Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:37, контрольная работа
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э.
Славяне пришли на территорию Белоруссии из Висло – Ордынского междуречья в VI-VII вв. Расселились на верховодьях Днепра и бассейне Западной Двины – кривичи (города которые возникли на месте их проживания Полоцк, Витебск, Браслав); в бассейне реки Припять – дреговичи (Брест, Пинск, Слуцк, Копыль, Мозырь и др); между Днепром и Сожжем – радимичи (Гомель, Чечерск, Кричев)
РАЗДЕЛ 1. Восточные славяне ………………………………………………..3-6
1.1. Территория восточных славян VI-IXвв. ………………………………….3-4
1.2. Хозяйственная жизнь ………………………………………………………..5
1.3. Торговые пути ……………………………………………….........................6
РАЗДЕЛ 2. Образование Киевской Руси ……………………………………7-10
2.1. Зарождение древнерусское государство …………………………………7-8
2.2. Рассвет Киевской Руси …………………………………………………..9-10
РАЗДЕЛ 3. Принятие христианства ……………………………………......11-13
3.1. Причины принятия христианства ………………………………………...11
3.2. Положительные последствия принятия христианства ……………….12-13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Контрольная работа
по учебной дисциплине «Отечественная история»
на тему: «Восточные славяне. Образование Киевской Руси.
Принятие христианства»
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Восточные славяне ………………………………
1.1. Территория восточных славян VI-IXвв. ………………………………….3-4
1.2. Хозяйственная жизнь ………………………………………………………..5
1.3. Торговые пути ………………………………………………............
РАЗДЕЛ 2. Образование Киевской Руси ……………………………………7-10
2.1. Зарождение древнерусское государство …………………………………7-8
2.2. Рассвет Киевской Руси …………………………………………………..9-10
РАЗДЕЛ 3. Принятие христианства ……………………………………......11-13
3.1. Причины принятия
христианства ………………………………………..
3.2. Положительные последствия принятия христианства ……………….12-13
Восточные славяне
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э [6 С.15].
Славяне пришли на территорию Белоруссии из Висло – Ордынского междуречья в VI-VII вв. Расселились на верховодьях Днепра и бассейне Западной Двины – кривичи (города которые возникли на месте их проживания Полоцк, Витебск, Браслав); в бассейне реки Припять – дреговичи (Брест, Пинск, Слуцк, Копыль, Мозырь и др); между Днепром и Сожжем – радимичи (Гомель, Чечерск, Кричев) [7 C.7].
Славяне осваивали Восточно-
Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между рек Десны и Роси жили северяне. К западу от полян на правом побережье Днепра – древляне. К северу от древлян между реками Припятью и Западной Двины – дреговичи. К югу от реки Буг располагались бужане и волоняне. По реке Сож – радимичи. По реке Ока и Москва располагались – витичи; на запад от них – кривичи[6 С.17].
Все данные говорят за то, что в процессе движения славян на восток происходило их слияние разноплеменным местным населением, в результате чего и вырабатывались те черты (в языке, антропологическом типе, материальной культуре)[5 С.10], что отличают восточных славян от западных и южных. Уже в ту пору намечались и определенные различия между юго-западными частями восточнославянского мира, северными, северо-восточными и северо-западными, которые позже в ХIII- VII в, привели к распаду единой древнерусской народности на три самостоятельных.
Северяне стали предками русских и украинцев, а кривичи и радимичи – единые пращуры русских и белорусов. В более позднее время отмечаются переливы населения из разных областей древней Руси, не как не связанные с особенностью в ту пору отдельных частей.
Восточнославянские племена вели в основном земледельческое хозяйство.
Восточные славяне – землевладельцы выращивали полевые культуры (пшеница, ячмень, рожь, просо, овес, гречка, горох, боб, лён, конопля), разводили сады и огороды, где росли яблоки, вишня, слива, репа, капуста, огурцы, лук, чеснок. Особо почитаемой культурой была – рожь, занимавшее первое место в рационе питания у восточных славян[2 С.163].
Обработка земли велась с помощью примитивных орудий труда: соха, рало, плуг, мотыга, серп. Вели так же пашенное земледелие. В зависимости от местных условий оно могло быть подсечно-огневым или лесным перелогом. Важное место у славян занимает скотоводство. Они выращивали на своих поводьях животных и птиц, которые обеспечивали мясом, молоком, яйцами и шерстью. Лошади и волы являлись главной тяговой силой в обработке земли и перевозки грузов. Немалое значение в жизни славян имели охота и рыболовство, а так же бортничество[5 С.18].
Разнообразная рыба не только дополняла рацион питания, но и позволяла пережить голодные годы, когда земля не давала урожая: рыбу повсеместно запасали (солили, сушили, вялили, замораживали) [2 С.165].
Орудия труда, домашнюю утварь, мебель, посуду и многое другое люди делали сами. Господствовало натуральное хозяйство.
Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки. Это путь стал основной дорогой Древней Руси. По ней везли не только меха и мед, но и добычу, захваченную во время военных походов. В них встречались торговые иноземцы с русскими промышленниками и торговцами; происходил торг, составлялись торговые караваны и направлялись по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Охрана товаров в складах и на путях требовали вооруженной силы, поэтому в городах образовались военные дружины или товарищества в состав которых входили свободные и сильные люди (витязи) разных народностей, всего чаще варяги. Они или сами торговали, охраняя оружием свои товары, или нанимались на службу в городах и оберегали города и городские торговые караваны[2 С.195].
Ведущую роль в транзитной торговле через Восточную Европу играли в VIII-IXвв. европейские купцы, которые лишь в пределах халифа уступали ее местным мусульманским торговцам. Последние по Каспии и Волге доходили до небольшого городка Булгар очевидно, сухопутным путем, тогда как Волжский путь контролировался хазарами и европейскими купцами этого государства. В северные пределы славян арабские купцы в XI в не заходили. Хазары держали дороги под своим контролем и помимо чисто административных мер прибегали к простому запугиванию рассказами о диких северных людях, якобы убивших всех чужеземцев. Вместе с тем уже в X веке все больше значение приобретает другой путь, связывавшее европейский север с Черным морем[6 С.18].
Вероятно, его функционирование было вызвано господством хазар на Волжском пути, где они ставили для всех торговцев, исключая европейских всякого рода заслоны. В то время как на севере активизировали деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался под власть хазар.
Племенные княжения славян объединялись в крупные суперсоюзы. Накануне образования древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании.
Куяба – распалась вокруг Киева. Слявия занимала территорию в районе озера Ильмень, а центром был Новгород. Широкое распространение земледелия с использованием орудия труда и железа, распад родовой общины, возникновение дружины, рост числа городов – начало складываться государственность[1 С.18].
Согласно предписанию в
Рюрик осел в Ладоге, Синеус – на севере, а Туров на западе. После смерти младших братьев Рюрик стал владеть всеми землями. Пожже заложил новый город – Новгород, завладел всеми окрестными землями. Вместе с Рюриком и варягами к славянам пришло слово «Русь». После того, как варяги «растворились» в славянском окружении, Русью стали называть восточных славян, их земли и созданное на них государство. В 945 году владения потомков Рюрика были впервые названы «Русской землей» [1 С.18].
После смерти Рюрика в 879г. власть в Новгороде перешла к родственнику Рюрика Олегу. В 882г. Олег с дружиной подошел к Киеву, убил киевских владетелей и земли восточных славян от Ладоги до Киева впервые оказались объединены под властью одного князя. Так сложилось государство Киевская Русь[1 С.19].
Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Ему подчинялись князья и бояре, крестьян и мещан держали в подчинении с помощью военной силы – княжеских дружин. В ряде городов важным органом самоуправления оставалось вече.
2.2. Рассвет Киевской Руси
Став Великим князем, Владимир 1 (980-1015г.) значительно расширил и упрочнил Русь как государство всех восточных славян.
В 981г. вследствие войны с Польшей к Руси были присоединены: Перемышль, Червень и др. горда. В 982г. походы на витичей, которые были побеждены и обложены данью. В 986г. та же учесть постигла и родимичей. В 987г. удачный поход Владимира на болгар[1 С.21].
Одним из главных задач того времени было обеспечение защиты русских земель от набегов печенежских племен. Владимир сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси, почти всех входивших в е состав народов. Заслуга Владимира в том и состоит, что он весь лесной север заставил служить интересам обороны южной границы, шедшей по землям Полян, Уличей и Северян. Постройка нескольких оборонительных рубежей с продуманной, системой крепостей, валов, сигнальных вышек, «богатырские заставы» защищавшие Русь от набегов (где стоял легендарный Илья Муромец), сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Руси перейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были избавлены от ужасов печенежских набегов[3 С.7].
Все восточные славяне сначала составляли единую древнерусскую народность в границах единого Древнерусского государства — Киевская Русь. Этот факт прочно вошел в историческую память не только белорусского, но и русского и украинского народов. Согласно общепризнанной в отечественной и зарубежной научной литературе схеме, восточнославянские племенные союзы после их политического объединения в рамках Древнерусского государства в течение XI—XII века слились в единую древнерусскую народность, которая с конца XIV века распалась на три отдельных народности — белорусскую, великорусскую и украинскую. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что идея белорусской государственности имеет общерусские корни, восходит к древнерусской государственности. Именно уже в ранней древности была сформулирована идея общерусского единства. Она, несомненно, помогает нам понять и осмыслить историю белорусского государственности.
3.1.Причины принятия христианства
Христианство – религия, в основе которой лежит вера в Христа как богочеловека.
Причины принятия христианства:
Христианство утверждалось медленно, преимущественно не насильственными методами. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно утверждало идею равенства людей перед Богом. «Путь в Рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдинину» [4 С.34].
Принятие христианства
укрепляло государственную
Поэтому служители церкви стремились обратить в свою веру как можно больше людей. Для этого пастыри беседовали со всеми, кто приходил к ним из любопытства поглядеть на торжественность обрядов Христианства.
3.2. Положительные последствия принятия христианства:
В 988 году официально введено христианство на Руси князем Владимиром, как государственной религии. Оно было принято изначально верхами, а затем постепенно распространялось среди низших слоев населения[4 С.35].
Патриарх
Метрополит
Епископ
Священники
Верующие
Владимир окрестился сам, окрестил своих детей, бояр, дружину. Затем стал посылать священников и знающих людей, из обращенных уже ко Христу, по ближайшим городам и селам с целью обращения в христианство. В Киеве же он сам ходил между народом, разъяснял ложность язычества и склонял киевлян к принятию христианства[1 С.22].
Информация о работе Восточные славяне. Образование Киевской Руси. Принятие христианства