Возникновение кочевой цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 11:38, реферат

Описание работы

Люди западной цивилизации привыкли считать, что кочевники давно ушли в историю, то, что их воинственные набеги приводили к упадку и исчезновению цивилизованных оседлых соседей, и что их дикий образ жизни не оставил ничего ценного в человеческой культуре. В действительности, это негативное представление о кочевниках не более чем миф. Кочевники живут и сейчас, причем число их не так мало, они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, выживают в пустынях Африки.

Содержание работы

Введение__________________________________________3
Возникновение кочевой цивилизации__________________
Понятие кочевая цивилизация____________________
Предпосылки возникновения_____________________
Классификация кочевничества____________________
Быт и культура кочевников_______________________
Расцвет кочевничества___________________________
Модернизация и упадок__________________________
Кочевники в XXI веке___________________________
Заключение_________________________________________
Список литературы__________________________________

Файлы: 1 файл

Кочевые цивилизации.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на тему: Возникновение кочевой цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Караганды 2011

Оглавление.

  1. Введение__________________________________________3
  2. Возникновение кочевой цивилизации__________________
    • Понятие кочевая цивилизация____________________
    • Предпосылки возникновения_____________________
    • Классификация кочевничества____________________
    • Быт и культура кочевников_______________________
    • Расцвет кочевничества___________________________
    • Модернизация и упадок__________________________
    • Кочевники в XXI веке___________________________
  1. Заключение_________________________________________
  1. Список литературы__________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Люди западной цивилизации привыкли считать, что кочевники давно ушли в историю, то, что их воинственные набеги приводили к упадку и исчезновению цивилизованных оседлых соседей, и что их дикий образ жизни не оставил ничего ценного в человеческой культуре. В действительности, это негативное представление о кочевниках не более чем миф. Кочевники живут и сейчас, причем число их не так мало, они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, выживают в пустынях Африки.

 В настоящее время  история, изучив кочевые цивилизации, их культуру и быт, представляет нам обширный источник понятия «кочевая цивилизация», развитие кочевой цивилизации на протяжение веков, их культура, обычаи и традиции народов – кочевников, - всё это сегодня представляет большую ценность. Мы, зная историю предков, историю своего народа можем двигаться дальше. Нет будущего у народа, не знающего своей истории.  Человек должен знать историю своего народа, как свою биографию. Мы обязаны чтить великих сынов народа, героев, мудрецов, писателей, художников.  Так как без прошлого нет будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие кочевая цивилизация

Кочевники - мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства. Некоторые кочевые народы, кроме того, занимаются охотой или, как некоторые морские кочевники в юго-восточной Азии, — рыболовством. У многих тюркских кочевых народов исторически было распространено набеговое хозяйство. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

  • экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
  • периодические перекочевки большей части населения и скота;
  • особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности

 

 

Предпосылки возникновения

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Согласно более популярной точке зрения, номадизм появился на неблагоприятных для земледелия зонах, где единственным способом выживания являлась сезонная перекочевка. Так население вынуждено было адаптироваться к новым условиям и специализироваться в кочевом скотоводстве.

Так же спорен вопрос о том, где сложился номадизм. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV-III тыс. до н.э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX-VIII тыс. до н.э. Другие, мнение которых я поддерживаю, полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II-I тыс. до н.э. в евразийских степях.

 

Классификация кочевничества

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы:

  • кочевое,
  • полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
  • отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
  • яйлажное (от тюркс. "яйлаг" – летнее пастбище в горах).

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

  • вертикальное (горы равнины) и
  • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т.д.

 

Быт и культура кочевников

 

Для многих специалистов «кочевник» и «культура»—понятия несовместимые. В самом деле, столько говорилось в научных статьях, исследованиях, публикациях и сочинениях, введенных в обиход, о варварстве кочевников и об их культурной бесплодности, что это мнение крепко укоренилось в мыслях историков.

Совсем не обязательно быть специалистом, чтобы усомниться в правильности вышеприведенного мнения. Не надо забывать, что поэзия и музыка всегда были и останутся в числе основных составных частей культуры. Поэзия родилась в среде пастушеских племен. То же самое и о музыке. Например, сравним мелодии тюркских народов, этнически очень близких, из которых одни стали вести оседлый образ жизни в XVI b., другие продолжали кочевать до XIX века; эти последние сохранили наиболее чистую музыку, тогда как у оседлых тюрков она приобрела прикладной характер, стала аккомпанементом слова (песня) и жестов (танец).

 

 

 

 

 

 

Расцвет кочевничества

Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения "кочевых империй" или "имперских конфедераций" (середина I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой оттуда продукции. В одних случаях кочевники вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы, хунну, тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих они завоевывали земледельцев и переселялись на их территорию, сливаясь с местным населением (авары, булгары и др.). Кроме-того, вдоль маршрутов шёлкового пути проходившего также и по землям кочевников, возникали стационарные поселения с караван-сараями. Известны несколько крупных миграций так называемых "пастушеских" народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы, гунны, авары, тюрки, кидани и половцы, монголы, калмыки и др.).

В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. По-видимому, в результате этих процессов в Западную Европу попали порох, компас и книгопечатание. В некоторых работах этот период называют «средневековой глобализацией».

 

Модернизация и упадок

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация.

В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию, которая закончилась неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35-40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством.

 

Кочевники в XXI веке

В настоящее время кочевым скотоводством занимается около  35-40 млн. чел. Они проживают в Азии и Африки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации.

Итак, кто такой кочевник? Для ума, воспитанного историческими трудами советской школы, кочевники — это скитающиеся орды, которые не имели никакого понятия о границах или собственности на землю. Они питаются, главным образом, сырым мясом, которое отбивал и в скачке под седлом своих лошадей. Исчезали с лица земли города, имевшие несчастье вставать на их пути, и повсюду, где они проходили, оставалась пустыня. Они не были знакомыми с моралью, ни с правом. И, естественно, не ведали таких высоких духовных категорий, как вера, честь, совесть, гордость, любовь, достоинство. И никому не приходило в голову и никто не собирался брать во внимание такие высказывания, являющиеся нравственным критерием взаимоотношений казахов «Будь с гордым горд: он не сын пророка; будь с робким робок: он не раб твоего отца». Через какие тяжелые испытания должен пройти народ, чтобы, как вывод из тысячелетнего опыта, высказать эту мудрую поговорку: «Если бьют камнем, ответь угощеньем».

Не горожанин, а кочевник мог увещевать своих потомков таким образом: «Если встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Таково подлинное гостеприимство степи, степняка, кочевника.

 

 

 

 

Список литературы

  1. kk.wikipedia.org
  2. neonomad.kz
  3. sak.ucoz.kz

Информация о работе Возникновение кочевой цивилизации