Восток и Российская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

Файлы: 1 файл

ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных  цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

Признание высшего, божественного  авторитета, органически вытекающего  из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических  полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств, следует различать понятие “восточная деспотия” в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.

Выступая как и всякое другое государство орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое  государство было призвано вместе с  тем выполнять функции, связанные  с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контролирующие, регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.

Но не меньшее значение имела  деятельность властных структур, государства  по поддержанию религиозно-культурного  единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных обществах также определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного восточного общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место “связующему единству” — правителю.

Так, например, еще в древнем  царстве (III тысячелетие до н.э.) египетским фараонам стал присваиваться священный  титул “сына бога Солнца”, вырабатывается особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строились знаменитые пирамиды, которые подавляли воображение людей, внушали им священный страх и почтение перед троном. В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был так или иначе связан с заупокойной службой вокруг гробниц фараонов. “Ты Ра (бог Солнца), твой образ — его образ, ты небожитель” говорилось о юном Тутанхамоне в одном из древних египетских папирусов. Египетский царь — хранитель жизни на земле, без него невозможна жизнь и в загробном мире. Отдавая силы на возведение величественных гробниц фараонов, египтяне заботились и о собственном посмертном существовании.

Особое значение имела идеологическая функция в деспотическом Китае. Здесь государство на протяжении веков формировало унифицированное мировоззрение, прославляя правителя-деспота, поддерживало миф о божественном происхождении императора — “сына неба”.

И в Древней Индии, и в Древнем  Вавилоне, несмотря на их исторические особенности, цари также неизменно  возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. В Вавилоне царь предстает человеком, который, однако, в силу своей избранности богами наделен божественной царственностью, возвышающей его над людьми.

В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти — царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных. Например, конфуцианство—господствующая идеология Древнего Китая — прямо переносило строй большой патриархальной семьи на все Китайское общество, во главе которого стоял император.

Индусская политико-религиозная  концепция богоугодного царя (деварадмей) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных  обязанностей — охрана подлинных. “Все, что ни делает царь, — правильно. Таков признанный закон”, — написано в Нараде, одном из религиозно-правовых трактатов Древней Индии. “Ведь ему вверена дхарма мира, а он охраняет его, основываясь на могуществе и милости ко всем живущим”. Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он, опекун всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со Стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией царей, согласно древнему политическому трактату Индии — Артхашастре, была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений. Эти представления о благих деяниях правителей должны были поддерживаться их общей социально-значимой деятельностью, которая была особенно присуща, например, Древнему Вавилону (это и .практика царских приказов “мишарум”, освобождающих бедняков от долгов, и нормы права, ограничивающие долговое рабство трёхгодичным сроком, и установленные проценты ростовщического займа и пр.). Характерно также, что усиление деспотических черт древневосточного государства происходит часто в процессе борьбы не с народом, а со знатью, с аристократическими и жреческими кругами, сепаратизмом. Усиление властных полномочий восточных правителей часто сопровождалось не столько произволом, сколько активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебников, кодексов (Судебник Хаммурапи в XVIII в. до н.э. в Вавилоне и др.).

 

Задание 3.Охарактеризуйте  основные особенности развития культуры в Новейший период всемирной истории.

Западная культура 20 века

В двадцатом  веке темпы развития западной цивилизации  еще более ускоряются. Основными  факторами, повлиявшими на культуру Новейшего времени, были научно-технический  прогресс и мировые войны. Рост техники  привел к тому, что существенно изменилась повседневная жизнь людей. В быт активно внедряется электричество: это бытовые приборы - электрические чайники, утюги, обогреватели, холодильники, стиральные машины. Изобретение конвейера и производство массовых стандартных изделий имели следствием стандартизацию потребления. Развитие науки и образования, стандартизация, унификация быта и условий труда, а также рост потребления и повышение уровня жизни привели к формированию обширного «среднего класса», который стал основой политической, экономической и социальной стабильности общества и одновременно базой для формирования массовой культуры.

Массовая культура характеризуется рядом признаков, важнейшими из которых являются следующие:

- существует  по законам рынка, ориентирована  на максимально широкий сбыт своей продукции;

- ориентирована  на потребности и вкусы «толпы»  - на все слои общества, особенно  на молодежь;

-  Имеет развлекательный,  легко доступный для понимания  любым «человеком толпы» характер, нередок примитивизм в отражении  реальности, существенное ее упрощение;

- может быть  самоуверенной и агрессивной,  присуще навязывание культурных  штампов населению;

- ориентирована  на культ сильной личности.

Массовой культуре противостоит культура элитарная, которой  присущи следующие черты:

-  не коммерческая, не приносит прибыли, может быть и часто действительно бывает убыточной;

- ориентирована  на «узкий избранный круг»  людей, их нетипичные для всего  общества взгляды и пристрастия;

- сложная по  содержанию и форме и требующая  усилий и специальной подготовки для понимания;

- несет в себе  значительную новизну, часто отрицает  старые популярные художественные  формы;

- дает возможность  для новаторства, поиска и нахождения  новых форм, средств и методов  в искусстве.

В 20 веке появились  новые художественные направления и стили.

Модерн (от французского moderne -- новейший, современный) -- художественный стиль, для которого характерны гибкие и тонкие текучие линии, декоративность, стилизованные растительные узоры, стремление к индивидуальности, предпочтение свободной планировки интерьеров. Последователи набизма (от древнееврейского «наби» - пророк) ставили своей задачей быть пророками в искусстве, были склонны к символике и пытались выводить символы из математики; так, число «3» у набистов означало Бога, число «4» - творение материи, т.е. Мир, число 7 (7=3+4) -- единство мира и Творца). Для набизма были характерны декоративная обобщенность форм, плоскостность изображения, главенство определенного цветового пятна. Фовизм (от французского fauve -- дикий) -- отличался яркостью и буйностью красок, стихийной динамикой письма, обобщенностью и декоративностью форм, плоскостным изображением. Авангардизм (от французского avant-gardisme -- идущие впереди) -- движение, ставящее перед собой задачу порвать с существующими нормами и традициями и превратить новизну выразительных средств в самоцель. Авангардизм тесно связан с модернизмом, отражает субъективистское и индивидуалистическое мировоззрение. Кубизм -- одна из разновидностей авангардизма. Кубисты старались освободить произведения от конкретных предметных форм и образов и заменить их геометрическими абстракциями. Они широко использовали в своей живописи геометрические и стереометрические фигуры -- цилиндры, конусы, кубы -- отсюда происходит и название направления -- кубизм. Дадаизм (от французского dadaisme -- детский лепет) как направление в искусстве самовыразился в иррационализме и художественном нигилизме, когда смыслом произведения становились бессмысленные сочетания слов, звуков, фигур. Свое искусство дадаисты считали средством высвободить подсознательное из психики человека, для того чтобы использовать его для преобразования мира. На основе дадаизма возник сюрреализм (от французского surrealisme - сверхреализм). Возникнув первоначально как направление в литературе, сюрреализм затем перешел в живопись, театр и кинематограф. Источником своего творчества сюрреалисты считали мир подсознания - сновидения, галлюцинации и инстинкты, методом - разрыв логических связей, замененных субъективными ассоциациями. Отталкивались от фантазии и интуиции, они затем разделяли образы на составные части, стараясь сделать их сочетания вызывающими и неестественными, и тем самым «зацепить», привлечь зрителя. Популярным был стиль примитивизм, суть которого -- следование нормам искусства примитивных и культурно отсталых народов, прежде всего характерной для них искренней и наивной манере выражения чувств. Направление экспрессионизма провозгласило единственной реальностью субъективный духовный мир человека, главной целью искусства -- его выражение.

В литературе крупнейшими  именами в числе многих других были - Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Анатоль Франс, Андре Моруа, Ромен  Роллан, Стефан Цвейг, Лион Фихтвангер, Марсель Пруст, Эрих Мария Ремарк, Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Бертольд Брехт; в живописи -- Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Томас Икенс, Рокуэлл Кент; в архитектуре -- Антонио Гауди, Ле Корбюзье, в музыке -- Ян Сибелиус, Жан Кокто, Пауль Хиндемит, Джорж Гершвин, Бела Барток; в науке -- Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Курт Гедель, Роберт Оппенгеймер, Энрико Ферми, Норберт Винер, Фрэнсис Крик, Джеймс Уотсон.

Западная культура 20 века, противоречивая и многоплановая, стремилась наиболее полно отразить сложный и неоднозначный мир  людей, утвердить общечеловеческие фундаментальные ценности - жизнь, свободу, справедливость, используя всевозможные художественные приемы и находясь в постоянном поиске.

Отечественная культура в 20 веке

Формируясь под  влиянием важнейших политических и  социально-экономических событий  в стране и в мире -- русских  революций и мировых войн, «оттепели» и «перестройки», длительной самоизоляции и недавнего вхождения в мировое сообщество, отечественная культура на протяжении 20 века была неоднородной по своему характеру и темпам развития.

«Серебряный век» В начале 20 века культурная ситуация в целом укладывалась в рамки, заложенные в предшествующие столетия: Россия оставалась христианской православной страной, в литературе и искусстве существовало множество художественных стилей и направлений, была обеспечена свобода творчества. Это было время новых и успешных свершений в культуре, особенно в философии, поэзии и живописи; позднее этот период получил название «серебряного века».

В искусстве  «серебряного века», характеризующимся  поиском утонченных, элитарных форм выражения чувства и мысли, одним из наиболее популярных направлений был футуризм (от латинского futurum - будущее) - разновидность авангардизма. Футуристы, стремясь создать искусство будущего, отрицали традиционную деревенскую культуру, особенно ее нравственные и художественные ценности, и восхищались эстетикой большого города с его стремительным ритмом, сложной и многоплановой жизнью. Сторонники другого популярного направления --акмеизма (от греческого akme -- высшая степень чего-либо) ратовали за возврат к земному, материальному миру, поэтизировали чувства первозданного человека. Яркие и талантливые деятели «серебряного века» - в литературе - Александр Блок, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Степанович Гумилев, Анна Андреевна Ахматова, Марина Ивановна Цветаева, Зинаида Николаевна Гиппиус, в живописи - Василий Васильевич Кандинский, Михаил Александрович Врубель, Михаил Васильевич Нестеров, Константин Алексеевич Коровин, Евгений Евгеньевич Лансере, Лев Самуилович Бакст.

Вскоре после  Октябрьской революции 1917 года культурная атмосфера в стране резко изменилась. В Советской России, поставившей цель построить коммунизм, единственной официально признанной идеологией становится марксизм; все, что не укладывалось в марксистские трактовки или противоречило им, подлежало осуждению и запрету. Такая политика привела к значительной интеллектуальной эмиграции из страны, среди уехавших - Иван Алексеевич Бунин, Владимир Владимирович Набоков, Сергей Васильевич Рахманинов, Питирим Александрович Сорокин.

Советская власть взяла также курс на вытеснение из жизни народа и религии. Десятки тысяч священников были подвергнуты репрессиям и казнены, разрушено множество храмов, а атеизм возведен в ранг государственного мировоззрения.

На смену стилевому  многоголосию начала века пришел социалистический реализм. Особенно сильно эти изменения затронули литературу и живопись. В стиле соцреализма работали практически все деятели отечественной культуры вплоть до начала 90-х годов 20 века. Однако наиболее талантливые мастера смогли и в этих жестких условиях создавать значительные произведения. Это в литературе - Максим Горький, Михаил Афанасьевич Булгаков, Алексей Николаевич Толстой, Михаил Александрович Шолохов, Евгений Александрович Евтушенко, Владимир Семенович Высоцкий, Владимир Дмитриевич Дудинцев, Анатолий Игнатьевич Приставкин, Александр Исаевич Солженицын, Владимир Алексеевич Солоухин, Виктор Петрович Астафьев, Борис Львович Васильев; в в живописи и скульптуре -- Петр Николаевич Филонов, Александр Александрович Дейнека, Аркадий Александрович Пластов, Татьяна Ниловна Яблонская, Вера Игнатьевна Мухина, Сергей Тимофеевич Коненков, в кинематографе и театре -- Сергей Михайлович Эйзенштейн, Всеволод Илларионович Пудовкин, Михаил Ильич Ромм, Григорий Васильевич Александров; в музыке -- Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Исаак Осипович Дунаевский, Сергей Сергей Прокофьев.

Важнейшим фактом культурной жизни не только 20 века, но всей истории страны явилась культурная революция, осуществление которой  пришлось на 30-е годы. Основным ее содержанием  стала ликвидация неграмотности и достижение в кратчайшие, по историческим меркам, сроки почти поголовной грамотности населения. Это было действительно эпохальное событие в культурной жизни России. Благодаря этому возможным стало усовершенствование всей российской системы образования и науки.

С 30-х годов  в стране быстрыми темпами шло  становление современной системы  образования -  низшей, средней, средней  профессиональной и высшей, были созданы  десятки тысяч новых школ, тысячи вузов и техникумов. Многократно  ускорились темпы развития науки, упор делался на развитие инженерно-технических наук. Всемирную известность получили ученые -  Сергей Павлович Королев, Абрам Федорович Иоффе, Игорь Васильевич Курчатов, Игорь Евгеньевич Тамм, Николай Иванович Вавилов, Лев Давидович Ландау, Сергей Васильевич Лебедев, Виталий Лазаревич Гинзбург, Жорес Иванович Алферов.

Информация о работе Восток и Российская цивилизация