Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:48, контрольная работа
Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения, содержатся в трудах античных, византийских и арабских авторов.
1. Введение.
2.Восточные славяне в древности.
- расселение
- хозяйство
- формирование элит
- религиозные верования
3. Первые политические объединения у восточных славян.
4. Образование древнерусского государства.
5. Заключение.
Алтайский государственный медицинский университет
Фармацевтический факультет
Заочное отделение
1 курс
Контрольная работа по истории Отечества
Вариант № 2
Восточные славяне. Образование древнерусского государства.
Барнаул, 2012год.
1. Введение.
2.Восточные славяне в древности.
- расселение
- хозяйство
- формирование элит
- религиозные верования
3. Первые политические объединения у восточных славян.
4. Образование древнерусского государства.
5. Заключение.
Введение.
Сложность исследования вопросов происхождения
восточных славян и их расселения на территории
Руси тесно связана проблемой отсутствия
достоверных сведений о славянах. Более
или менее точные источники историческая
наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как
ранняя история славян весьма туманна.
Первые, достаточно скудные сведения,
содержатся в трудах античных, византийских
и арабских авторов.
Серьезным письменным источником, несомненно,
является Повесть временных лет – первая
русская летопись, основной задачей которой,
по словам самого летописца, было выяснить,
«откуда есть пошла Русская земля, кто
в Киеве нача первее княжити, и откуда
Русская земля стала есть». Автор летописи
подробно описывает расселение славянских
племен и период, непосредственно предшествующий
образованию древнерусского государства.
В связи с изложенными обстоятельствами
проблему происхождения и ранней истории
древних славян сегодня решают ученые
разных наук: историки, археологи, этнографы,
лингвисты.
Восточные славяне в древности.
Расселение восточных славян.
Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI – VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения).
Вокруг вопроса, какую территорию занимали
славяне до VI в., продолжают идти дискуссии.
Выдающиеся историки Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев,
В.О.Ключевский поддерживали версию русских
летописей (в первую очередь - «Повести
временных лет») о том, что прародиной
славян является Дунай.
Правда, В.О.Ключевский вносил дополнение:
с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались
около пяти веков, после чего в VII в. восточные
славяне постепенно расселились по Русской
(Восточно-Европейской) равнине.
Большинство современных ученых считает,
что прародина славян находилась в более
северных регионах (Среднее Поднепровье
и Поприпятье или же междуречье Вислы
и Одера).
Академик Б.А.Рыбаков, на основании новейших
археологических данных, предлагает объединить
оба варианта прародины славян. Он считает,
что праславяне размещались в широкой
полосе Центральной и Восточной Европы
(от Судет, Татр и Карпат до Балтийского
моря и от Припяти до верховьев Днестра
и Южного Буга).
Таким образом, наиболее вероятно, что
славяне занимали в первой половине I тысячелетия
н.э. земли от верхней и средней Вислы до
среднего Днепра.
Расселение славян происходило по трем
основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион
между Одером и Эльбой;
- на восток и север по Восточно-Европейской
равнине.
Соответственно в результате расселения
сформировались три существующие доныне
ветви славянства: южные, западные и восточные
славяне.
Хозяйство восточных славян.
Жизнь среди лесов и болот
была нелегкой. Люди вели хозяйство,
применяясь к окружающим
Особенно интенсивно продолжало совершенствоваться земледелие - этот основной вид хозяйства раннесредневекового мира. Улучшались орудия труда. Широко распространенным видом сельскохозяйственной техники стало "рало с полозом", с железным лемехом или плуг. Жернова заменили древние зернотерки, при уборке урожая использовались железные серпы. Каменные и бронзовые орудия труда отошли в прошлое. Высокого уровня достигли агрономические наблюдения. Восточные славяне этого времени прекрасно знали наиболее удобное время тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних земледельцев.
А главное, в землях восточных славян в эти сравнительно "спокойные века", когда опустошительные нашествия кочевников не очень тревожили жителей Поднепровья, с каждым годом расширялись пахотные земли. Широко осваивались удобные для земледелия лежащие неподалеку от жилищ степные и лесостепные земли. Железными топорами рубили славяне вековые деревья, выжигали мелкую поросль, выкорчевывали пни в тех местах, где господствовал лес.
Двухпольные и трехпольные
севообороты стали
Пахотные
участки перемежались лесами, которые
становились все гуще и суровее к северу,
реже и веселее на границе со степью. Каждый
славянин был не только прилежным и упорным
земледельцем, но и опытным охотником.
Шла охота на лосей, оленей, серн, лесную
и озерную птицу - лебедей, гусей, уток.
Уже в это время сложился и такой вид охоты,
как добыча пушного зверя. Леса, особенно
северные, изобиловали медведями, волками,
лисами, куницами, бобрами, соболями, белками.
Ценные меха (скора) шли на обмен, на продажу
в близлежащие страны, в том числе в Византию;
они являлись мерой обложения данью славянских,
балтских и угро-финских племен, поначалу,
до введения металлических денег, являлись
их эквивалентом. Не случайно и позднее
один из видов металлической монеты на
Руси называли кунами, т. е. куницами.
Начиная
с весны и до глубокой осени восточные
славяне, как и их соседи балты и угро-финны,
занимались бортничеством (от слова "борть"
- лесной улей). Оно давало предприимчивым
промысловикам много меда, воска, который
также высоко ценился при обмене. А из
меда делали хмельные напитки, использовали
при изготовлении пищи в качестве сладкой
приправы.
Формирование элит восточных славян.
Восточные славяне к VIII – IX вв. достигли
на севере Невы и Ладожского озера, на
востоке – средней Оки и верхнего Дона,
ассимилировав постепенно часть местного
балтийского, финно-угорского, ирано-язычного
населения.
Расселение у славян совпало с распадом
родо-племенного строя. В результате дробления
и смешивания племен складывались новые
общности, которые носили уже не кровнородственный,
а территориально-политический характер.
Племенная раздробленность у славян еще
не была преодолена, но тенденция к объединению
уже имелась. Этому способствовала обстановка
эпохи (войны с Византией; необходимость
борьбы с кочевниками и варварами; еще
в III в. по Европе смерчем проходят готы,
в IV в. нападают гунны; в V в.произошло вторжение
авар в Приднепровье и т.д.).
В этот период начинают создаваться союзы
славянских племен. Эти союзы включали
в себя 120-150 отдельных племен, имена которых
были уже утрачены.
Структура этих общностей была двуступенчатой:
несколько небольших образований («племенных
княжеств») составляли, как правило, более
крупные («союзы племенных княжеств»).
У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось
12 союзов племенных княжеств. Во главе
восточнославянских союзов племенных
княжеств стояли князья, опиравшиеся на
военно-служилую знать – дружину. Князья
были и в более мелких общностях – племенных
княжествах, входивших в союзы.
Сведения о первых князьях
содержатся в Повести
С VIII в. у
восточных славян
Внутри племен складывается свой диалект
языка, своя культура, особенности хозяйства
и представление о территории.
Височные
украшения восточнославянских племен
1
- спиральное (северяне); 2 - перстнеобразное
полуторооборотное (дулебские племена);3
- семилучевое (радимичи);4 -ромбощитковое
(словене ильменские);5 - эавернутоконечное
Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени.
Отмеченные особенности (погребальные
сооружения, височные кольца) между племенными
объединениями Восточной Европы возникли
у славян, по-видимому, не без влияния балтийских
племен. Восточные балты во второй половине
I тысячелетия н.э. как бы «вросли» в восточнославянское
население и были реальной культурно-этнической
силой, оказавшей влияние на славян.
Развитие этих территориально-политических
союзов шло постепенно по пути превращения
их в государства.
Религиозные верования.
В основе миросозерцания
восточных славян лежало язычество
– обожествление сил природы,
восприятие природного и человеческого
мира как единого целого.
Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху
верхнего палеолита, около 30 тысяч лет
до н.э.
С переходом к новым типам хозяйствования
языческие культы трансформировались,
отражая эволюцию общественной жизни
человека. При этом, что примечательно,
самые древние пласты верований не вытеснялись
новыми, а наслаивались друг на друга,
поэтому восстановление информации о
славянском язычестве чрезвычайно сложно.
Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего
дня практически не сохранилось письменных
источников.
Самые почитаемые из языческих богов
были Род, Перун и Волос (Белес); при этом
каждая из общностей имела и своих, местных
богов.
Перун являлся богом молнии и грозы, Род
– плодородия, Стрибог – ветра, Велес
– скотоводства и богатства, Дажьбог и
Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней
ткачества.
В глубокой древности у славян был широко
распространен культ Рода и рожаниц, тесно
связанный с поклонением предкам. Род
– божественный образ родовой общины
вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное
обиталище предков.
Каждое восточнославянское племя имело
своего бога-покровителя и свои пантеоны
богов, у разных племен схожих по типу,
но различных по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает
культ великого Сварога – бога неба –
и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре)
и Стрибога – богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает
играть Перун – бог грозы и дождя, «творец
молний», который особенно почитался как
бог войны и оружия в княжеско-дружинной
среде. Перун не являлся главой пантеона
богов, лишь позже, в период формирования
государственности и усиления значения
князя и его дружины, культ Перуна стал
укрепляться.
Перун – центральный образ индоевропейской
мифологии – громовержец , находящийся
«наверху» (отсюда связь его имени с названием
горы, скалы) и вступающий в единоборство
с противником, представляющим «низ»,
- он обычно находится «под» деревом, горой
и т.д. Чаще всего противник громовержца
предстает в виде змееподобного существа,
соотносимого с нижним миром, хаотическим
и враждебным человеку.
В языческий пантеон
входили также Волос (Велес) –
покровитель скотоводства и хранитель
подземного мира предков; Макошь (Мокошь)
– богиня плодородия, ткачества, и
другие.
Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные
с верой в мистическую связь рода с каким-либо
животным, растением или даже предметом.
Кроме того, мир восточных славян был
«населен» многочисленными берегинями,
русалками, лешими и пр.
Деревянные и каменные статуи богов воздвигались
на языческих святилищах (капищах), где
делались жертвоприношения, в том числе
человеческие.
Языческие праздники были тесно связаны
с земледельческим календарем.
В организации культа значительную роль
играли языческие жрецы – волхвы.
Главой языческого культа был вождь, а
затем князь. Во время культовых ритуалов,
проходивших в специальных местах – капищах,
богам приносились жертвы.
Языческие верования
определяли духовную жизнь
У славян так и не появилась мифология,
объясняющая происхождение мира и человека,
рассказывающая о победе героев над силами
природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала
уровню общественного развития славян.
Первые политические объединения у восточных славян.
«Повесть временных лет» называет следующие восточнославянские объединения: поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи (из которых западные имели и особое название — полочане), словене ильменские, дреговичи, волыняне (бужане или дулебы), белые хорваты, тиверцы и уличи. Из них уличей и тиверцев во времена составления летописи (XI в.) уже не существовало, хотя они фигурируют в событиях первой половины X в. Очевидно, уличи и тиверцы были разгромлены печенегами в период усиления последних во второй половине X в. В то же время, согласно ПВЛ, тиверцы и уличи некогда были весьма многочисленны, а поскольку они обитали в низовьях Днестра, т.е. на границах с Византией, из них происходили толковины-переводчики (с греческого языка.)
Сам термин «славяне» до сих пор удовлетворительно не объяснен. Возможно, он связан со «словом», и так наши предки могли себя именовать в отличие от иных народов, речь которых они не понимали (немцы). С таким явлением мы встречаемся не только в славянском мире. Любопытно, что согласно Прокопию Кесарийскому (VI в.), весьма эрудированному писателю славяне назывались прежде спорами, а у Иордана фигурирует какой-то народ сполы, с которым воевали готы. Расшифровать эти понятия невозможно при нашем состоянии знаний, но, очевидно, термин «славяне» возник не сразу и не вдруг стал общеупотребительным. Возможно, древнейшее название было все-таки венеды: именно так именовали славян их древнейшие соседи с запада — германцы и, кажется восточные балты. Но так могла называться и часть предков славян, тогда как другие могли носить иные наименования. И только позже (V—VI вв.?) утвердилось общее название «славяне» (словене).
Информация о работе Восточные славяне. Образование древнерусского государства