Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 11:01, доклад
История Восточных славян
Восточные славяне
Первоначальное расселение и формирование ветвей славянства
Праславяне выделились из индоевропейской
группы к середине I тысячелетия до н.э.
В Центральной и Восточной Европе существовали
тогда родственные между собой культуры,
занимавшие довольно обширную территорию.
В этот период еще нельзя выделить чисто
славянскую культуру, она только начинает
складываться. По византийским источникам
устанавливается, что к VI в. н.э. славяне
занимали обширные пространства Центральной
и Восточной Европы и делились на 3 группы:
1) склавины (жили между Днестром, средним
течением Дуная и верховьями Вислы); 2)
анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды
(бассейн Вислы). Всего авторы называют
около 150 племен славян. Данные о восточнославянских
племенах имеются в «Повести временных
лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет
о прародине славян, которую определяет
в бассейне Дуная. (Согласно библейской
легенде их появление на Дунае Нестор
связывал с «вавилонским столпотворением»,
приведшим, по воле Бога, к разъединению
языков и их «рассеиванию» по всему миру).
Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял
нападением на них воинственных соседей
- «волохов», вытеснивших славян с прародины.
Таким образом, название «славяне» появилось
в источниках только в VI в. н.э. Таким образом,
наиболее вероятно, что славяне занимали
в первой половине I тысячелетия н.э. земли
от верхней и средней Вислы до среднего
Днепра.
Расселение славян происходило по трем
основным направлениям:
- на юг, на Балканский полуостров;
- на запад, в Среднее Подунавье и регион
между Одером и Эльбой;
- на восток и север по Восточно-Европейской
равнине.
Соответственно в результате расселения
сформировались три существующие доныне
ветви славянства: южные, западные и восточные
славяне.
Происхождение восточных славян
"Русь, откуда ты?" - вот вопрос, который не раз ставил всякий русский человек. Русь — историческое название земель восточных славян. Сложность исследования вопросов происхождения восточных славян и их расселения на территории Руси тесно связана проблемой отсутствия достоверных сведений о славянах. Более или менее точные источники историческая наука имеет лишь с V-VI вв. н.э., тогда как ранняя история славян весьма туманна.
Серьезным письменным источником, несомненно, является Повесть временных лет – первая русская летопись, основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля
Занятия восточных славян
Основой хозяйства восточных
славян было пашенное земледелие. Восточные
славяне, осваивая огромные лесные пространства
Восточной Европы, несли с собой
земледельческую культуру.
Для сельскохозяйственных работ применялись:
рало, мотыга, заступ, борона-суковатка,
серп, грабли, коса, каменные зернотерки
или жернова. Среди зерновых культур преобладали:
рожь (жито), просо, пшеница, ячмень и гречиха.
Известны были им и огородные культуры:
репа, капуста, морковь, свекла, редька.
Так, распространено было подсечно-огневое
земледелие. На освобожденных от леса
в результате вырубки и выжигания землях
выращивали 2-3 года сельскохозяйственные
культуры (рожь, овес, ячмень), используя
естественное плодородие почв, усиленное
золой от сгоревших деревьев. После истощения
земли участок забрасывали и осваивали
новый, что требовало усилий всей общины. В степных районах применялось переложное
земледелие, схожее с подсекой, но связанное
со сжиганием не деревьев, а ивовых трав.
С VIII в. в южных районах получает распространение полевое пашенное земледелие, основанное на использовании плуга с железным мехом, тяглового скота и деревянной сохи, сохранившейся до начала XX в
Восточные славяне применяли
три способа расселения: по отдельности
(индивидуально, семьями, родами), в
городищах (совместно) и на свободных
землях между диких лесов и
степей (займища, заимки, становища, починки).
В первом случае обилие свободных земель
позволяло каждому обработать столько
земли, сколько было возможно.
Во втором случае каждый стремился, чтобы
выделенные ему для обработки земли размещались
ближе к городищу. Все удобные земли считались
общей принадлежностью, оставались неделимыми,
обрабатывались сообща либо делились
на равные участки и через определенный
период времени распределялись по жребию
между отдельными семьями.
В третьем случае граждане отделялись
от городищ, расчищали и выжигали леса,
осваивали пустоши и образовывали новые
хозяйства.
Определенную роль в хозяйстве играли
также скотоводство, охота, рыболовство,
бортничество.
Семья и род у восточных славян
Хозяйственной ячейкой (VIII-IX
вв.) была преимущественно малая
семья. Организацией, объединявшей хозяйства
малых семей, служила соседская (территориальная)
община – вервь.
Переход от кровнородственной общины
к соседской произошел у восточных славян
в VI – VIII вв. Члены верви совместно владели
сенокосными и лесными угодьями, а пашенные
земли были, как правило, поделены между
отдельными крестьянскими хозяйствами.
Община (мир, вервь) играла большую роль
в жизни русской деревни. Это объяснялось
сложностью и объемом земледельческих
работ (которые мог выполнить только большой
коллектив); необходимостью следить за
правильным распределением и использованием
земли, коротким сроком сельскохозяйственных
работ (он длился от 4-4,5 месяцев близ Новгорода
и Пскова до 5,5-6 месяцев в районе Киева).
Происходили изменения в общине: на смену
коллективу родственников, владевших
всеми угодьями сообща приходит земледельческая
община. Она также состояла из больших
патриархальных семей, объединенных между
собой общностью территории, традициями,
верованиями, но малые семьи вели здесь
самостоятельное хозяйство и самостоятельно
распоряжались продуктами своего труда.
Как отмечал В.О.Ключевский, в строе частного
гражданского общежития старинный русский
двор, сложная семья домохозяина с женой,
детьми и неотделенными родственниками,
братьями, племянниками, служил переходной
ступенью от древнего рода к новейшей
простой семье и соответствовал древней
римской фамилии.
Это разрушение родового союза, распадение
его на дворы или сложные семьи оставило
по себе некоторые следы в народных поверьях
и обычаях.
Общественное устройство
С VIII в. у восточных славян распространяются
укрепленные поселения - «грады». Они являлись,
как правило, центрами союзов племенных
княжеств. Концентрация в них племенной
знати, воинов, ремесленников и торговцев
способствовала дальнейшему расслоению
общества. Повесть о начале Русской земли
не помнит, когда возникли эти города:
Киев, Переяславль. Чернигов, Смоленск,
Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту,
с которой она начинает свой рассказ о
Руси, большинство этих городов, если не
все они, по-видимому, были уже значительными
поселениями. Довольно беглого взгляда
на географическое размещение этих городов,
чтобы видеть, что они были созданы успехами
внешней торговли Руси.
Византийский автор Прокопий Кесарийиский
(VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты,
не управляются одним человеком, но издревле
живут в народоправстве, и поэтому относительно
всех счастливых и несчастливых обстоятельств
у них решения принимаются сообща».
Скорее всего, речь здесь идет о собраниях
(вече) общинников (мужчин-воинов), на которых
решались важнейшие вопросы жизни племени,
в том числе и выбор вождей - «военных,
предводителей». При этом в вечевых собраниях
участвовали только мужчины-воины.
Арабские источники говорят об образовании
в VIII в. на территории, занимаемой восточными
славянами, трех политических центров:
Куябы, Славии и Артсании (Артании).
Куяба – политическое объединение южной
группы восточнославянских племен во
главе с полянами, с центром в Киеве. Славия
– объединение северной группы восточных
славян во главе с новгородскими словенами.
Центр Артании (Артсании) вызывает споры
у ученых (называются города Чернигов,
Рязань и другие).
Таким образом, в этот период славяне
переживали последний период общинного
строя – эпоху «военной демократии», предшествующую
образованию государства. Об этом же свидетельствуют
такие факты, как острое соперничество
между военными вождями, зафиксированное
другим византийский автором VI в. – Маврикием
Стратегом: появление рабов из пленных;
набеги на Византию, которые, в результате
раздачи награбленных богатств, укрепляли
престиж выборных военных предводителей
и приводили к складыванию дружины, состоявшей
из профессиональных военных – соратников
князя.
В начале IX в. усиливается дипломатическая
и военная активность восточных славян.
В самом начале IX в. они совершили походы
на Сураж в Крыму; в 813 г. – на остров Эгину.
В 839 г. русское посольство из Киева посетило
императоров Византии и Германии.
В 860 г. ладьи русов появились у стен Константинополя.
Поход связан с именами киевских князей
Аскольда и Дира. Этот факт говорит о наличии
государственности у славян, живших в
среднем Поднепровье.
Многие ученые считают, что именно в то
время Русь выступила на арену международной
жизни в качестве государства. Есть сведения
о договоре между Русью и Византией после
этого похода и о принятии Аскольдом и
его окружением, дружинниками христианства.
Русские летописцы начала XII в. включили
в летопись легенду о призвании северными
племенами восточных славян в качестве
князя варяга Рюрика (с братьями или же
с родственниками и дружинниками) в IX веке.
Сам факт пребывания варяжских дружин
на службе у славянских князей не вызывает
сомнения (служба русским князьям считалась
почетной и прибыльной). Допустимо, что
и Рюрик был реальной исторической личностью.
Одни историки даже считают его славянином;
другие видят в нем Рюрика Фрисландского,
совершавшего набеги на Западную Европу.
Л.Н.Гумилев высказал точку зрения, что
Рюрик (и племя русов, прибывшее с ним)
– из Южной Германии. Но эти факты никак
не могли повлиять на процесс создания
Древнерусского государства – ускорить
или замедлить его.
Религия восточных славян
В основе миросозерцания восточных
славян лежало язычество – обожествление
сил природы, восприятие природного
и человеческого мира как единого
целого.
Зарождение языческих культов произошло
в глубокой древности – в эпоху верхнего
палеолита, около 30 тысяч лет до н.э.
С переходом к новым типам хозяйствования
языческие культы трансформировались,
отражая эволюцию общественной жизни
человека. При этом, что примечательно,
самые древние пласты верований не вытеснялись
новыми, а наслаивались друг на друга,
поэтому восстановление информации о
славянском язычестве чрезвычайно сложно.
Оно затруднено и потому, что до сегодняшнего
дня практически не сохранилось письменных
источников.
Самые почитаемые из языческих богов
были Род, Перун и Волос (Белес); при этом
каждая из общностей имела и своих, местных
богов.
Перун являлся богом молнии и грозы, Род
– плодородия, Стрибог – ветра, Велес
– скотоводства и богатства, Дажьбог и
Хоре – божествами солнца, Мокошь – богиней
ткачества.
В глубокой древности у славян был широко
распространен культ Рода и рожаниц, тесно
связанный с поклонением предкам. Род
– божественный образ родовой общины
вмещал всю Вселенную: небо, землю и подземное
обиталище предков.
Каждое восточнославянское племя имело
своего бога-покровителя и свои пантеоны
богов, у разных племен схожих по типу,
но различных по имени.
В дальнейшем особое значение приобретает
культ великого Сварога – бога неба –
и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре)
и Стрибога – богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает
играть Перун – бог грозы и дождя, «творец
молний», который особенно почитался как
бог войны и оружия в княжеско-дружинной
среде. Перун не являлся главой пантеона
богов, лишь позже, в период формирования
государственности и усиления значения
князя и его дружины, культ Перуна стал
укрепляться.
Перун – центральный образ индоевропейской
мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya,
хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas
и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь
его имени с названием горы, скалы) и вступающий
в единоборство с противником, представляющим
«низ», - он обычно находится «под» деревом,
горой и т.д. Чаще всего противник громовержца
предстает в виде змееподобного существа,
соотносимого с нижним миром, хаотическим
и враждебным человеку . В языческий пантеон
входили также Волос (Велес) – покровитель
скотоводства и хранитель подземного
мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня
плодородия, ткачества, и другие.
Первоначально сохранялись и тотемические
представления, связанные с верой в мистическую
связь рода с каким-либо животным, растением
или даже предметом.
Кроме того, мир восточных славян был
«населен» многочисленными берегинями,
русалками, лешими и пр.
Деревянные и каменные статуи богов воздвигались
на языческих святилищах (капищах), где
делались жертвоприношения, в том числе
человеческие.
Языческие праздники были тесно связаны
с земледельческим календарем.
В организации культа значительную роль
играли языческие жрецы – волхвы.
Главой языческого культа был вождь, а
затем князь. Во время культовых ритуалов,
проходивших в специальных местах – капищах,
богам приносились жертвы. Языческие верования
определяли духовную жизнь восточных
славян, их нравственность.
У славян так и не появилась мифология,
объясняющая происхождение мира и человека,
рассказывающая о победе героев над силами
природы и т.п.
А к X в. религиозная система уже не соответствовала
уровню общественного развития славян.