Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 10:28, лекция
История Киевской Руси - это история раннего государственного образования восточных славян. Хронологически этот период охватывает IХ-ХII вв. IXв. - возникновение элементов государственности у восточных славян, XII век - период ослабления и распада Киевской Руси на отдельные княжества, выделения новых политических центров
Наличие у восточных славян в VI-VII вв. родовых сходов и племенных вечевых собраний отмечал и В.О.Ключевский. Он так же, как и Б.А.Рыбаков, видел у славян деление на более мелкие роды. В.О.Ключевский отмечал складывание у славян в VI в. крупных союзов. Власть, по его мнению, была у многочисленных племенных князьков и родовых старейшин, что, несомненно, свидетельствует о процессе распада родоплеменных связей.
Анализ археологических данных привел исследователей истории Киевской Руси в советское время к выводам о том, что
- у славян складывалась моногамная семья,
- отдельные семьи объединялись
не столько на основе родства,
сколько на основе
- на смену кровнородственной
шла соседская или
- в пределах общины
складывалась частная
- выделялась племенная верхушка.
Таким образом, исследователи и XIX и XX вв. отмечали у восточных славян во второй половине IX в. процесс разложения родоплеменных отношений, выделение племенной верхушки, складывание племенных союзов.
Культура восточных славян в догосударственный период известна мало. Представление об уровне материальной культуры дают, прежде всего, археологические данные. В кладе русских вещей XII в., найденном в бассейне реки Рось, имеются серебряные фигурки коней с золотыми гривами, серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде. VII-VIII вв. датируют создание найденных археологами фигурок с изображением человека, зверей, птиц и змей.
Образ жизни славян был достаточно прост. Селились они вблизи рек, озер. Жили в «дрянных избах», пишет С.М.Соловьев, которые находились на далеком расстоянии друг от друга. По сведениям Маврикия Стратега, «у них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах и болотах, в домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай».
Жили особыми поселками, которые укрепляли, огораживали, отчего они и получили название «городища». «Это обыкновенно округлые, реже угловатые пространства, очерченные иногда чуть заметным валом. Такие городища рассеяны всюду по Приднестровью на расстояния 4-8 верст друг от друга. Их происхождение еще в языческую пору доказывается соседством курганов, древних могильных насыпей», - сообщает В.О.Ключевский, при этом замечая, что это не начало городов, а укрепленные большие крестьянские дворы, из которых могли в последующем вырастать и города.
Нравы и обычаи славян производили «выгодное впечатление» на чужеземцев. Они отмечали простоту, доброту, гостеприимство славян, ласковость к иностранцам, отмечали, что славяне хорошо обращались с пленными: сохраняли им жизнь, разрешали выкупить себя, а по прошествии времени освобождали от рабства.
Что касается брака, необходимо отметить, что некоторые племена брака не знали, и летописец по степени развития брачных отношений проводил различие между восточнославянскими племенами. Было распространено похищение невест, у одного мужчины могло быть две и три жены.
Славянские женщины проявляли большую привязанность к своим мужьям, за которыми отправлялись в мир иной.
Ранняя религия восточных славян, как и у всех народов, - язычество. Язычество, по определению Б.А.Рыбакова, часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всех позднейших мировых религий. Языческие верования теснейшим образом связаны с освоением человеком природы. По мере изменения отношений человека и природы менялись и религиозные верования человека.
По мнению С.М.Соловьева, религия восточных славян поразительно схожа с первоначальной религией арийских племен. Она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших.
По мнению исследователей, занимающихся ранней историей славянства, наиболее ранние языческие верования были связаны с верой в злых духов (упырей) и добрых духов (берегинь). Злых духов славяне боялись, опасались и, чтобы задобрить их, приносили им разного рода жертвы. Особо почитали славяне водные пространства и лес, что объясняется их основным занятием - собирательством, охотой и рыболовством.
Наиболее древним божеством
восточных славян исследователи считают
Рода - творца окружающего мира, одновременно
с ним почитались и Роженицы - божества
плодородия. Их появление связывают с
переходом славян к занятию земледелием.
День Рода и Рожениц, по определению исследователей,
отмечался 9 сентября, после завершения
земледельческих работ. Постепенно главным
божеством у славян стал бог Сварог - бог
неба. Род потерял свое значение. Сыном Сварога считался
Храмов славяне не имели, и их природными жертвенниками, алтарями служили деревья, реки.
Таким образом, восточные славяне - часть единой славянской общности –
- ведут свое происхождение от народа ариев,
- часть племен славян
издревле проживала на
- славянские древности
на территории Восточной
- восточные славяне селились у рек, являлись земледельческим народом, сочетали земледелие с охотой, рыболовством, собирательством,
- культура восточного
славянства раннего периода
*Ареал – площадь, пространство, область распространения на земной поверхности каких-либо явлений, тех или иных видов животных, растений и т.п.
Информация о работе Восточное славянство до образования государства