Восточные славяне на исходе первобытной эпохи (VI – середина IX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:38, контрольная работа

Описание работы

Введение
Целью данной контрольной работы выступал анализ восточных славян в догосударственный период. И реализовать следующие задачи: провести отбор литературы по данной тематике; рассмотреть основные концепции происхождения восточных славян; проанализировать восточных славян в VI - IX веках - расселение, хозяйственный строй и социальная организация славянского общества; проследить культуру, быт, религиозные верования.
Источниками знаний по истории славян являются археологические и лингвистические памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники.
Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и сходством языка. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает в себя также многие народы мира (германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские, армянские, таджикские и др.) являются народами, родственными славянам, и вместе с ними составляют индоевропейскую группу народов.

Содержание работы

Введение - 3 -
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ИХ ЭТНОГЕНЕЗ - 4 -
II. СТРОЙ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН - 6 -
Заключение - 14 -
Т Е С Т. - 16 -
Список литературы - 17 -

Файлы: 1 файл

К.р по отеч.истории.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ВСЕРОССИЙСКИЙ  ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ» (ВЗФЭИ)

ALL-RUSSIAN DISTANCE

INSTITUTE OF FINANCE

& ECONOMICS

Филиал  ВЗФЭИ в г. Архангельске

Кафедра истории экономики, политики и культуры. 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Отечественная история»

на  тему: «Восточные славяне на исходе первобытной

эпохи (VI – середина IX вв.»

Вариант № 2 
 

студента Мырцевой Алёны Николаевны
Номер личного дела 09ммд46186
Специальность Менеджмент
Курс  ФНО
Группа  2 поток
Форма обучения договир
   
Руководитель Доцент Шумилов  В.В.
 
 
 
 
 
 

Архангельск 2011

ПЛАН: 
 

Введение - 3 -

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ИХ ЭТНОГЕНЕЗ - 4 -

II. СТРОЙ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН - 6 -

Заключение - 14 -

Т Е С Т. - 16 -

Список литературы - 17 - 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Целью данной контрольной работы выступал анализ восточных славян в догосударственный период. И реализовать следующие задачи: провести отбор литературы по данной тематике; рассмотреть основные концепции происхождения восточных славян; проанализировать восточных славян в VI - IX веках - расселение, хозяйственный строй и социальная организация славянского общества; проследить культуру, быт, религиозные верования.

     Источниками знаний по истории славян являются археологические и лингвистические  памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники.

     Славяне — крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и сходством языка. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает в себя также многие народы мира (германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские, армянские, таджикские и др.) являются народами, родственными славянам, и вместе с ними составляют индоевропейскую группу народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН И ИХ ЭТНОГЕНЕЗ1

     По  вопросу о происхождении и  о древнейшей истории восточных  славян существует много различных  представлений 

     а) Нестор.

     Летописец Нестор считал, что первоначально  славяне жили в Центральной и  Восточной Европе примерно от Эльбы  до Днепра и лишь в первых веках  нашей эры заселили бассейн Дуная  и Балканский полуостров.

     б) Синопсис: славяне и русы

     Наиболее  распространенная в XVIII в. теория происхождения  славян получила свое отражение в  первом русском печатном учебнике по истории, так называемым Синопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в.. Она состоит  в следующем: авторы, придерживающиеся этой теории, проводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этих авторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят от библейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархом русов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа и была запечатлена в названии столицы русского государства Москве. Постепенно русы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что в определенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности, так называемых этрусков жителей Италии выводит от русов, якобы это зашифрованное имя русов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся к индоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы, по предположению тех же самых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру.

     в) В. О. Ключевский

     В. О. Ключевский следует известиям  готского историка Иордана: первоначально  славяне занимали Карпатский край. Он называет Карпаты общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне  разошлись в разные стороны.

     г) А. А. Шахматов и Л. Гумилев 

     Академик  А. А. Шахматов, чье мнение поддерживает также Л. Н. Гумилев, изучая русские  летописи, исследуя историю русского языка и его диалекты, пришел к  выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах  Тисы и на склонах Карпат (современная  восточная Венгрия и южная  Польша) .

     д) Б. А. Рыбаков

     Б. А. Рыбаков, отвергая все названные  и неназванные точки зрения, отстаивает свою. В отдаленную эпоху в Юго-Восточной Европе и в Малой Азии обитали родственные племена предки индоевропейских народов.

          В целом проблема происхождения и расселения славян до сих пор находится в стадии обсуждения. По-видимому, выделение  славян из индоевропейской общности происходило в процессе перехода к пашенному земледелию.

          К тому времени, когда  славяне присоединились к Великому переселению народов (VI в.), страны мира прошли большой путь развития: возникали и разрушались государства, шли активны миграционные процессы. В IV в. распалась огромная Римская империя. В Европе с центром в Риме образовалось Западное Римское государство. На территории Балкан и Малой Азии возникло мощное государство – Восточное с центром в Константинополе, позже получившее название Византийской империи      (просуществовало до 1453г.).

          В VI в.  славяне (под названием словене) включились в мировой миграционный процесс. Расселение славян происходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балтийский полуостров; на запад – в среднее Подунавье и междуречья Одера и Эльбы; на восток и север – по Восточно-Европейской равнине. В то время происходило разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. [1, с. 26-27] 

    1. СТРОЙ И ОБРАЗ ЖИЗНИ  ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
  • состав древнего киевского общества, можно отметить три древнейших его слоя:
    1. высший, называемый старцами "градскими"; это земская аристократия, к которой некоторые исследователи причисляют и огнищан. (Видимо, можно принимать огнищан за знатных княжеских мужей, но сомнительно, чтобы огнищане были высшим классом земского общества.)

     2) Средний класс составляли люди (ед. ч.: людин) , мужи, соединенные в общины, верви.

     3) Холопы или челядь - рабы и притом  безусловные, полные, обельные ("облый" круглый) - были третьим слоем.

  • Более позднее деление

     С течением времени это общественное деление усложняется. Наверху общества находится уже княжеская дружина, с которой сливается прежний  высший земский класс. Дружина состоит  из старшей ("бояр думающих и мужей  храборствующих") и младшей (отроков, гридей) , в которую входят и рабы князя. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник, тиун, вирники и др.) Класс людей делился определенно на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которых свободные люди называются смердами, а зависимые - закупами. Закупы не рабы, но ими начинается на Руси класс условно зависимых людей, с течением времени сменивший собой полных рабов. Дружина и люди не замкнутые общественные классы: из одного можно было перейти в другой. Основное различие в положении их заключалось, с одной стороны в отношении к князю (одни князю служили, а другие ему платили; что же касается до холопов, то они имели своим "господином" хозяина, а не князя, который их вовсе не касался) , а с другой стороны - в хозяйственном и имущественном отношении общественных классов между собой. [2, с.25-26] 

     ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

     Общественное  разделение труда. Более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни рода начинала играть военная добыча. Размежевание племен кочевых и оседлых, земледельческих и скотоводческих, а также племен, живших по преимуществу охотой и перешедших к производящему хозяйству, дополнялось начатками внутриродового разделения труда: появились профессионалы-ремесленники (гончары и специалисты по выплавке или обработке металлов) , профессионалы-воины. Частые переселения родов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение из рода групп искателей военной добычи (дружин) - все эти процессы вынуждали то и дело отступать от традиции, основанные на обычае старые решения не всегда срабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.

     Расселение  восточных славян. В процессе расселения восточных славян по Восточно-Европейской равнине у них происходило разложение первобытнообщинного строя. В «Повести временных лет» говорится о племенных княжениях, которые историки называют племенными союзами. Такой союз включал 100-200 племен, объединенных вокруг наиболее сильного племени, по имени которого получал название весь союз. В свою очередь, каждое отдельное племя состояло из множества родов и занимало значительную территорию. В летописи называются десятка полтора таких племенных княжений и места их расселения. Так, в среднем течении Днепра жили поляне, в бассейне реки Припять – древляне и дреговичи, в бассейне реки Сож (левый приток Днепра) – радимичи. В бассейнах рек Десны, Сейма и Сулы селились северяне, в междуречье Южного Буга и Днестра – уличи, между реками Днестр и Прут – тиверцы. В предгорьях Карпат жили «белые» хорваты, а по Западному Бугу – дулебы, волыняне и бужане, в верховьях Западной Двины и Днепра – кривичи, в среднем течении Западной Двины при впадении в нее реки Полоть – полочане, на севере, вокруг озера Ильмень и по реке Волхов – ильменские славяне, а в бассейне Оки самые восточные из славянских племен – вятичи.

     Каждое  племя управлялось своим вождем – старейшиной, существовал также  совет старейшин и общее собрание племени – вече.

     Данные  летописи о расселении восточных  славян через много веков были подтверждены археологическими находками женских украшений – височных колец, типичных для каждого племенного союза.

     Важный  фактор в формировании народа и государства  представляют соседствующие народы и племена, которые отличаются своим  языком, укладом жизни, бытом, нравами  и обычаями, культурой и т.п. В  разное время соседские народы подчиняли  себе славянские племена, втягивали  их в сферу своей хозяйственной  деятельности или, наоборот, находились под влиянием славян.

     Расселяясь, восточные славяне вытесняли  живущие здесь народы или ассимилировались с ними. После закрепления на новых  местах восточные славяне создают  основы своей общественной и хозяйственной  жизни.

     Хозяйственная деятельность. Судя по сохранившимся литературным памятникам и археологическим находкам, славяне еще до своего расселения по Восточно-Европейской равнине занимались как хлебопашеством и скотоводством, так и охотой и бортничеством. Заселяя новые места, они продолжали свои прежние занятия, хотя их пришлось приспосабливать к новым условиям. У славян лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог, когда участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему земледелия: вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и также использовали два-три года, а затем расчищали новый участок. На расчищенных землях выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, овес; из огородных культур – репу, капусту, свеклу, морковь, редьку, огурцы, занимались и скотоводством: разводили лошадей, крупный рогатый скот, свиней, овец, коз.

     В качестве орудий труда использовали топор, мотыгу, борону-суковатку, заступ, серп, цепы, каменные зернотерки и ручные жернова. В южных районах основным орудием труда было рало, а позже – деревянный плуг с железным наконечником – лемехом.

     В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне лошадей. Хозяйство  носило натуральный характер: производились  главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для  удовлетворения насущных потребностей.

Информация о работе Восточные славяне на исходе первобытной эпохи (VI – середина IX вв