Восточное крестьянство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:00, доклад

Описание работы

В монографии А.В. Гордона Крестьянство Востока:исторический субъект,культурная традиция,социальная общность прослеживается маркситская теория. Согласно материалистическому пониманию ,фундаментом, базисом любого конкретного общества, т.е. социально-исторического организма, является определенная система социально-экономических (производственных) отношений. Существует несколько типов социально-экономических отношений и, соответственно, несколько качественно отличных друг от друга их систем или общественно-экономических укладов (рабовладельческий, феодальный и т.п.). Каждая такая система социально-экономических отношений является общественной формой, в которой происходит процесс производства. Производство, взятое в определенной общественной форме, есть не что иное, как определенный способ производства (рабовладельческий, феодальный и т. п.).

Файлы: 1 файл

гордон.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

Гордон А.В. Крестьянство Востока: исторический субъект,культурная традиция, социальная общность.

 

Теория

В монографии А.В. Гордона Крестьянство Востока:исторический субъект,культурная традиция,социальная общность прослеживается маркситская  теория. Согласно материалистическому пониманию ,фундаментом, базисом любого конкретного общества, т.е. социально-исторического организма, является определенная система социально-экономических (производственных) отношений. Существует несколько типов социально-экономических отношений и, соответственно, несколько качественно отличных друг от друга их систем или общественно-экономических укладов (рабовладельческий, феодальный и т.п.). Каждая такая система социально-экономических отношений является общественной формой, в которой происходит процесс производства. Производство, взятое в определенной общественной форме, есть не что иное, как определенный способ производства (рабовладельческий, феодальный и т. п.).

Подходы для  реализации теории

Для реализации теории, автор использует  формационный подход. В советский период практически все авторы использовали формационный подход. Формационному подход, сформированн в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет                                       - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений составляет надстройку. Эти элементы достаточно хорошо освещены в монографии.  К. Марксу во многом был неясен характер социально-экономических отношений, господствовавших в древневосточных социоисторических организмах. Но их однотипность и в то же время качественное отличие не только от буржуазных и феодальных, но и от античных, рабовладельческих не вызывала у него сомнения. Поэтому им был сделан вывод, что на Древнем Востоке существовал особый антагонистический способ производства, который он назвал азиатским.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Классовому обществу, как свидетельствовали факты, положенные в основу представлений о дикости как первой стадии развития человечества, предшествовало общество первобытно-коммунистическое.( Варворство служило метафорой для основоположников марксизма ,однако не в том смысле,а в образе жизни.обычаев культуры…стр 15)   Капитализм К. Маркс рассматривал как последнюю антагонистическую общественно-экономическую формацию, за которой должна последовать коммунистическая.

Эту созданную  К. Марксом схему смены общественно-экономических формаций в основном принимало большинство сторонников марксизма. Единственным спорным моментом в ней был азиатский способ производства и, соответственно, азиатская общественно-экономическая формация. Гордон является сторонником маркситской теории и в своей монографии  отражает образ крестьянсства. (Крестьянская семья она,как типологизирована Марксом-результат длительного исторического развития. Стр 21)     В монографии ,говориться о локальности,как о свойстве крестьянского осознания.   Согласно материалистическому пониманию истории, производственные отношения объективны, материальны. Соответственно, материальной является и вся система, образованная этими отношениями. А это значит, что она функционирует и развивается по своим собственным законам, не зависящим от сознания и воли людей, живущих в системе этих отношений. Данные законы и являются законами функционирования и развития общественно-экономической формации. Введение понятия об общественно-экономической формации, впервые позволив взглянуть на эволюцию общества как на естественно-исторический процесс, сделало возможным выявление не только общего между социоисторическими организмами, но одновременно и повторяющегося в их развитии. В монографии автор первоначально описывает субьектом человека(«уходи зима с морозами»),затем он говорит что между человеком и природой появились сверхестественные существа («дай  бог» стр 51).Существования неравенства описываемого в монографии подтверждает теории формациий. Динимика крестьянской культуры охватывает века и тысечиелтия .Аграрная обрядность до конца оставлась периодическим воспроизведением таинств первотворения.Возникает двуединство прошлого-настоящего(стр 77).

Выдвигается важнейшая проблема сочетания в  организации крестьянского социума  двух стадиално(формационно) различных типов связей –личных и вещих.

Основная  трудность анализа крестьянских социумов носит методологический характер.(стр   105) .Для крестьян хозяйствование на земле суть средство к жизни и образа жизни.Крестьянская деревня сочетает братсво .Гордон опирается на Маркса –(при капиталистической  формации универсальный процес выступает как полное отчуждение.)Автор монографии ищет ответы на вопросы каковы перспективы раскрестьянивания на Востоке. Он рассматривает основы социальной организации ,тип хозяйства и образ жизни.

Способы деятельности

В монографии отсутствует  иллюстрация, сравнительные таблицы .

Понятийный  аппарат

Понятийный  аппарат у автора  общирен.

(вот некоторые  из понятий-исторический субъект,  локальная история,канон,культура,сакрализация,формация,порядок,универсализация,коллективная  судьба, крестьянское общество и т.д)

Хронологические и территориальные рамки

Монография  выпущенна в Моске,главной редакцией  восточной литератуы в 1989году.

Источниковая  база

Источниковой  базой является

  Маркс,Энгельс.-Маркс.К   Энгельс Ф.Сочинения.Изд.2-е.

Маркс, Энгельс, 1956. - Маркс. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений . М.,1956.

Маркс, Энгельс, 1956. - Маркс. К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность  материалистического и идеалистического воззрений.М.,1966

Ленин.-Ленин  В.И. Полное собрание сочинений.

Список литературы

Список литературы, довольно широк .Гордон А.В в основном ссылается на советскую литературу(книги, статьи  из  журнала)

(пример Герцен,1974.-Герцен А.И . О социолизме.Избранное. М.,1974,Лтхачёв,1983.- Лихачёв Д.С. Память культуры и культура памяти.-Юнный художник.1983,№8.и др.)

 

 


 

 

Выполнила Чернякова  Виктория

И-41

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Восточное крестьянство