Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:29, курсовая работа
Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи: "Повесть временных лет" (начало 12 века), Киевская (12 век), Галицко-Волынская (13 век), а также Новгородская, Суздальская, Московская и другие. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий. Свыше 11 веков тому назад восточные славяне создали свое первое государство. Летописи и прочие памятники древнерусской литературы называют ее Русью, или Русской землей, ученые историки - Киевской, или Древней Русью.
Введение ……………………………………………………..…………..……… 3
1. Социально-экономические и политические предпосылки образования Киевской Руси ………………………………………..………. 4
2. Расцвет Киевского государства ………………………….…………… 10
Заключение ……………………………………………………………….….. 24
Список литературы …………………………………………………………. 28
Владимир Всеволодич Мономах сделал вклад в древнерусскую историю не только громкими победами над половецкими ханами. Защита родной земли от врагов всегда считалась на Руси наивысшей добродетелью правителя. Громкими победами над кочевниками Мономах заслужил славу и популярность у народа. Еще при жизни великого киевского князя Святополка общество смотрело на Владимира как на фактического главу русских князей.
16 апреля 1113 года умер Святополк. Киевляне не любили недоброго и скупого князя. Вече из зажиточных горожан позвало на престол Владимира Всеволодича, но тот не сразу принял это предложение, поскольку был немолод. "Когда Святополк умер, в Киеве произошло восстание: люди бросились бить евреев, с которыми вел разные операции покойный князь, громили также дома княжьих чиновников и вообще богатых людей. Испуганные этим движением бояре призвали на киевский престол Мономаха, как самого любимого народом князя, чтобы он водворил мир. Мономах явился в Киев и первым делом издал постановление об уменьшении процента от займов".[10] Владимир стал княжить в Киеве и просидел на престоле до смерти (1125). В "Русскую правду" было внесено "Устав Владимира Всеволодича", который ограничивал применение рабской силы в хозяйстве, что способствовало экономическому развитию Древнерусского государства.
Мономах был сильным и мудрым правителем. Он восстановил единовластную монархию времен Ярослава Мудрого. Прекращение усобиц, централизация государства, разгром половецких ханов способствовали общественно-экономическому развитию Киевской Руси. Развивалось сельское хозяйство и ремесленное производство, оживилась торговля, основывались новые города и развивались старые. Вырос авторитет Руси в средневековом мире. Единство Древнерусского государства поддерживал сын и приемник Владимира на киевском престоле Мстислав (1125-1132). Он гасил княжеские раздоры и делал все для консолидации государства. Мстислав объединил силы южнорусских князей и совершил несколько удачных походов на половцев, прогнав их за Дон и Волгу. Он развил хорошие отношения с соседями. Мстислав Великий поддерживал, казалось, стабильную централизованную монархию, к восстановлению которой приложил так много сил его отец Владимир Мономах. Поэтому для древнерусского общества было неожиданным разделение государства на полтора десятка княжеств, правители которых, по крайней мере, часть из них, начала соперничать с великим киевским князем, который с 40-х годов превращается лишь в формального главу государства. На Руси разжигаются и не останавливаются до самого нападения орд Батыя (1237-1241) большие и маленькие войны между князьями.
Политическое могущество
и военная мощь Древнерусского государства
держалась на крепком фундаменте:
развитой и богатой экономике. Земледелие
и скотоводство не только имели возможность
прокормить население страны, но и
производили продукты потребления
и сырье на экспорт. Города, особенно
большие, были заселены ремесленниками,
изделия которых пользовались спросом
на Руси и за рубежом. Опустошительные
вторжения кочевников причерноморских
степей, изнурительные, почти беспрерывные
гражданские войны между
Веха феодальной раздробленности
наступила, как говорится, благодаря
социально-экономической
Заключение
Итак, в начале 10 века
отдельные славянские
При князе Владимире Киевская
Русь приняла от греков православие.
Так называется греческое христианство
в отличие от христианства западноевропейского.
Крещение Руси произошло в 988 году, и
с этого времени начался
Рост значения Киевской Руси отразился, прежде всего, в широких родственных связях киевских князей с государствами Польши, Германии, Франции, Чехии, Византии и скандинавских стран. Затем установились более тесные торговые и культурные связи с государствами Западной Европы и, в особенности с Византией, бывшей в то время наиболее культурным государством.
Хозяйство Киевской Руси было
натуральное, то есть такое, в котором
каждое отдельное хозяйство
Принятие христианства способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За сто лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку, (эта азбука называется "кириллица") и перевели греческие церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия называют "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и православная - считает их святыми. В Киевскую Русь проникло значительное количество книг из Болгарии. Кроме того, переводились на русский язык с греческого книги, как духовного, так и светского содержания. Возникли оригинальные русские произведения. К этому же времени относятся первые попытки составить историю Руси. Главными источниками просвещения на Руси описываемого периода были монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает первое место. В этом монастыре различные исторические записи были переработаны в обширное сочинение, где говорилось "откуда пошла русская земля". В монастырях развивалась живопись икон, ими украшались церкви и соборы. Лучшие образцы искусства Византии, Закавказья и других стран способствовали формированию древнерусской культуры, которая впоследствии и легла в основу национальных культур русского, украинского и белорусского народов.
При сыне Владимира Святого - Ярославе Мудром - был составлен первый свод законов "Русская Правда". При нем же Киевская Русь стала одним из ведущих европейских государств, а город Киев - одним из важнейших культурных центров тогдашней Европы. Многие европейские монархи старались породниться с могущественным киевским князем. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля. Три его сына имели женами дочерей европейских монархов, а три дочери Ярослава стали королевами Норвегии, Венгрии и Франции. Внук Ярослава Мудрого - Владимир Мономах - сделал много для укрепления киевских земель и расширения связей с Западом. Как истинный христианин, он был гуманным правителем, запретившим смертную казнь. Он успешно защищал русские земли от набегов воинственных кочевников.
Вскоре после смерти Владимира Мономаха началась борьба за власть между его сыновьями и внуками. Киевская Русь разделилась на отдельные мелкие княжества и стала приходить в упадок. Начиная с конца 11 века, в степях, лежавших вдоль берегов Черного моря, появился новый кочевой народ - половцы. Пользуясь раздорами между русскими князьями, половцы начали совершать опустошительные набеги на русские земли. Борьба с ними сделалась одной из главных забот русских князей. Замечательное произведение русской литературы того времени "Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 году.
Под влиянием неблагоприятных
условий, сложившихся в Киевской
Руси, в 12 веке начинается движение населения
на северо-восток, в лесные области
средней части Европейской
Список литературы
1. М. Грушевский
"Иллюстрированная история
2 . М. "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 55
3. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 56
4. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 - стр. 59
5. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 - стр. 61
6. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 - стр. 75
7. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 - стр.77
8. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 - стр.97
9. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 95
10. М. Грушевский "Иллюстрированная история Украины". -К.,1997 -стр. 103