Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:20, шпаргалка
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
Восточный
тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый
тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му
тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке:
в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем
Египте. Характерными чертами восточной
цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация
на воспроизводство сложившихся форм
образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность
и слабое разнообразие всех форм человеческой
жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом
плане представление о полной несвободе
человека, предопределение всех действий
и поступков, независящими от него силами
природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая
установка не на познание и преобразование
мира, а созерцательность, безмятежность,
мистическое единение с природой, сосредоточенность
на внутренней духовной жизни.
5. Личностное начало не
развито. Общественная жизнь построена
на принципах коллективизма.
6. Политическая организация
жизни в восточных цивилизациях происходит
в форме деспотий, в которых осуществляется
абсолютное преобладание государства
над обществом.
7. Экономической основой
жизни в восточных цивилизациях является
корпоративная и государственная форма
собственности, а основным методом управления
выступает принуждение.
Западный тип
цивилизации (западная цивилизация) — систематическая характеристика
особого типа цивилизационного развития,
включающая в себя определенные этапы
историко-культурного развития Европы
и Северной Америки. Основными ценностями
западного типа цивилизации, по М. Веберу,
являются следующие:
1) динамизм, ориентация
на новизну;
2) утверждение достоинства
и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм, установка
на автономию личности;
4) рациональность;
5) идеалы свободы, равенства,
терпимости;
6) уважение к частной собственности;
7) предпочтение демократии
всем другим формам государственного
управления. Западная цивилизация на определенном
этапе развития приобретает характер
техногенной цивилизации.
Техногенная
цивилизация — исторический
этап в развитии западной цивилизации,
особый тип цивилизационного развития,
сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв.
и распространившийся по всему земному
шару, вплоть до конца XX столетия.
Главную роль в культуре
данного типа цивилизации занимает научная
рациональность, подчеркивается особая
ценность разума и основанный на нем прогресс
науки и техники.
Характерные черты:
1) быстрое изменение техники
и технологии благодаря систематическому
применению в производстве научных знаний;
2) как результатом слияния
науки и производства произошла и научно-техническая
революция, существенным образом измениршие
взаимоотношения человека и природы, место
человека в системе производства;
3) ускоряющееся обновление
той искусственно созданной человеком
предметной среды, в которой непосредственно
протекает его жизнедеятельность. Это
сопровождается возрастающей динамикой
социальных связей, их относительно быстрой
трансформацией. Иногда на протяжении
одного-двух поколений происходит изменение
образа жизни и формирование нового типа
личности. На базе техногенной цивилизации
сформировалось два типа общества— индустриальное
общество и постиндустриальное общество.
Для обозначения исторических
особенностей того или иного типа цивилизации
используется разделение всех типов цивилизаций
на два основных типа: первичные цивилизации
и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями
называют древние цивилизации, выросшие
непосредственно из первобытности и не
опиравшиеся на предшествующую цивилизационную
традицию. Вторичные возникли относительно
позже и осваивали культурно-исторический
опыт древних обществ.
Современное состояние
цивилизационного развития привело к
формированию глобальной цивилизации.
Глобальная
цивилизация — современный
этап цивилизационного развития, характеризующийся
возрастающей целостностью мирового сообщества,
становлением единой общепланетарной
цивилизации. Глобализация связана прежде
всего с интернационализацией всей общественной
деятельности на Земле. Эта интернационализация
означает, что в современную эпоху все
человечество входит в единую систему
социально-экономических, политических,
культурных и иных связей и отношений.
Возрастающая интенсивность
глобальных взаимосвязей способствует
распространению по всей планете тех форм
социальной, экономической и культурной
жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются
как оптимальные и наиболее эффективные
для удовлетворения личных и общественных
потребностей. Иными словами, происходит
все возрастающаяунификация социокультурной
жизни различных стран и регионов земного
шара. Основой этои унификации является
создание общепланетарной системы общественного
разделения труда, политических институтов,
информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным
инструментом социокультурного взаимодействия
является межцивилизационный диалог.
В культурологии зафиксированы
некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного
диалога:
1) усвоение прогрессивного
опыта, как правило, происходит при сохранении
межцивилизационных особенностей каждого
сообщества, культуры и менталитета народа;
2) каждое сообщество берет
из опыта иных цивилизаций только те формы,
которые оно в состоянии освоить в рамках
своих культурных возможностей;
3) элементы иной цивилизации,
перенесенные на другую почву, приобретают
новый облик, новое качество;
4) в результате диалога
современная глобальная цивилизация приобретает
не только форму целостной системы, но
и внутренне многообразный, плюралистический
характер. В этой цивилизации усиливающаяся
однородность социальных, экономических
и политических форм сочетается с культурным
многообразием.
Исследователи также отмечают,
что в этом диалоге на современном этапе
преобладает западное влияние и, следовательно,
основу диалога составляют ценности западной
техногенной цивилизации. Однако в последние
десятилетия все более заметным
становится возрастание значения результатов
социально-экономического и культурного
развития восточных и традиционных обществ.