Возникновение казахского ханства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и Ханством Абулхаира. Джанибек и Керей (Гирей) (потомки Урус-хана – родоначальника династии казахских ханов) – авторитетные казахские лидеры.

Файлы: 1 файл

Возникновение Казахского ханства.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и Ханством Абулхаира. Джанибек и Керей (Гирей) (потомки Урус-хана – родоначальника династии казахских ханов) – авторитетные казахские лидеры. Постоянные войны, усобицы, набеги ойратов (джунгар) вызывали большие народные возмущения, поэтому с конца 50-х годов в течение 10 лет как протест происходила массовая откочевка из В. Дешт-и-Кипчака, Туркестана, Каратау на запад Семиречья, территорию Могулистана. Джанибек и Керей возглавили племена, уходившие из Ханства Абулхаира на запад Могулистана (200т человек). Казахское ханство сначала занимало Западное Семиречье, долины Чу, Таласа и Козы-Баши. Когда в 1462г Есенбуга умер, и в Могулистане воцарилась анархия, возникло Казахское ханство. Мухаммед Хайдар дуглат относит время образования КХ к 1465г – 1466г (он вообще пишет о КХ). После смерти шайбанида Абулхаира казахские ханы сразу вступили в борьбу за власть в степи. Главные противники – его наследники: Шайх-Хайдар (сын), Мухаммад Шайбани, Махмуд-султан (внуки). Союзники – Ахмад-хан (потомок Тимура), шайбанид Ибак-хан и ногайские мирзы. После гибели Шайх-Хайдара, внуки бежали в Туркестан к тимуридскому наместнику Мухаммеду Мазидтархану. Здесь и происходят главные события конца 15в. В 70-е годы проходят несколько крупных сражений (победы были у каждой из сторон). Присырдарьинские города и пастбища были важнейшей целью противостояния. Туркестан и Сыгнак переходили из рук в руки. Сыновья Джанибека: Махмуд-султан (другой) – правитель Сузака, погиб в сражении; Иренчи – занимал Сауран. Сын Керея – Бурундук. Итог борьбы к концу 15в – получение городов Сузак, Сыгнак, Сауран; в ханство вошли Западное Семиречье, район Каратау, низовья Сырдарьи, Северное Приаралье, Центр. К. Мухаммад Шайбани удержал Отрар, Туркестан, Узгенд, Аркук. Тесный союз с ногайцами.

Керей – первый хан  
Джанибек – второй хан  
Бурундук-хан (Мурындык, сын Керея) – 1480г – 1511г

Касым-хан (1512г – 1521г).

«Собиратель казахских  земель». Сын Джанибека. Власть переходит  к потомкам Джанибека. При нем  Казахское ханство достигает  наибольшего могущества. В 1510г Мухаммед Шайбани вновь пришел к Сыгнаку  – и потерпел сокрушительное поражение  от султана Касыма, в конце года он погиб в Хорасане в битве  с иранцами. В 1513г осажденный в  Сайраме Катта-бек (наместник тимурида Бабура) позвал на помощь Касым-хана и  они успешно выступили против шайбанида Суюндж-ходжи – победа над Шайбанидами. Касым дружил с  ханом Могулистана Саидом. В 1514г  Саид ушел в Восточный Туркестан, что укрепило власть Касыма в Семиречье. Прикочевали группы племен из Ногайской  Орды, где был кризис. Границы  ханства достигли Яика, Сырдарьи, ушли за Улытау и Балхаш. Впервые после  монгольского нашествия были объединены в одном государстве почти  все казахские роды и племена. Число подданных оценивалось  в 1 миллион человек, а численность  войска в 300т. Начались посольские контакты с Московским государством (Василий 3). В 1511г принял первый свод законов  «Каска жолы» («Светлая дорога»). Казахи стали известны в Западной Европе.

В 20-х годах после  смерти Касыма (в 23г в Сарайчике) междоусобицы Джучидов ослабили ханство. Против ханства сложился союз узбекских  и могульских правителей. Потеряны присырдарьинские города. Туркестанский  вилайет у Шайбанида Убайдаллаха.

Мамаш-хан – сын Касыма

Хан Тахир (1523г - 1533г) – ханство в упадке, безуспешно боролся с Ногайской Ордой, пытался отвоевать сырдарьинские города. Из-за распрей бежал в Семиречье и вступил в союз с киргизами против Саида.

Хакк-Назар-хан (1538г - 1580г) – боролся против ойратов (в Семиречье) и могулов. Вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом против сибирского хана Кучума. Пытался восстановить прежние территории, что было невыполнимо. Приблизилось Русское государство (завоевало Казанское, Астраханское и Сибирское ханства). На Сырдарье появились каракалпаки. До конца 16в Сыгнак, Отрар и Туркестан были в составе Шайбанидов Мавераннахра. Привлек на свою сторону ногайских мурз. Направления внешней политике: юго-восток (с киргизами воевали против могулов и ойратов), запад и север (ногайцы, башкиры, татары). «Хан казахов и ногайцев». Был убит агентом правителя Ташкента, выступая против противника Абдаллаха Баба-султана.

Шигай-хан (1580г – 1582г, потомок Джанибека) – участвовал в походе узбекского хана Абдаллаха через Туркестан. Казахам достались земли в Средней Азии.

Тауекель (Таваккул, в переводе «надежда, упование», сын Шигая) (1586г - 1598г) – В 1586г захватил города в Туркестане. Противостоял конкурентам во власти (др. султаны, сыновья Хакк-Назара). В 1594г посылает в Москву первое посольство во главе с Кул-Мухаммедом. Посол должен был освободить своего племянника, который был аманатом (заложником), а также наладить отношения с Москвой (хан с ней хотел идти против узбеков). В том же 1594г часть ойратов попала под его власть, и он называл себя ханом казахов и калмыков («хан казахов и ойратов»). В 1595г с Тауекелем ведет переговоры Степанов. В 1598г – новый поход в Среднюю Азию. Разорвал союз с Шайбанидами. Успешно завершает борьбу за сырдарьинские города. Умер в Ташкенте от ранения, полученного при осаде Бухары.

Есиме (1598г - 1628г) – сын Шигая, искусный дипломат. В 1598г заключил мир с Бухарой. Завершил длительную борьбу за территории. Теперь у казахов туркестанские города, Ташкент (на 200 лет), Фергана, отказался от Самарканда и Бухары. Свод законов «Есим салган ески жол» - «Есима исконный путь» - получил широкое признание у народа, где нормы адата были более приемлемы чем законы шариата в силу занятия скотоводством. «Бийская революция» - хан ограничивал аристократию и опирался на биев. Появился 2-ой хан – Турсун в Ташкенте.

Жангир (1635г – 1652г) В 17в внутренняя жизнь ханства была очень нестабильной. Южные города переживали упадок. Ханство дробилось, усиливались феодальные распри, начались набеги джунгар.

Тауке-хан (1680г - 1718г) – укрепление при нем Казахского ханства и союз казахов с киргизами и каракалпаками ослабили натиск джунгар. Тауке старался сплотить страну. Опирался на биев. Перенес столицу в Турекстан. Создал свод норм обычного права «Жеты-Жаргы» («Семь установлений») в 1690г. В 86г - 93г отправил в Россию 5 посольств. В 1716г – переговоры с Россией о военном содействии.

Стабильность в  государстве в период середина 15в  – начало 17в, позже упадок. С середины 15в до начала 18в Казахское ханство  было относительно цельным политическим образованием. Тауке-хан был последним  ханом, чья власть признавалась во всем государстве. После его смерти в  каждом жузе появились свои правители. Попытки ханов создать централизованное государство был безуспешны из-за: отсутствия экономических связей между  жузами, междоусобиц феодалов, нападений  с юга среднеазиатских ханств, опасность со стороны Джунгарии.

 
Культура казахов

Общество:

Общественные отношения  – патриархально-феодальные (феодализм  больше на юге, а патриархальность больше у кочевников), поэтому не сложилось  централизованное государство. Государственность  – феодальная. Сыгнак – столица  в начальный период. Столица ханства  в 17в - г. Туркестан. Все ханство принадлежит  правящему роду Чингизидов. Хан –  распределяет земли и не относится  ни к каким племенам, избирается из султанов. Ханство делилось на улусы  во главе с султанами. Султаны  освобождались от повинностей в  пользу хана и имели судебно-административную власть. Улус = 10т семей. Род или  племя составляли определенное количество колен.

Высшее сословие – ак-суйек (белая кость): Торе (правящая группа Чингизиды: ханы, султаны, огланы или торе, ходжи (нет обязанностей)) и Кожа (мусульманское духовенство  – потомки проповедников). Низшее сословие – кара-суйек (черная кость): все остальные независимо от имущественного положения. Бий – управитель рода.

Каждый кочевник считался воином и должен был всегда быть готовым к походам. Воинская доблесть – высшее достоинство кочевника. Любой мог стать батыром (прославленным  воином), которые играли существенную роль в обществе. При хане – совет  улусных султанов и вождей кочевых  племен – ежегодный курултай. Система  госуправления основана на обычном  праве – адат, кроме которого были нормы мусульманского права (позже  адат при Тауке-хане стал «Жеты-Жаргы», который составляли все жузы). В 15в - 17в главный закон - о мести («кровь за кровь»), приговор суда исполнял весь род.

«Жеты-Жаргы»: Убийство мужчины – 1т голов скота, женщины - 500. Особо наказывались за изнасилование. Если ответчик не мог платить штраф  – платила община. Убийство султана  – кун за 7 человек (классовое  неравенство). Кража скота и имущества  – тяжкое преступление – били плетьми.

 
Города:

Сыгнак – «торговая  гавань»; столица первых казахских  правителей; некрополь Шайбанидов  
Туркестан (Яссы) – крупный торговый пункт, центр земледельческого округа; на рубеже 16в – 17в стал столицей; религиозный центр  
Сауран – система оборонительных сооружений  
Сайрам (Испиджаб) – хорошо укрепленная крепость, крупный торгово-ремесленный центр юга на стыке торговый и военных путей; административный центр вилайета  
Сузак – главный город севера Каратау, главная стратегическая опора казахских правителей, хорошая крепость; торгово-ремесленный центр, выдвинутый в степь  
Отрар – крупный торгово-ремесленный центр юга; в 16в здесь были наместники Шайбанидов; памятник городской культуры 15в; единственный спецквартал - «квартал гончаров»

История:

По «Тарихи Рашиди»  казахами называлось все население  подвластное Джанибеку и Керею. Источники упоминают всего о 20 городах. По свидетельству Исфахани в начале 16в в КХ было около 10 улусов. Рузбихан говорит о «30 крепостях», из которых лишь 5-6 были крупными культурно-экономическими центрами. Восточный Дешт-и-Кипчак, Семиречье, Южный К назывались Туркестаном. В городах Туркестана 15в – 16в  – фортификационная система. В 15в - 17в – арабская графика. Начало формирование казахской народности – 2т–1т\д, этот процесс завершился к 15в - 16в. С древнетюркского  «казах» переводится как «вольный, независимый». Этнооснову казахов составили  многочисленные племена разных эпох. Термин«Казахстан» («Страна казахов») появилось в 16в.

Деньги:

К середине 16в приток среднеазиатских медных денег резко  сокращается: на рынке появляются монеты Ташкента и Яссы (Туркестан), а также  Отрара. Серебряных монет в городах  мало, они нужны для крупных  сделок и транзитной торговли. Особенность  денег 17в – «не вполне монетные»  формы – кусочки меди. Выпуск собственных монет имел политическое значение. Зооморфные сюжеты связаны  с родоплеменной символикой. Упадок торговли и денежного обращения  – 17в.

Хозяйство:

Жуз – это историко-хозяйственный  регион. Отличительный признак –  единый тип хозяйства.

Младший: Адай, Каракесек, Джагалбайлы, Шана, Серкеш (Западный К, Приаралье)  
Средний: Найман, Кипчак, Аргын, Кереи, Конырат (Центр, Вост, Северный К)  
Старший: Дулат, Албан, Джалаир, Канлы, Уйсун (Семиречье, Южный К)

Жузы образовались в 16в. Ядро Старшего жуза составляли древние  усуньские племена. Раннее название Младшего жуза – Алшын.

Кочевое скотоводство в силу природно – климатических  условий. Скот – в частной и  семейной собственности – главная  мера богатства. В степи – общинная форма землепользования. Культура –  просо. «Неприхотливая культура» - рис. Пастбища присваиваются аристократией.

Сойургал, икта, мильк, вакф – формы феодального землевладения. Сойургал – земельный надел, господство кочевой знати над оседло-земледельческим  населением. Вакф – земли и водные системы с налогами у духовенства. Мильк – частная собственность  на землю у духовенства. Шаруа (кочевники-скотоводы), жатаки (землевладельцы, егиншы) и простые  горожане (торговцы, ремесленники) составляли единое податное сословие – райаты, и платили налоги: скотоводы –  зякет (основной по шариату хану, 1/20 приплода), согум, сыбага и бийлык; земледельцы и ремесленники – ушур (основной, 1/10 урожая, собирал мулла), тагар, бадж и харадж.

Скотоводство кочевое  и полукочевое. В основном – овцы, лошади, верблюды. Крупный рогатый  скот в местах оседлого хозяйства. Каждый род (обычно десятки-сотни аулов) кочевал  на своих землях. Пастбища: весной –  коктеу, летом – жайляу, осенью –  куздеу, зимой – кыстау. Средняя  протяженность кочевания – 50 - 100 км, а у отдельных племен до 1000-2500 км. Хозяйство – натуральное, но был обмен товарами между городом  и степью – эта была важная экономическая  взаимосвязь жизни казахского общества. Выделяются 4 типа жилищ.

Искусство:

Мавзолеи Джанибека  и Касыма – в Сарайчике, Казангапа  – в Улутау. «Сауранская башня» - минарет.

Героический эпос: «Кобланды-батыр» (война кипчаков с иранцами), «Ер-Косай», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр». Социально-бытовые  поэмы «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз-Жибек». Письменная литература казахского языка – книги религиозного и  историко-легендарного содержания. Керамика с геометрическими мотивами. Памятники  Семиречья – из белого известняка.

Люди:

Третьяк Чебуков  – один из первых русских послов в К, направленный в 1573г.

Асан-Кайгы - «печальный кочевой философ», жырау  
Жиембет – жырау – военачальник, правитель племени; жил при Есим-хане Жырау: 14в - Сыпыр, Кодан-Тайши 15в - Шалкииз, Асан-Кайгы, 16в - Казтуган, Доспамбет, 17в - Жиембет.  
Усман Кухистани - «Тарих Абулхаир-хани»  
Кадыргали Джалайри (Жалаири) - «Жылнамалар жаниги» и «Жамигат тауарих» («Джами ат-таварих»)  
Первый важный памятник казахской исторической литературы 17в (посвящен Годунову).  
Мухаммед Хайдар Дулати (из рода Дуглат) - «Тарих-и-Рашиди» (история Могулистана и КХ)

Религия:

Туркестан (Яссы) –  религиозный центр. Глубоко укоренился ислам (аристократия), но в низах  больше распространены старые культы. В сырдарьинских городах большую  роль играло мусульманское духовенство. От-ана (огонь) – покровитель очага. Покровители: коровы – Зенги, овцы и  козы – Шопан, коня – Камбар, верблюда – Ойсыл. Ночью светит звезда Жеты каракшы (Большая Медведица). Марс называют «Кызыл жулдыз» (Красная звезда), Юпитер – «истребляющий ослов», Близнецы – «двойная звезда». Отпен аластау  – обычай изгнания злого духа огнем. «Если появится Сириус», то нельзя купаться.

Информация о работе Возникновение казахского ханства