Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 01:27, контрольная работа
В переходный период, который переживает наше общество, с особой актуальностью звучат вопросы: кто мы? откуда вышли и куда идем? Поиски ответов на эти вопросы неизбежно приводят нас к обращению к нашей истории. Что мы получили от предыдущих поколений, какое наследство и приоритеты развития? Человеку, лишенному с рождения родительской опеки, не имеющему своих корней, труднее найти себя, свое место в жизни. Незнание прошлого, уничтожение исторической памяти грозит потерей всех традиций народов нашей Родины и может привести к катастрофическим последствиям, потере своего лица, национальной самобытности.
Русь в период феодальной раздробленности
Период феодальной раздробленности на Руси длился с первой половины ХII до конца ХУ века. Один из летописцев записал в своей хронике под 1132 годом: «И раздрася вся Русская земля...», когда после смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. С этого времени некогда единое государство стало делиться на самостоятельные княжеские владения. В середине ХII века на Руси было 15 княжеств, а в ХIУ веке — примерно 250. Внутри рассматриваемого периода существовал четкий рубеж — татарское нашествие 1237 — 1241 годов, после которого естественный ход русского исторического процесса был нарушен. Говоря о феодальной раздробленности, необходимо иметь в виду, что политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной раздробленности. Общее религиозное сознание, традиции, единство церковной организации замедлили процесс обособления и создали предпосылки для возможного будущего воссоединения русских княжеств [1;25].
Причины распада Киевской Руси в немалой степени определялись особенностями древнерусской политической культуры. Дело в том, что в отличие от других европейских государств, власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а всему роду Рюриковичей. Хотя великий князь и занимал киевский стол, однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде. Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным» от слова «лестница». Однако с ростом генеалогического древа проблема значительно усложнялась, что создавало благоприятную почву для усобиц и раздоров.
Первоначально дети князя занимали в цепи родичей, то место, которое занимал их отец — это была их отчина. Поэтому, если случалась смерть отца, при жизни деда, то дети теряли свое место в наследственной цепи и становились изгоями. Их земли выделялись из общего порядка чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина приобретала территориальный характер и закреплялась за сыновьями умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые сформулирован на Любечском съезде князей в 1097 году. Он гласил: «Каждый да держит отчину свою». На первых порах данный принцип выполнялся, и в истории Руси наступает полоса стабилизации. Съезд на определенное время консолидировал русские военные силы против половцев. Однако, некоторое время спустя, после смерти великого князя киевского Мстислава Великого (1125-1132), провозглашенный любечским съездом принцип утратил свое значение, и раздоры между князьями возобновились с новой силой. Уже в ХII веке на Руси насчитывалось не менее 12 крупных княжеств и земель, которые вели между собой непрерывную междоусобную борьбу. Этим в немалой степени можно объяснить тот относительно легкий захват Русских земель, который произошел в ХIII веке, силами татаро-монгольских войск.
Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти во многих городах древней Руси, которая функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями, и, таким образом, содействовала достижению независимости отдельных земель и городов. Яркий пример тому - Великий Новгород.
Немалую роль сыграл и фактор пространства. Значительно удаленные территория, переходившие в руки удельных князей, развивались на основе хозяйственно-экономической замкнутости и, сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными общественными организмами.
Этот период русской истории характеризуется не только междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли, вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения и развития новых территорий. С дальнейшим развитием земледелия, ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого населения. Князья стремятся закрепить территории за собой. На этой основе начинают формироваться новые отношения с местным населением. Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной Руси, которое имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской Руси. Период удельной Руси можно охарактеризовать как время значительного разнообразия форм общественно-политического устройства русских земель, их хозяйственно-экономических укладов.
Одним из первых добился политической независимости от Киева Новгород. Новгород был не только торговым городом, но и крупнейшим центром ремесла. В Новгороде сложилась самобытная политическая система. Высшим органом власти здесь было Вече. Исполнительные органы власти здесь были выборными. Высшим административным лицом был новгородский посадник. Новгородским ополчением командовал тысяцкий. Архиепископ ведал внешними сношениями, в его руках была общегородская казна. Важную роль в общественной жизни Новгорода играло боярство. Жители Новгорода обладали равными гражданскими и политическими правами. Особые отношения складывались у Новгорода с князьями. С ними подписывался «ряд», в котором четко были прописаны их функции и прерогативы. Новгород на протяжении более чем трехсот лет (с 1136 по 1478 гг.) сохранял суверенитет и был крупным городом-государством, который имел дипломатические отношения с целым рядом европейских государств того времени.
На юго-запад от Киева в районе Волыни и Карпат располагалось Владимиро-Волынское княжество. При наличии плодородных земель здесь рано стало развиваться боярское землевладение. Значительное влияние на поведение местного боярства оказывало влияние соседних стран, Венгрии и особенно Польши, где взаимоотношения между высшей властью и аристократией имели значительные отличия от политических порядков, утвердившихся в древней Руси. Поэтому особенностью этих земель была довольно острая политическая борьба между великокняжеской властью и местным боярством.
В Северо-Восточной Руси, после того как там утвердилась княжеская династия потомков Владимира Мономаха, шел быстрый процесс освоения этих далеких от Киева территорий. В этом процессе ведущую роль принадлежала великокняжеской власти. Князь чувствовал себя здесь хозяином, который обустраивал эту землю. Поэтому именно здесь начали зарождаться первые элементы самодержавной власти. Особенно это было заметно в период правления Андрея Боголюбского (1156-1174) [5;12].
Заключение
Общество обязательно оставляет следы своей жизнедеятельности, многообразные свидетельства. Они и служат для нас источниками. На крутых поворотах истории исследование этих источников поможет осознать, кто мы такие и куда мы должны идти. Таким образом, с изменением общества, его мировоззрения, меняется и история. Отсюда, процесс познания истории бесконечен, во всяком случае, настолько, на сколько бесконечно само человечество.
Анализируя судьбу Древнерусского государства на страницах источников множества авторов, можно сделать вывод, о том, что образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII века.
Последствия политической раздробленности:
• положительные — в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное развитие княжеств;
• отрицательные — резко снизилась обороноспособность русских княжеств, что проявилось во время монгольского нашествия.
Список использованной литературы
1. История России с древнейших времен / В.Ю. Халтурин, С.П. Боброва, О.Е. Богородская, ГА. Будник и др.; под ред. В.Ю. Халтурина: учеб. пособие/ Иван. гос. энерг. ун-т. — Иваново, 2003. – 340 с.
2. История России. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца 19 века: учебное пособие /под. ред. Б. В. Личмана. – Екатеринбург: “СВ-96”, 2001. – 368 с.
3. История России: учеб. — З-е изд., перераб. и доп. / И90 А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 528 с.
4. История России: учебное пособие для абитуриентов и старшеклассников / А.А.Данилова, А.С.Орлова, В.Ю.Захарова и др.- М.: 2007 г., 90 с.
5. Потатуров, В.А.Отечественная история: конспект лекций / В.А. Потатуров. – М.: МИЭМП, 2004. – 92с.
Информация о работе Возникновение Древнерусского государства