Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:21, реферат
В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия.
Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и экономические отношения. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.
ГГОУ СПО «Тверской колледж сервиса и туризма»
Реферат
По досциплине «История»
На тему:Возникновение Евросоюза
Выполнила студентка группы
1-1С
Смирнова О.В
Тверь 2014г
В настоящее время в период быстрого
развития научно – технического прогресса
невозможно существование государств
без их взаимодействия.
Взаимодействие может осуществляться
как через политические, так и экономические
отношения. Международные организации
не только регулируют межгосударственные
отношения, но и принимаются решения по
глобальным вопросам, таким как: экология,
вопросы войны и мира, борьба со СПИДом
и наркоманией.
Европейского Союза (ЕС), который уже сегодня
является основной экономической и политической
силой на континенте. Кроме того, в данной
контрольной работе отражена история
возникновения и развития Европейского
союза, для создания которого было необходимо,
чтобы в мире произошли определённые исторические
события, которые привели человечество
к мысли о взаимодействии. Рассматривая
вопрос с исторической стороны, можно
понять на каких принципах основывались,
и как совершенствовались международные
отношения, и к чему стремится человечество. В
современном мире международные организации
являются основным организатором общения
государств. Международная организация
– это объединение государств, образованная
в соответствии с международным правом
и на основе международного договора для
осуществления сотрудничества в политической,
экономической, культурной, научно – технической,
правовой и иных областях, имеющая необходимую
для этого систему органов, права и обязанности
производные от прав и обязанностей государств.
1. История возникновения
Европейский союз, насчитывающий ныне
и своем сосгаве 15 государств- членов с
населением около 370 млн. человек, представляет
собой наиболее развитую и совершенную
интеграционную группировку в мире. Его
создание было обусловлено прежде всего
тем, что именно в Западной Европе после
Второй мирон войны с наибольшей силой
проявилось противоречие между интернациональным
характером современного производства
и узкими национально- государственными
границами его функционирования. Кроме
того, вплоть до начала 90-х гг. западно-европейская
интеграция подталкивалась вперед непосредственно
конфронтацией на континенте двух противоположных
общественных систем. Важная причина состояла
и в стремлении западно- европейских стран
преодолеть негативный опыт двух мировых
войн, исключить возможность возникновения
их на континенте в будущем.В своей эволюции
ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной
торговли; таможенный союз; экономический
и валютный союз; политический союз(становление
третьей и четвертой форм еще не завершено),
развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно
изменялись официальные и неофициальные
названия данной интеграционной группировки,
что отражало ее эволюцию.В мае 1950 года
министр иностранных дел Франции Робер
Шуман предложил создать Европейское
объединение угля и стали (ЕОУС). В апреле
1951 года шесть государств (ФРГ, Франция,
Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург)
подписали договор о создании ЕОУС, которое
образовалось в следующее году.
Оно включало: Верховный орган в составе
девяти членов, действовавший по принципу
большинства голосов и имевший полномочия
принимать решения, выносить рекомендации,
взимать сборы с предприятий, налагать
штрафы и в целом контролировать производство
и инвестиции в шести странах; суд, уполномоченный
определять правомерность решений и рекомендаций
Верховного органа; совет министров и
ассамблею, имевшую право оценивать деятельность
Верховного органа и двумя тремя голосов
отправлять в отставку совет министров.К
началу 50–х годов к Совету Европы присоединились
на европейской арене .Объединение угля
и стали и образованное вслед за ним Европейское
оборонительное сообщество, и в 1952 году
было решено объединить эти три органа.К
1955 году все шесть членов ЕОУС созрели
для созыва официального совещания, обравшегося
в Мессине, на котором они постановили
создать Европейское экономическое сообщество(ЕЭС)
и Европейское сообщество по атомной энергии
(Евратом).В марте 1957 года в Риме были подписаны
договоры о создании ЕЭС и Евратома. С
начала 1958 года обе организации были созданы,
а ещё через год начали функционировать.
В 1967 году они были объединены с ЕОУС. Римский
договор учредил структуру из четырёх
частей: совета министров, комиссии, парламента
и суда. Суду, состоявшему из семи членов,
поручалось обеспечивать соблюдение и
толкование законов Сообщества.
Однопалатный парламент был, прежде всего,
дискуссионным органом.Он обладал лишь
зачатками тех полномочий, которые накопились
с течением времени у национальных парламентов.
Он мог отклонять, но не корректировать
бюджет Сообщества и отправлять в отставку
комиссию целиком, но не частично; он принимал
ограниченное участие в выработке законодательства,
но не контролировал совет министров.
Члены комиссии занимались исключительно
делами Сообщества в штаб– квартире в
Брюсселе. Совет министров, представлял
собой несколько государств – членов
Сообщества, целью которых было обеспечить
то, чтобы Сообщество было скорее коллективом
наций, чем наднациональным образованием:
совет министров ЕЭС главенствовал над
комиссией в Брюсселе. Самые значительные
прения и решения, касавшиеся развития
ЕЭС, проходили и принимались в совете
министров и вращались не вокруг распределения
власти среди главных органов Сообщества,
а вокруг осуществления полномочий в самом
совете – т.е. какие вопросы могут решаться
большинством, а какие единогласием.
На первом этапе экономической интеграции,
который должен был занять и занял 12 лет,
были проведены мероприятия в области
торговли: был создан таможенный союз
с единым внешним тарифом, внутри стран
были отменены все тарифы и квоты. На втором
этапе планировалось создать более широкий
экономический союз, предполагавший единую
сельскохозяйственную политику
(ЕСП), свободное движение рабочей силы
и капитала, согласование социальной политики,
закона, стандартов в области здравоохранения
и безопасности, а также создание валютного
союза с единой валютой и единым центральным
банком.В 1973 году первым шести членам присоединилась
Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981
году - Греция, в 1986 году - Испания и Португалия,
в 1995 году - Австрия, Швеция и Финляндия.В
первые году существования ЕЭС его неофициально
называли «Общий рынок», ибо процесс интеграции
действительно начался с либерализации
внешней торговли. Однако он довольно
быстро вышел за эти рамки, оставляя па
своем пути одну веху за другой.В 1958-1968
гг. («переходный период» становления
общего рынка товаров, услуг, капитала
и рабочей силы) были отменены таможенные
пошлины и количественные ограничения
экспорта и импорта промышленной продукции
внутри ЕЭС (по аграрной продукции была
осуществлена частичная либерализация
и установлен особый режим наднационального
регулирования ее производства и сбыта),
установлен единый таможенный режим (включая
единый таможенный тариф) в отношении
товаров, ввозимых из третьих стран. В
области сельского хозяйства был введен
общин режим регулировании цен и объемов
производства основных видов аграрной
продукции умеренною пояса (мясо, зерно,
масло и др.) и создан аграрный фонд ЕЭС
(ФЕОГА), призванный способствовать модернизации
аграрного сектора и противодействовать
массовому разорению фермерских хозяйств.
Кроме того, была значительно либерализована
миграция капитала и рабочей силы внутри
ЕЭС.
В целом, к середине 1968 года в EЭC сложился
развитый таможенный союз, дополненный
элементами межгосударственного согласования
(гармонизации) экономической и валютной;
а также (но в значительно меньшей степени)
внешней политики. В 1967 г. произошло слияние
руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых
интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского
сообщества по атомной энергии (Евратом),
после чего вся интеграционная группировка
стала официально называться Европейскими
сообществами, или Европейским сообществом
(ЕС). Впрочем, изменение названия отражало
не только указанный факт слияния, но и
то обстоятельство, что к этому моменту
западноевропейская интеграция вышла
за чисто экономические рамки, затронув
политику, гуманитарные отношения и другие
сферы общественной жизни. Формирование
таможенного союза, сразу же дав значительные
выгоды всем странам - членам ЕЭС, связанные
с более полным использованием преимуществ
международного разделения труда, в то
же время усилило спонтанное начало функционирования
национальных экономик, вызвав известную
неустойчивость их развития. Оно повлекло
за собой ослабление национально-государственных
систем регулирования экономики, при этом
не были созданы компенсирующие межгосударственные
и наднациональные механизмы регулирования.
Люксембурга, руководившего разработкой
данной программы), которая, однако, потерпела
провал. Это было обусловлено временным
обострением противоречий внутри ЕС, усилением
дифференциации его участников по экономическому
положению и уровню хозяйственного развития
(экономическая дивергенция) в ходе циклических
и структурных кризисов 70-х - начала 80-х
и.
С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция
в рамках ЕС переживала длительный застой,
оценивавшийся многими западными учеными
как кризис.
Среди интеграционных мероприятий в этот
период заметно выделяются лишь два.
Во-первых, с начала 1975 г. страны - члены
ЕС окончательно передали свои полномочия
в области внешнеторговой политики соответствующим
органам.
Теперь каждая из этих стран лишилась
возможности заключать двусторонние торговые
соглашения с третьими странами. Во-вторых,
в 1979 г. была создана Европейская валютная
система (ЕВС) на базе единой расчетной
единицы - ЭКЮ, формировавшейся на основе
«корзины валют» участников ЕВС. Были
установлены пределы отклонений рыночного
курса валют стран - членов ЕС при их обмене
друг на друга и доллары от курса центральных
банков этих стран, т.е. своею рода валютный
коридор в ±2,25%, названный в публицистике
«валютной змеей». Вместе с тем к ЕВС не
смогли подключиться сразу Великобритания,
Греция, Испания и Португалия, а Италия
вошла в нее на особых условиях (± 6%).С середины
80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация
интеграционных процессов, явное преобладание
центростремительных сил, хотя эти процессы
сталкиваются с рядом серьезных проблем.
Это объясняется многими обстоятельствами,
среди которых выделим два.Во-первых, необходимостью
объединить усилия участников ЕС для противодействия
резко обострившейся конкуренции со стороны
США, Японии и новых индустриальных стран,
осуществления назревшей структурной
перестройки хозяйства и решения задач
полого этапа научно-технической революции.Во-вторых,
коренным изменением позиции Франции
в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим
образом зависит то, насколько быстро
и интенсивно протекает и будет протекать
западноевропейская интеграция. До начала
80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции
была сдержанной, достаточно противоречивой,
а подчас и откровенно деструктивной (например,
в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала
органы ЕС и нe участвовала в их деятельности),
что объяснялось отголосками ее имперских
амбиций и претензиями на ведущую роль
в ЕС как великой ядерной державы.Однако
в начале 80-х гг. правящие круги этой страны
окончательно осознали, что такой курс
ведет в тупик и Франция может сохранить
свой высокий статус только как одна п.)
ведущих стран - членов ЕС и один из главных
«моторов» интеграции. Была сделана ставка
на ЕС и усиление ето наднационального
характера.Принятый в конце 1985 г. Единый
европейский акт (иступил в силу с 1 июля
1987 г.) предусматривал создание к концу
1992 г. в ЕС полностью интегрированного
(внутреннего) рынка, далеко идущее объединение
научно- технических потенциалов и реализацию
крупномасштабных исследовательских
программ в новейших отраслях (микроэлектронике,
информатике, телекоммуникационной технике,
биотехнологии, экологии и др.), все более
тесную гармонизацию экономической и
валютной политики стран - членов блока,
усиление наднациональных механизмов
ЕС.Положения Единого европейского акта
в основном были выполнены вовремя, что
нашло отражение в переименовании блока
(с 1993 г.) в Европейский союз.
Внутренний рынок ЕС действительно сложился
к концу 1992 г. по товарам.
Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике,
а также по многим видам услуг (особенно
важно — транспортных). Нет до сих пор
единого конкурентного рынка государственных
заказов.В то же время не осталось искусственных
препятствий па пути свободной миграции
(по крайней мере, правовых препон) капиталов
и рабочей силы, хотя фактически такие
препятствия создаются в каждом конкретном
случае бюрократическим исполнением нормативных
актов ЕС.Сильнейшие импульсы углубления
интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор
о Европейском союзе (он является основной
частью комплекса Маастрихтских соглашений),
подписанный главами государств - членов
ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия
автоматически присоединились к нему
в результате своего вступления и ЕС с
1 января 1995 г.) и введенный в действие в
1993 г. Он включает три принципиально новых
качественных момента:во-первых, введение
с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется
перечень прав и обязанностей), которое
существует параллельно с национальным
гражданством стран - членов ЕС; во-вторых,
формирование политического союза, что
подразумевает проведение интегрированной
внешней политики, тесную увязку внутренних
политик (особенно в области борьбы с преступностью),
сближение юридических систем, повышение
роли парламента ЕС; в-третьих, формирование
экономического и валютного союза(ЭВС),
сердцевиной которого призвана стать
единая валюта (евро).К 2002 г. она должна
вытеснить из оборота национальные валюты
стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие
от ЭКЮ евро будет не просто расчетной
единицей, по и полноценной валютой, функционирующей
как в виде денег на счетах, так и в форме
банкнот и монет. Циркуляцию евро будет
регулировать созданный Центральный банк
ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные
банки стран- членов ЕС исчерпают свои
функции, передадут их Банку ЕС и прекратят
свое существование. Переход к евро осуществляется
поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально
она будет функционировать параллельно
с национальными валютами, причем с 1 января
1999 г. не все страны — члены ЕС смогли начать
переход к евро, поскольку часть из них
не выполнила необходимых для итого требований
(дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный
государственный долг — максимально 60%
ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся
к этому. Лишь
Великобритания пока что исходит из постулата
сохранения своей национальной валюты.
Дания, Швеция и Греция намерены перейти
к евро, но позднее.
Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические липа стран — членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.