Восточных славянах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 23:26, реферат

Описание работы

Существовал и существует ряд теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины».
Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определённой обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации.

Содержание работы

. Введение……………………………………………………………………………………….3
II. Факторы влияния………………………………………………………………………..4
III. Дославянское заселение южной России……………………………………..6
IV. Происхождение славян………………………………………………………………..8
V. Ранние сведения о восточных славянах ……………………………………..15
VI. Расселение славян………………………………………………………………………19
VII. Занятия восточных славян………………………………………………………..22
VIII. Общественный строй восточных славян………………………………....24
IX. Причины возникновения государства……………………………………….25
X. Образование Древнерусского государства………………………………….28
XI.Заключение…………………………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

реферат по истории4.docx

— 522.10 Кб (Скачать файл)

2) “Варяжский вопрос” 

Вопрос об образовании  на Руси великого княжения (Киевского) приводит нас к вопросу о варягах-руси, которым приписывается водворение на Руси политического единства и порядка.

Кто же были эти варяги-русь, покорившие сперва Новгород, потом Киев?

а) ПВЛ о варягах 

Остановимся прежде всего на двух местах ПВЛ, которое в сущности и продели варяжский вопрос: 1) летописец, перечисляя племена, жившие по берегам Балтийского моря говорит: "По сему же морю Варяжскому (т.е. Балтийскому) сидят Варязи"... "и то Варязи: Свей, Урмане, Готе, Русь, Англяне". Все эти северо-германские племена и варяге поставлены среди них, как их родовое имя среди видовых названий.

2) Далее читаем: "Идоша за море к варягам-руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь, яко се друзи зовутся Свеи, друзии же Англяне, Урмяне, друзии Готе тако и си". Таким образом, по словам ПВЛ, из варягов одни назывались русью, другие англянами и т.д. ; летописец очевидно думает, что Русь есть одно из многих варяжских пле мен. Ученые же, на основании этих и других показаний, установили, что варягов знал не только наш летописец, но и греки. У греков под именем варанги подразумевались наемные дружины северных людей, норманнов, служивших в Византии. С этим же значением встречается это слово и в скандинавских сагах, и арабских источниках. Следовательно"варанги" представляют со бой нечто вполне определенное в этнографическом смысле дружину норманского происхождения.

б) Руси

Таким образом, определяя варянгов как скандинавов мы не можем определить руси. Для определения национальности руси можно обратиться к остаткам ее языка, который очень скуден. На них-то главным образом и держится так называемая норманнская школа. Она указывает, что собственные имена князей руси норманнские: Рюрик, Аскольд, Трувор, Игорь, Олег, Ольга. Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного приведены по-русски и по-славянски; имена русские звучат не по-славянски, а объясняются с германских корней (Юссупи, Ульворси, Геннадри, Леанти, Струвун) ; напротив те имена, которые он называет славянскими, действительно славянские (Островунипрах, Напрези, Веруци, Неясит) . Некоторые представители норманской школы, настаивая на различии руси и славян, ищут руси не на Скандинавском севере, а в ос татках тех германских племен, которые жили в 1 веке н.э. у Черного моря (профессор Будилович настаивает на том, что слово Русь происходит от названия готского племени рос) .

Заключение

 

Существовал и существует ряд теорий миграционного характера  происхождения славян и их «прародины».

Отечественные историки в  отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения  славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные  мелкие разрозненные древнейшие племена  на определённой обширной территории, которые затем образовались в  более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически  известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного  и языкового развития народов  и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного  «пранарода» с его «праязыком» путём последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племён к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс – процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей.

Основной хозяйственной  деятельностью восточных славян были: земледелие. С земледельческим  занятием было тесно связано скотоводства. Из других занятий славян следует  назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лён, конопля).

Постоянно улучшающее хозяйство  восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная  семья, отдельный дом перестали  нуждаться в помощи рода, сородичей. Так зарождалось право частного владения, частной собственности.

В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности  племенных вождей, старейшин, племенной  знати, воинов, окружавших вождей. Так  зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах  Среднего Поднепровья, имущественное неравенство.

Во многом этим процессам  помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремёсла, рост городов, торговых связей, потому что  здесь также создавались условия  для дополнительного накопления общественного богатства, которое  чаще попадало в руки имущих, углубляло  имущественное различие между богатыми и бедными.

Сложной, разнообразной с  детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние  верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности  зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые  управляют его судьбой, о его  отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1) Головатенко А. "История России: спорные проблемы". М.: Школа-Пресс, 1994.

2) Данилевский И. Н. "Святополк  Окаянный" // Знание - сила. 1992, N8.

3) Думин С. В., Турилов А. А. "Откуда есть пошла Русская земля" // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - начала XX в. М., 1991. 

4) "История России", под ред. А. Д. Сахарова: т. I, М., 1996.

5) Кацва Л. А., Юрганов А. Л. "История России VIII-XVвв. ", М.: МИРОС-Аргус, 1995.

6) Ключевский В. О. "Курс  русской истории: часть I", М., 1990

7) "Повесть временных  лет" // Памятники литературы Древней  Руси. Начало русской литературы. X - начало XII в. М., 1978.

8) Платонов С. Ф. "Курс  лекций по русской истории". М., 1990.

9) Рыбаков Б. А. "Киевская  Русь и русские княжества XII-XIII вв". М.: Наука, 1982.

10) Седов В. В. "Восточные  славяне в VI-XIII вв. ". М., 1982.

11) Седов В. В. "Происхождение  и ранняя история славян". М., 1979.

12) Щавелева Н. И. "Происхождение и ранняя история славянских народов" // Преподавание истории в школе. 1990. N1.

 


Информация о работе Восточных славянах