Восточные славяне. Образование Киевской Руси. Принятие христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э.
Славяне пришли на территорию Белоруссии из Висло – Ордынского междуречья в VI-VII вв. Расселились на верховодьях Днепра и бассейне Западной Двины – кривичи (города которые возникли на месте их проживания Полоцк, Витебск, Браслав); в бассейне реки Припять – дреговичи (Брест, Пинск, Слуцк, Копыль, Мозырь и др); между Днепром и Сожжем – радимичи (Гомель, Чечерск, Кричев)

Содержание работы

РАЗДЕЛ 1. Восточные славяне ………………………………………………..3-6
1.1. Территория восточных славян VI-IXвв. ………………………………….3-4
1.2. Хозяйственная жизнь ………………………………………………………..5
1.3. Торговые пути ……………………………………………….........................6
РАЗДЕЛ 2. Образование Киевской Руси ……………………………………7-10
2.1. Зарождение древнерусское государство …………………………………7-8
2.2. Рассвет Киевской Руси …………………………………………………..9-10
РАЗДЕЛ 3. Принятие христианства ……………………………………......11-13
3.1. Причины принятия христианства ………………………………………...11
3.2. Положительные последствия принятия христианства ……………….12-13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

К.Р. Отечественная история.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная работа

по учебной дисциплине    «Отечественная история»

 

 

на тему:  «Восточные славяне. Образование Киевской Руси.

                             Принятие христианства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. Восточные славяне ………………………………………………..3-6

1.1. Территория восточных славян VI-IXвв. ………………………………….3-4

1.2. Хозяйственная жизнь ………………………………………………………..5

1.3. Торговые пути ……………………………………………….........................6

РАЗДЕЛ 2. Образование Киевской Руси ……………………………………7-10

2.1. Зарождение древнерусское  государство …………………………………7-8

2.2. Рассвет Киевской  Руси …………………………………………………..9-10

РАЗДЕЛ 3. Принятие христианства ……………………………………......11-13

3.1.  Причины принятия  христианства ………………………………………...11

3.2. Положительные последствия принятия христианства  ……………….12-13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….............14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Восточные славяне

    1. Территория восточных славян (VI-IXв)

Первые письменные свидетельства  о славянах  относятся к началу I тысячелетия н.э [6 С.15].

Славяне пришли на территорию Белоруссии из Висло – Ордынского  междуречья в VI-VII вв.  Расселились на верховодьях Днепра и бассейне Западной Двины – кривичи (города которые возникли на месте их проживания Полоцк, Витебск, Браслав); в бассейне реки Припять – дреговичи (Брест, Пинск, Слуцк, Копыль, Мозырь и др); между Днепром и Сожжем – радимичи (Гомель, Чечерск, Кричев) [7 C.7].

Славяне осваивали Восточно-Европейскую  равнину, вступали в контакт  с  немногочисленными финско-угорскими  и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции. В VI-IXв славяне объединялись в общности (имели не только родовой, но и территориально-политический характер) племенные союзы. Эти союзы  включали в себя 120-150 отдельных племен, а каждое племя в свою очередь состояло из большего количества родов и  занимало значительную территорию.

Поляне жили в лесостепи  по среднему течению Днепра. К северу от них между рек Десны и  Роси жили северяне. К западу от полян  на правом побережье Днепра – древляне. К северу от древлян  между реками Припятью и Западной Двины – дреговичи. К югу от реки Буг располагались бужане и волоняне. По реке Сож – радимичи. По реке  Ока и Москва располагались – витичи; на запад от них – кривичи[6 С.17].

Все данные говорят за то, что в процессе движения славян на восток происходило их слияние разноплеменным местным населением, в результате чего и вырабатывались те черты (в языке,  антропологическом типе, материальной культуре)[5 С.10], что отличают восточных славян от западных и южных. Уже в ту пору намечались и определенные различия между юго-западными частями восточнославянского мира, северными, северо-восточными и северо-западными, которые позже в ХIII- VII в, привели к распаду единой древнерусской народности на  три самостоятельных.

Северяне стали предками русских и украинцев, а кривичи и радимичи – единые пращуры русских и белорусов. В более позднее время отмечаются переливы населения из разных областей древней Руси, не как не связанные с особенностью в ту пору отдельных частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Хозяйственная жизнь восточных славян

 

Восточнославянские племена  вели  в основном земледельческое  хозяйство.

Восточные славяне –  землевладельцы выращивали полевые культуры (пшеница, ячмень, рожь, просо, овес, гречка, горох, боб, лён, конопля), разводили сады и огороды, где росли яблоки, вишня, слива, репа, капуста, огурцы, лук, чеснок. Особо почитаемой культурой была – рожь, занимавшее первое место в рационе питания у восточных славян[2 С.163].

Обработка земли велась  с помощью  примитивных орудий труда: соха, рало, плуг, мотыга, серп. Вели так же пашенное земледелие. В зависимости от местных условий оно могло быть подсечно-огневым или  лесным перелогом. Важное место у славян занимает скотоводство.  Они выращивали на своих  поводьях животных и птиц, которые обеспечивали мясом, молоком, яйцами и шерстью. Лошади и волы являлись главной тяговой силой в обработке земли и перевозки грузов. Немалое значение  в жизни славян имели  охота и рыболовство, а так же бортничество[5 С.18].

Разнообразная рыба  не только дополняла рацион питания, но и позволяла пережить голодные годы, когда земля не давала урожая: рыбу повсеместно  запасали (солили, сушили, вялили, замораживали) [2 С.165].

Орудия труда, домашнюю утварь, мебель, посуду и многое другое люди делали сами. Господствовало натуральное хозяйство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Торговые пути восточных славян

 

         Через Восточно-Европейскую равнину пролегал  торговый путь, которым пользовались еще древние греки. Это  путь стал основной дорогой Древней Руси.  По ней везли не только меха и мед, но и добычу, захваченную во время военных походов. В них встречались торговые  иноземцы с русскими промышленниками и торговцами; происходил торг, составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям на хазарские и греческие  рынки. Охрана товаров в складах и на путях требовали вооруженной силы, поэтому в городах образовались военные дружины или товарищества в состав которых входили свободные и сильные люди (витязи) разных народностей, всего чаще варяги. Они или сами торговали, охраняя оружием свои товары, или нанимались на службу  в городах и оберегали города и городские торговые караваны[2 С.195]. 

Ведущую роль в транзитной  торговле через Восточную Европу играли  в VIII-IXвв. европейские купцы, которые лишь в  пределах халифа уступали ее местным мусульманским торговцам. Последние по Каспии и Волге  доходили до небольшого городка Булгар очевидно, сухопутным путем, тогда как Волжский путь контролировался хазарами и европейскими купцами этого государства. В северные пределы славян  арабские купцы  в XI в не заходили. Хазары держали дороги под своим контролем и помимо чисто административных мер прибегали к простому запугиванию рассказами о диких северных людях, якобы убивших всех чужеземцев. Вместе с тем уже в X веке все больше значение приобретает другой путь, связывавшее европейский север с Черным морем[6 С.18].

Вероятно, его функционирование было вызвано господством хазар  на Волжском пути, где они ставили  для всех торговцев, исключая европейских  всякого рода заслоны. В то время  как на севере активизировали деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался под власть хазар.

 

 

  1. Образование Киевской Руси
    1. Зарождение древнерусского государства

 

          Племенные  княжения славян  объединялись в крупные суперсоюзы. Накануне образования древнерусского государства трех крупных  объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании.

Куяба – распалась  вокруг Киева. Слявия занимала территорию в районе озера Ильмень, а центром был Новгород. Широкое распространение земледелия с использованием  орудия труда и железа, распад родовой общины, возникновение дружины, рост числа  городов – начало складываться государственность[1 С.18].

Согласно предписанию в середине IXв  на земле ильменских словен и угро-финских племен начались междоусобицы, встал  «род за род». В 862г. местные вожди, решили пригласить к себе правителей трех братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Вожди обратились к братьям со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами» [6С.22].

Рюрик осел в Ладоге, Синеус – на севере, а Туров на западе. После смерти младших братьев Рюрик стал владеть всеми землями. Пожже заложил новый город – Новгород, завладел всеми окрестными землями. Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «Русь». После того, как варяги «растворились» в славянском окружении, Русью стали называть восточных славян, их земли и созданное на них государство. В 945 году владения потомков Рюрика были впервые названы «Русской землей» [1 С.18].

После смерти Рюрика в 879г. власть в Новгороде перешла  к родственнику Рюрика Олегу.  В 882г. Олег с дружиной подошел к Киеву, убил киевских владетелей и земли восточных славян  от Ладоги до Киева впервые оказались  объединены под властью  одного князя. Так сложилось государство Киевская Русь[1 С.19].

Киевская Русь была раннефеодальной  монархией. Во главе  государства  стоял великий князь. Ему подчинялись  князья и бояре, крестьян и мещан  держали в подчинении с помощью  военной силы – княжеских  дружин. В ряде городов  важным органом  самоуправления  оставалось вече.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Рассвет  Киевской Руси

 

Став Великим князем, Владимир 1 (980-1015г.) значительно расширил и упрочнил  Русь как государство  всех восточных славян.

В 981г. вследствие войны  с Польшей к  Руси были присоединены: Перемышль, Червень и др. горда. В 982г. походы на витичей, которые были побеждены и обложены данью. В 986г. та же учесть постигла  и родимичей. В 987г. удачный поход Владимира на болгар[1 С.21].

Одним из главных задач  того времени было обеспечение защиты русских земель от набегов печенежских племен. Владимир сумел сделать борьбу  с печенегами делом всей Руси, почти всех  входивших в е состав народов. Заслуга Владимира в том и состоит, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, шедшей по землям Полян, Уличей и Северян.  Постройка нескольких оборонительных рубежей с продуманной, системой крепостей, валов, сигнальных вышек, «богатырские заставы» защищавшие Русь от набегов (где стоял легендарный Илья Муромец), сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были   избавлены от ужасов печенежских набегов[3 С.7].

Все восточные славяне  сначала  составляли  единую древнерусскую  народность в границах  единого Древнерусского государства — Киевская Русь. Этот факт прочно вошел в историческую память не только белорусского, но и русского и украинского народов. Согласно общепризнанной в отечественной и зарубежной научной литературе схеме, восточнославянские племенные союзы после их политического объединения в рамках Древнерусского государства в течение XI—XII века слились в единую древнерусскую народность, которая с конца XIV века распалась на три отдельных народности — белорусскую, великорусскую и украинскую. Исходя  из этого, можно сделать вывод о том, что идея белорусской государственности имеет общерусские корни, восходит к древнерусской государственности. Именно уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Она, несомненно, помогает нам понять и осмыслить историю белорусского государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Принятие христианства

3.1.Причины принятия христианства

 

Христианство – религия, в основе которой лежит вера в  Христа как богочеловека.

 

Причины принятия христианства:

  1. Возникновение государства, необходимость оправдать неравенство;
  2. потребность знаний, письменности;
  3. походы восточных славян  на Византию, приобщение  к их культуре;
  4. Необходимость в тесных связях   с другими христианскими государствами, повышение международного авторитета.

 

Христианство утверждалось медленно, преимущественно не насильственными методами. На окраинных землях  Киевской Руси оно установилось  много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства  имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно утверждало идею равенства людей  перед Богом. «Путь в Рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдинину» [4 С.34].

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Поэтому служители церкви стремились обратить  в свою веру как можно больше людей. Для этого  пастыри  беседовали со всеми, кто  приходил к ним из любопытства  поглядеть на торжественность обрядов  Христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Положительные последствия принятия христианства:

 

  1. Возвышало человека над  природой
  2. Улучшало моральное состояние общества
  3. Рост авторитета среди других государств
  4. Содействовало укреплению связей с другими государствами
  5. Содействовало развитию культуры (письменность, живопись, архитектура, просвещение)

В 988 году официально введено  христианство на Руси  князем Владимиром, как государственной религии. Оно было принято изначально верхами, а затем постепенно  распространялось среди низших слоев населения[4 С.35].

Патриарх

Метрополит

Епископ

Священники

Верующие

   Владимир окрестился сам, окрестил своих детей, бояр, дружину. Затем стал посылать священников и знающих людей, из обращенных уже ко Христу, по ближайшим городам и селам с целью обращения в христианство. В Киеве же он сам ходил между народом, разъяснял ложность язычества и склонял киевлян к принятию христианства[1 С.22].

Информация о работе Восточные славяне. Образование Киевской Руси. Принятие христианства