Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 19:03, лекция
Племена славян и антов <…> многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывшим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе из одного места в другое охраняют их в случае надобности. <…> Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабство] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, [где они находятся], на положении свободных и людей.
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
(VI – VIII вв.)
Свидетельство византийского императора Маврикия1.
«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению своей стране. <…>
Племена славян и антов <…>
многочисленны, выносливы, легко переносят
жар, холод, дождь, наготу, недостаток
в пище. К прибывшим к ним
иноземцам они относятся
У них большое количество
Они селятся в лесах, у непроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями и днем и ночью, изобретая много [разнообразных] способов.
Опытны они также и в
(Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э. // Вестник древней истории. 1941. № 1. С.253).
Свидетельство Прокопия Кесарийского2
«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. <…> Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы» (Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. С.297).
1Это одно из самых ранних письменных свидетельств о восточных славянах. Византийский император Маврикий правил с 582 по 602 г.
2Прокопий Кесарийский – византийский писатель, жил в VI в.
3»Повесть временных лет» - древнейшая летопись, была составлена игуменом Сильвестром в 1116 г.
«Поляне <…> жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь идет в дальнейшем) были уже поляне и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, в Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужики смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве. <…>
И
по смерти братьев этих
Все эти племена имели свои обычаи и законы своих отцов, и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих короткий и тихий, стыдивый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - кто что даст. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нему тризну (поминальный пир), а затем делали большую колоду и возглавляли на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон. <…>
В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со кривичи. А хазары брали с полян и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма» (Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII в. М., 1978. С 27-29, 31, 35-37).
Вопросы и задания:
МОГУЩЕСТВО И РАЗОБЩЕННОСТЬ
….Славяне народ столь могущественный и страшный, что, если бы они не были разделены на множество поколений и родов, никто бы в мире не мог им противостоять. Абу-Обенд-Аль-Бекри, XI в.
ПОНЯТИЕ О ЧИСТОТЕ
Каждый день они непременно умывают себе лицо и голову грязнейшей и нечистейшей водой; это делается так: каждый день утром приходит девушка с большой лоханью с водой и ставит ее перед своим хозяином, который моет в ней лицо, руки и волосы, моет и чешет их гребнем в лохани, потом высморкается и плюет в нее… Когда он кончит нужное ему, девушка несет лохань к тому, который сидит близ него и он делает подобное товарищу; она же не перестает переносить лохань от одного к другому, пока не обойдет кругом всех, находящихся в доме, и каждый из них высморкается и плюет в нее, умывает в ней лицо и руки.
Информация о работе Восточные славяне в древности (VI – VIII вв.)