, характерными чертами которой являлись:

1. Наследственный  верховный правитель (деспот) государства  с юридической точки зрения  обладал неограниченной властью.  Ему всецело принадлежали законодательные,  военные, административные и судебные  полномочия. Власть отождествлялась  с личностью одного человека. Важным  правомочием  деспота  являлось право верховной собственности на всю землю в государстве,  а  следовательно,  и существование большого царского (государственного) земельно-водного хозяйства.

2. Деспотия –  теократическая  монархия. Деспотическая власть выступала здесь как божественная, а царь рассматривался как бог или как представитель бога на земле.

3. Строгая централизация  и бюрократизация многочисленного  и разветвленного  государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота. Государственный аппарат довольно примитивен с точки зрения разграничения сфер  управления,  находящихся в  компетенции  отдельных  государственных органов и чиновников.

4. Жесткий тоталитарный  режим, воплощающийся во всемерном  подавлении  личности,  отсутствии гражданских и политических прав и свобод подданных, всеобщем надзоре и контроле.

Древневосточной деспотии  были  присущи три главные отрасли управления: финансовая, военная и общественных работ. Последняя  особенно примечательна. Как известно, основой земледелия в странах Древнего Востока являлось искусственное орошение. Поэтому организация в государственном масштабе массовых общественных работ по строительству, обслуживанию и охране ирригационных сооружений объективно выдвигалась на передний план. От нее зависела жизнь всех социальных групп общества, как эксплуатируемых, так и правящих. В связи с этим финансовое и  военное ведомства объективно низводились до уровня обслуживающих отраслей управления: они поставляли людские, продовольственные и  финансовые ресурсы на службу интересам ведомства общественных работ. Кроме того, финансовая и военная отрасли управления имели важное значение в плане организации обороны страны и осуществления военных экспедиций по порабощению других племен и народов.

Существование деспотии в странах Востока определялось потребностями экономического  развития общества и его социальной базой –сельской общиной. При этом изолированность общин, их натурально-замкнутый способ существования, отсутствие между ними всякой связи неизбежно приводили к  тому, что центральная власть приобретала именно деспотический характер, поскольку только централизованный  деспотизм, обладающий высшей непререкаемой властью, мог обеспечить жизнедеятельность столь специфического социального организма. Следовательно, деспотическая монархия и общинная организация оказывались соединенными неразрывной связью и  друг без друга не могли существовать. Общины на протяжении веков обеспечивали незыблемость восточного деспотизма, были его прочной опорой, а государство в форме деспотии было кровно заинтересовано в сохранении общины, поскольку эксплуатация общинников путем извлечения ренты – налога составляла  главный источник пополнения казны.

Своеобразие восточной  деспотии находит четкое  проявление в организации государственной власти, функционировании центральной и местной бюрократии, системе карательных органов в странах Древнего Востока.

Главой государства  в  Древнем Египте был царь (фараон), личность которого обожествлялась. Ему оказывались соответствующие  ритуальные почести, он был окружен ореолом величия, недосягаемости и неприкосновенности. Имя фараона не произносилось вслух, отсылочные выражения – «во дворце решили», «во дворце сказали» – вошли в традицию. Всякий социальный протест против  его  власти являлся тягчайшим государственным и религиозным преступлением. Государство как бы персонифицировалось в фараоне:  лично от него зависели благосостояние и безопасность подданных. Фараон обладал верховным правом на  государственный  земельный фонд.

Монарх обладал  всей полнотой государственной власти, а также был верховным жрецом – отправление культовых  функций  другими лицами производилось по его поручению. Все назначения высших должностных лиц, раздача титулов и званий, земельных и иных пожалований исходили от фараона.

При всей полноте  своей власти фараон не мог действовать  по личному произволу. Политическая  стабильность в государстве и прочность трона зависели от того, насколько успешно фараон способен был  учесть  интересы  правящих  кругов, особенно жреческой  и  военной знати.  Отсюда стремление фараона действовать «по справедливости», соблюдать сложившиеся  веками традиции. Попытки  «пойти против течения» могли стоить трона и жизни даже самым выдающимся правителям.

Наследование престола  осуществлялось  в рамках царствующей династии. Для закрепления права на престол использовались династические браки и институт соправительства.  Престол передавался, как правило,  от отца к старшему сыну.  Царицы были почти всегда родными сестрами своих властительных мужей. Частая смена династий являлась следствием заговора или гражданских смут.

Исполнение многообразных  функций  фараона  было  невозможно без опоры на громадный по численности строго централизованный и бюрократизированный чиновничий аппарат. Его  особенностью  была слабая отраслевая дифференцированность: основная масса должностных лиц была занята одновременно в нескольких сферах – хозяйственной, религиозной, военной, судебной. Лишь в Новом царстве (XVI-XI вв. до н.э.) сложилась определенная специализация в двух сферах – жреческой и военной: здесь власть была монополизирована в руках относительно замкнутых кастовых структур.

Вся деятельность чиновничества была строго регламентирована: от порядка прохождения службы, иерархической  субординации с учетом титулов и  званий  до специальной униформы и знаков отличия.

Во главе центрального аппарата управления стоял джати (арабы его называли «визирь»), фактически игравший роль первого министра. Должность джати была очень ответственной, поэтому первоначально она замещалась ближайшими родственниками фараона (нередко его сыновьями).  Джати действовал на основе инструкций фараона, сосредоточив в своих руках уже в эпоху Древнего царства обширные полномочия: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки на меже частных владений, вершить суд и осуществлять высшие полицейские функции.  По мере укрепления государственности в Египте власть джати усиливалась. В период Нового царства устанавливается правило:  джати знает обо всем, что «имеет доступ во дворец».

Важное место  среди высших чиновников занимал главный казначей, являвшийся руководителем  финансово-податного  ведомства. Поскольку налоги взимались преимущественно натурой (зерно, скот, слитки драгоценных металлов), главный казначей заведывал государственными хранилищами, где сосредоточивались налоговые поступления. Военное  ведомство возглавлялось начальником дома оружия – сановником,  принадлежавшим к высшей знати государства. В его обязанности входило непосредственное управление вооруженными силами (комплектование,  снаряжение,  материальное обеспечение, руководство). Начальник работ ведал  строительством ирригационных  и  других крупных сооружений, имеющих общегосударственное значение. Каждое из этих  трех ведомств управления обладало правом непосредственного принуждения,  для чего располагало многочисленным аппаратом чиновников.

Местное управление строилось с учетом разделения страны  на два административных округа:  Верхний и Нижний Египет, которые в свою очередь делились на области (номы),  возникшие в свое время на базе  старых общин.  Во главе каждого округа стоял особый наместник фараона.  Учреждение этих должностей имело целью усилить власть фараона над номовыми правителями (номархами),  пресечь их стремление к независимости от центра. В период смут, когда централизованное управление ослабевало, номархи превращались в самостоятельных правителей. Но в периоды последующей стабилизации сепаратизм номархов надламывался, номы превращались в обычные территориальные области, управляемые царскими чиновниками, присланными из центра; при них состояли секретари-писцы и административные палаты. Города и крепости имели своих начальников, также назначенных фараоном. В ведении местных чиновников находились административные, военные, судебные, полицейские полномочия и сбор налогов.

 

Аппарат подавления состоял из армии, полиции, судов.

Ядро армии составляли  профессиональные  части,  включавшие личную гвардию фараона, отряды наместников областей, резервных, учебных и  внутренних подразделений. На профессиональной основе комплектовались и отряды пограничной стражи, составлявшие гарнизоны пограничных крепостей. В случае войны  осуществлялся набор ополчения: каждый  ном, храм, крупный землевладелец выставляли положенное им число рекрутов. Ополченцы проходили обучение строю и стрельбе из лука  под руководством «начальника обучения». В составе армии имелись и отряды наемников. Основную часть армии составляла пехота. Особым родом войск являлись боевые колесницы и конница. Кроме сухопутных частей,  Египет располагал  сравнительно сильным гребным флотом, используемым как на Ниле, так и в Средиземном море. Общая численность вооруженных сил могла достигать 100-120 тыс. человек.

В Древнем Египте сложилась весьма развитая полицейская система. Полиция делилась на явную и тайную,  службу охраны фараона и высших сановников (телохранители), пограничную стражу и многочисленные охранные подразделения. Последним вменялось обеспечение общественного порядка в столице и других городах,  охрана храмов, полей, ирригационных сооружений, зернохранилищ и помещений, где содержались рабы. Полицейские были также надсмотрщиками при проведении общественных  работ,  вели  розыск  и задержание преступников, выполняли обязанности палачей при приведении в исполнение приговоров.  На службу в полицию привлекали  не  только свободных, но  рабов и военнопленных (последних в качестве палачей). В период Нового царства завершилась специализация  полиции на столичную, областную, городскую, храмовую, речную и пограничную.

Армия и  полиция в Египте,  как и в других странах Востока, имели классовое назначение. Их первейшей обязанностью было охранять и защищать интересы господствующего класса, подавлять непокорных, усмирять рабов. Репрессии древнеегипетской армии и полиции в  отношении рабов отличались особой жестокостью и беспощадностью.


Информация о работе Восточная деспотия как типичная форма правления древневосточных государств