Возникновение государства в Индии. Кастовый строй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н. э. здесь существовали крупные города — центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения

Содержание работы

Введение
1. Культура Хараппы.
2. Разложение родового строя и возникновение государства у арийских племен.
3. Общественный строй Индии эпохи Маурьев.
4. Древнеиндийское право. Законы Ману.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ИГПЗС.docx

— 48.83 Кб (Скачать файл)

  Индийские источники, в частности законы Ману, дают описание индийских варн:

брахманы — члены жреческих родов,

кшатрии — военная аристократия,

вайшья — рядовые общинники,

 шудры — неравноправные члены общества.

      При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знавшие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли «авадхья» — неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей — не членов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся «дважды рожденными» (двиджати). Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».    

  С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, — творец всего существующего — бог Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев — из рук, вайшьев — из бедер и шудр — из ступней.   

  Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.   

  Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае. 

   Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты. Это было связано с падением роли свободных общинников и превращением их в неполноправных крестьян. Теперь линия раздела проходила главным образом между знатью — брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем — вайшьями и шудрами — с другой. Варны вайшьев и шудр, представлявшие собой общеиндийские социальные группы, преобразовались в касты, более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной территории и занимавшихся определенной деятельностью. В рамках касты существовали свои органы управления, система взаимопомощи. Число каст достигало пятнадцати. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.

     Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения — свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.  

  Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, была и верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников: часть их работала самостоятельно, имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату. Община еще сохраняла черты единого коллектива и старые общеобщинные традиции. В определенном отношении она была самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

     Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняли собой классы. Это выразилось в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между варнами, чем между классами, так как именно деление общества на варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов. 

    Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии.  

 Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение.  

   В отличие от Древней Греции и Древнего Рима индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Таким образом, особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытно-общинного строя.  

  Рабство в Древней Индии по своим основным признакам было похоже на рабство в Греции и Риме. 

   Наиболее характерная общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых, — отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, как и в античном мире, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью раба. [4]

 

 

 

 

 

ВЫВОД

    Таким образом, общество разделилось на четыре  варны. У каждой варны были свои права и обязанности, позже их объединили в закон - дхарма. Со временем сословия-варны становились все более замкнутыми, затем варны претерпели изменения и перешли в касты. Закрепленное законом неравенство было свойственно многим народам древности, но такого законченного, как в Индии, не было, пожалуй, нигде. Оно было наилучшим в тогдашних исторических условиях способом узаконения классового господства брахманов и кшатриев. Процесс подобного специфического социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Древнеиндийское право. Законы Ману.

     В Древней Индии понятие права как совокупность самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь людей подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей (дхармы), содержались в сборниках – дхармашастрах. Наиболее известной из них являются Законы Ману (названные так в честь мифологического бога – прародителя людей), составленные жрецами одной из брахманских школ примерно в период с к. ПII в. до н.э. по 1I в. н.э.

    Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственное правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в этих законах - закрепление существующего варнового строя, их особенностью является религиозная окраска всех положений.

    Далее необходимо дать характеристику тех правовых норм по основным отраслям права, которые содержатся в Законах Ману.

    Говоря о праве собственности, следует отметить, что сохранились общинные отношения, частная собственность развита слабо. Среди основных видов собственности называется земля. Земельный фонд страны составляли земли царские, общинные, частных лиц. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф, присвоившего чужую землю объявляли вором.

     Регламентируя институт договора, Законы Ману устанавливали важное правило: не может считаться действительной сделка, которая заключена с безумным, малолетним, одряхлевшим, пьяным. Недействительна и такая сделка, которая заключена с применением насилия или обмана. Непременным условием всякого договора была его публичность.

     В Законах упоминаются такие виды договоров, как договор займа, аренды земли, купли-продажи, дарения. В Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману значительное влияние уделяют и этому виду договора.

     В целом обязательственные отношения получили здесь довольно тщательную разработку.

     Что касается брачно-семейных отношений, то для Индии была характерна большая патриархальная семья, главой которой являлся муж. Законы Ману отражают унизительное положение женщины, ее полную зависимость от мужа и сыновей. Это положение определяется следующим образом: в детстве женщине полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, в старости под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности».

     Согласно традиции жена должна была принадлежать к той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низкой группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке.

     Также всесильной была власть отца над своими детьми. Наследство делится между сыновьями поровну, а дочерям выделялась известная доля в виде приданого.

     Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за преступление (круговая порука), совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Кровная месть не упоминается.

      Далее следует охарактеризовать систему преступлений и наказаний, сравнив ее с уже известными (Египет, Вавилон, Китай).

     Законы Ману дают общее представление о процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало, верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Всего называются 18 поводов судебного разбирательства.

     Основным источником доказательств служили свидетельские показания. Когда отсутствовали достоверные свидетельства, прибегали к клятвам и испытаниям (ордалиям). Брахман клялся «правдивостью», кшатрий – «колесницами и оружием», вайшья – «коровами, зерном и золотом», шудра – «всеми преступлениями». Клятва могла быть признана недостаточной, и тогда обвиняемый подвергался испытанию огнем, водой и т.д. Законы Ману объясняют смысл ордалия: «Злодеи думают: «никто не видит нас», но их видят боги». [5]

 

ВЫВОД

     Таким образом, в государстве и праве Древней Индии наряду с чертами, характерными для всех рабовладельческих государств Древнего Востока, встречается и ряд особенностей. Первой особенностью является кастовая структура общества, пережитки которой имеют место и в современной Индии. Второй особенностью является наличие в государственном строе (отдельных стран Индостана) заметных следов военной демократии и республиканских форм правления. В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В заключении необходимо отметить, что правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп - варн: брахманов (жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. Здесь уже заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

      В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в доме, купленный, подаренный и раб в силу наказания. Все права над рабом предоставлялись хозяину. Раб-неправоспособен.

Информация о работе Возникновение государства в Индии. Кастовый строй