Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:33, реферат
Появление славян как самостоятельного этноса, согласно археологическим материалам, произошло еще в первое тысячелетие до н. э. В античных источниках первых веков н. э. славяне известны под именем «антов» и «венедов». С VI в. н. э. в источниках появляется имя «славяне».
В настоящее время по вопросу о районе возникновения славянской этнической общности существуют две наиболее распространенные точки зрения. Согласно одной, таким районом была территория между Одером и Вислой – одерско-висленская теория; по другой – это был район между Одером и Средним Днепром – одерско-днепровская теория. Распространенная в прошлом веке гипотеза о приходе славян из Азии ныне отвергнута наукой.
Восточные славяне VI- IX в.
Появление славян
как самостоятельного этноса, согласно
археологическим материалам, произошло
еще в первое тысячелетие до н.
э. В античных источниках первых веков
н. э. славяне известны под именем «антов»
и «венедов». С VI в. н. э. в источниках появляется
имя «славяне».
В настоящее время по вопросу о районе
возникновения славянской этнической
общности существуют две наиболее распространенные
точки зрения. Согласно одной, таким районом
была территория между Одером и Вислой
– одерско-висленская теория; по другой
– это был район между Одером и Средним
Днепром – одерско-днепровская теория.
Распространенная в прошлом веке гипотеза
о приходе славян из Азии ныне отвергнута
наукой.
Восточные славяне выделились из единой
славянской общности в VI в. В ходе Великого
переселения народов (IV–VII вв.) и в первые
века после него они заняли территорию
Восточно-Европейской равнины – от Карпатских
гор на западе до средней Оки и верховьев
Дона на востоке, от Невы и Ладожского
озера – на севере до Среднего Поднепровья
– на юге. Колонизация новых земель славянами
носила характер проникновения, а не завоевания,
она не вызвала крупных столкновений между
пришельцами и туземцами. Как писал великий
русский историк В.О. Ключевский, «могли
случиться соседские ссоры и драки, но
памятники не помнят ни завоевательных
нашествий, ни оборонительных восстаний».
Славянские племена, имевшие более высокую
земледельческую культуру, сумели ассимилировать
туземные племена балтов, угро-финнов.
В «Повести временных лет», написанной
монахом Киево-Печерского монастыря Нестером
в начале XII в., указываются места расселения
восточных славян: в среднем течении Днепра
жили поляне; вокруг озера Ильмень и по
реке Волхов – славяне ильменские (новгородские);
в Припятском Полесье – древляне; севернее
их, между Припятью и Западной Двиной –
дреговичи (от слов «дрягва» – болото);
западнее их, в междуречье Днепра и Десны
– радимичи; между славянами ильменскими
и радимичами, на водоразделе Днепра, Западной
Двины и Волги – кривичи; к северо-востоку
от полян – северяне; по Оке – вятичи;
по склонам Карпатских гор – белые хорваты;
между ними и древлянами – волыняне и
бужане (к югу от реки Буг); междуречье
Прута и Днепра населяли уличи; между Днепром
и Южным Бугом жили тиверцы. Название славянских
общностей происходило либо от наименования
местности, либо от легендарных прародителей
(радимичи, вятичи). Летописные сведения
о расселении славян были подтверждены
находками археологов.
Славяне жили в окружении многочисленных
соседских племен, которые не могли не
оказать на них влияния, проявляющегося
во всем многообразии обыденной жизни.
Непосредственными и ближайшими соседями
восточных славян в занятых ими областях
оказались многочисленные, разбросанные
по необъятным лесным просторам племена.
Это были угро-финские племена: эсты, карелы,
водь, ижора, финны, лопари, югра, остяки,
весь. В окско-волжском районе проживали
племена мещера, мурома, меря, марийцы,
мордва, и др. Разрозненные, слабые и миролюбивые
угро-финские племена не оказывали активного
сопротивления славянским пришельцам;
они уходили дальше на север и восток,
или жили вперемешку с пришельцами, сохраняя
свой язык и этнический характер (как вотяки,
мордва, зыряне), или растворялись в славянском
море и совершенно ассимилировались и
обрусели (как меря, весь, мещера, мурома).
Западными соседями славян были поляки,
занимавшие территорию по берегам р. Вислы,
с которыми славяне торговали. Наиболее
беспокойными и опасными соседями восточных
славян были их соседи с юго-востока. Орды
кочевых азиатских народов в течение долгих
веков не давали покоя славянскому населению
Русской равнины. В IV в. на славян напали
гунны. В VI в. появились авары («обры» по
русской истории), но их господство в южно-русских
степях было непрочно и непродолжительно.
Им на смену в VI–VIII вв. явились новые азиатские
орды – угров (венгров), болгар, хазар.
Угры недолго задержавшись в южнорусских
степях, прошли в долину Дуная, где и основали
свое национальное государство.
Многочисленная орда болгар разделилась:
часть из них двинулась на юго-запад, на
Балканский полуостров; другая часть двинулась
на северо-восток и заняла область средней
Волги и Камы. В X в. болгары (волжские булгары),
подчинив местные племена, создали государство
Волжская Булгария (просуществовала до
XIII в.). Столицей государства был город
Булгар (или Болгары) на реке Волга. Через
него проходили важнейшие пути торговли,
в том числе со славянскими землями.
Хазары (хозары) в VIII–IV вв. на юго-востоке
образовали обширное государство (Хазарский
каганат). Им удалось подчинить ряд славянских
племен и обложить их данью. Под их покровительством
славяне могли производить оживленную
торговлю с Востоком. Мирные отношения
славян и хазар перемежались военными
столкновениями.
Весьма важную роль в начальной русской
истории играли отношения с двумя странами,
которые не соприкасались непосредственно
с территорией занятой восточными славянами,
но оказали на них существенное влияние:
одна на политический строй, другая –
на всю культуру славян. Это были Скандинавия
и Византия. VII–X века были временем энергичной
и бурной экспансии скандинавских народов
норманов, или «варягов». Варяги часто
нападали на своих соседей, разбойничали
на торговых путях. Война, пиратство и
торговля были для них тремя постоянными
занятиями, которые весьма тесно переплетались
между собою. Вместе с тем для взаимоотношений
славянских и варяжских племен характерно
широкое сотрудничество, активная торговля
по важнейшему водному пути «из варяг
в греки». Варяги нередко служили наемниками
в дружинах славянских князей. Военные
дружины варягов нанимались на службу
к славянам для охраны русских городов
и русской торговли, которым угрожали
нападения хищных степных кочевников.
Однако энергичные и предприимчивые варяжские
вожди не всегда довольствовались ролью
наемных охранников. Там, где они чувствовали
себя достаточно сильными, они захватывали
власть над местными населением, и таким
образом, «наемные охранители превратились
во властителей» (В. О. Ключевский). Так,
в IX в. в некоторых областях Руси образовалась
вторая политическая форма – варяжские
княжества: Рюрика в Новгороде, Аскольда
и Дира в Киеве.
Византийская империя (IV – сер. XV вв.) была
наиболее культурным, наиболее сильным
и наиболее экономическим развитым европейским
государством. Дворцы и храмы Константинополя
(Царьграда) поражали посетителей своей
красотой и величием. Промышленность Византии
производила множество предметов не только
местного потребления, но и для заграничного
вывоза: золотые и серебряные украшения
и разные металлические изделия, шелковые
ткани, замечательную керамику, вина и
фрукты. Понятно, что купцы со всего тогдашнего
мира, в том числе купцы славянские и варяжские
стремились в Византию, чтобы завязать
с нею оживленные торговые связи. Торговля
с Византией стала важнейшей составляющей
экономики славянских племен. Из Византии
на Русь вместе с христианством пришла
высокая культура.
Источники свидетельствуют, что восточнославянские
земли находились на разном уровне развития.
Более высоким он был в среднем Поднепровье,
где проживали поляне. Этому содействовали
плодородные земли, благоприятный климат.
Основным занятием восточных славян было
земледелие. Это подтверждается археологическими
раскопками. Были обнаружены семена злаков
(рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных
культур (репа, капуста, морковь, свекла,
редька). Выращивались также и технические
культуры (лен, конопля). У славянских племен
существовали две основные системы земледелия.
В южных районах основной системой земледелия
у восточных славян был перелог (залежная):
участок земли засевали в течение 2-3 лет
до истощения, затем этот участок забрасывали
(на 2-4 год) и переходили на новые участки.
В качестве основных орудий труда использовали
соху, рало с полозом, а впоследствии деревянный
плуг с железным лемехом. Плужное земледелие
было более эффективным и давало более
высокие и стабильные урожаи.
На севере, где приходилось отвоевывать
у природы под пашню каждую пядь земли,
была распространена подсечно-огневая
система земледелия: в первый год деревья
подрубали, на второй год их сжигали, золу
использовали во время посева зерна. Как
и при залежной системе, участок использовали
до истощения, а потом бросали и расчищали
новый. Такая организация земледелия вынуждала
славян время от времени переходить на
новые участки, что делало неизбежным
освоение все более отдаленных участков.
Пашенное земледелие появилось лишь в
VIII в. в степных и лесостепных районах.
Землю пахали и давали ей регулярный отдых
под паром. В лесной полосе подсека господствовала
вплоть до XIII в. Основными орудиями труда
в лесной полосе были топор, мотыга, заступ
и борона-суковатка. Убирали урожай при
помощи серпа и размалывали зерно каменными
зернотерками и жерновами.
С земледелием тесно было связано скотоводство.
Славяне разводили свиней, коров, овец,
коз. В качестве рабочего скота в южных
районах использовали волов, в лесной
полосе – лошадей.
Важную роль в хозяйстве восточных славян
играли охота, рыболовство и бортничество
(сбор меда диких пчел). Развивались ремесла
– кузнечное, гончарное, ювелирное. Зарождалась
внутренняя торговля. Восточные славяне
активно торговали и со своими соседями.
Через их земли проходили известные торговые
пути. Одним из таких торговых путей был
путь «из варяг в греки». Он шел из Балтийского
моря по реке Нева в Ладожское озеро, затем
по рекам Волхов и Ловать, через волоки
на Днепре в Черное море и далее до Константинополя
(Царьград). Другим торговым путем был
Волжско-Донской путь (становление началось
в IX в.) Торговые караваны шли из Среднего
Поднепровья либо сушей до Дона, либо по
Днепру, Черному и Азовскому морям, реке
Дон, затем суда волоком перетаскивались
из Дона в Волгу в том месте, где эти реки
наиболее близко подходят одна к другой.
Вниз по Волге спускались в Каспийское
море, далее путь лежал в страны Востока.
Славянские земли за счет внешней торговли
получали ремесленные изделия, ткани,
предметы роскоши, оружие, серебряные
монеты и др. Славяне вывозили мед, воск,
пушнину, рабов. Следствием оживленного
торгового движения было возникновение
древнейших торговых городов Руси (VII–VIII
вв.): Киева, Чернигова, Смоленска, Любеча,
Новгорода Великого, Пскова, Полоцка, Витебска,
Ростова. Города становились не только
центрами торговли и ремесла, но и оборонительными
центрами и резиденциями носителей власти.
Общественный строй восточных славян
VI–IX вв. содержал элементы, характерные
для переходного периода от родового строя
к зарождающейся государственности. С
VI в. в процессе роста населения и совершенствования
орудия труда происходило разложение
родоплеменного строя. Внутри родовой
общины возникает имущественное и социальное
неравенство, выделяется племенная элита.
Родовая община разрушалась также в ходе
освоения новых земель (колонизации) и
включения в состав общины рабов. В VI–VIII
вв. в результате дробления и смешения
племен складывались новые славянские
общности – союзы племенных княжеств,
которые носили уже не кровнородственный,
а территориально-политический характер.
Объединение в племенные союзы было следствием
как экономических, так и политических
причин (необходимость совместной обороны
от внешних врагов). Такие объединения
племен возглавляли вожди племени (князья),
которые, опираясь на военную дружину,
сосредоточивали власть в своих руках.
Кроме того, важнейшими элементами политической
организации славянских племен были институты
общинной демократии. Главным из них было
вече – собрание свободного мужского
населения племени, на котором решались
важнейшие вопросы сообщества, избирался
военный вождь (князь). Помимо профессиональной
дружины существовало также и общеплеменное
ополчение (полк, тысяча) Ополчение включало
в себя боеспособных мужчин и созывалось
в случае войны. Сдвиги в социальной и
политической структуре восточнославянского
общества привели к созданию в VIII–IX вв.
на основе союзов племен племенных княжений
– зародышевой формы государственности.
По русским и византийским источникам
известно, что племенные княжения существовали
с центрами в Киеве, Новгороде и др. местах.
Восточные славяне были язычниками. В
их верованиях прослеживались два направления:
поклонение явлениям природы и культ предков.
Славяне не имели храмов, только языческие
святилища, где стояли изображения наиболее
почитаемых богов. Не было и особого сословия
жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому,
выполняли определенные функции служителей
богов и толкователей их воли. Наиболее
почитаемыми богами славянского пантеона
были: Дажбог – бог солнца, Перун – бог
грома и молнии, Стрибог – бог ветра, Волос
(Велес) – покровитель скотоводства и
др. Культ предков выражался в поклонении
различным духам. Ими выступали умершие
предки, которые в представлении славян
покровительствовали роду, а в последствии
– отдельным семьям. Вера в загробное
существование проявлялась в том, что
в погребальный костер вместе с умершими
клали вещи, оружие, пищу. При погребении
князя вместе с ним сжигали коня и одну
из его жен или рабыню. В честь умершего
устраивали пир-тризну и военные состязания.