Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:06, контрольная работа
Мы имеем довольно разнообразные и разносторонние сведения о первых веках нашей истории. Таковы особенно иноземные известия патриарха Фотия IX в. императора Константина Багрянородного X в. и Льва Диакона X в., сказания скандинавских саг и ряда арабских писателей тех же веков: Ибн-Хордадбе, Ибн - Фадлана, Ибн - Дасты, Масудии др. Основным же источником для изучения первого периода нашей истории является Начальная летопись. Она представляет сначала прерывистый, но, чем далее, тем все более последовательный рассказ о первых двух с половиной веках нашей истории.
Введение………………………………………………………………..………3
Возникновение первых русских городов…………………………..……..5
Образование государственности………………………………………….8
Развитие первых русских городов……………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………………………….23
Наряду с крестьянской общиной важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли.
Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредоточивались богатства и крупные продовольственные запасы, которые завозились сюда феодалами. Наиболее крупными городами Древней Руси были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и др. Основанные князьями города сохраняли как правило имена этих князей: Ярославль, Изяслав, Владимир, Константинов. Многие из этих наименований городов дошли до нашего времени.
Большое место в истории Древней Руси занимала внутренняя и внешняя торговля. Особенно активизировалась внешняя торговля с конца IX в. Русские дружины осваивали пути в наиболее передовые страны того времени — в Византию, Кавказ, в Среднюю Азию и на другие части внешнего мира.
Политический же строй Древней Руси IX–X вв. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский князь, называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета других князей и дружинников. Несколько позже эта форма правления вошла в историю Руси под названием Боярская дума. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот, действовавший как на реках, так и на Черном море. Важную роль в укреплении государства играли правовые нормы, выработанные в X в. Нормы раннефеодального права нашли отражение в так называемой "Древней Правде", изданной в начале XI в. князем Ярославом Мудрым, в которой были отражены основные правовые положения, регламентирующие многие стороны жизни.
Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославича (980—1015). Положение Руси заметно упрочилось. Владимиру удалось создать мощную оборонительную систему, оградить Русь от новых набегов. При нем был создан первый подробный летописный свод. Важное значение имели две религиозные реформы Владимира: стремление унифицировать языческие культы и принятие христианства. До принятия христианства древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов, среди которых бог неба по имени Сварог, бог Солнца по имени Дажбог, Хоре, "скотий бог" Белее, бог грома и молний по имени Перун, бог ветра по имени Стрибог.
И язычество, и христианство в равной мере были основаны на вере в сверхъестественные силы, управляющие миром. По мнению академика Б. А. Рыбакова, христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян и их соседей. Еще задолго до принятия христианства в Киеве было известно о христианстве, его основных догмах, приспособленных к нуждам феодального государства.
В X в. в Киеве была уже церковь св. Ильи, христианского двойника языческого бога Перуна. Христианская литература, написанная на старославянском языке, проникла на Русь из соседней. Болгарии. Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в зависимость от Византии. Этим во многом историки объясняют и то, что Владимир вторгся в эти годы в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и начал диктовать свои условия византийским императорам. В этих условиях ни о какой зависимости Руси от Византии не могло быть и речи, и вопрос о крещении и принятии христианства не мог быть оговорен какими бы то ни было условиями, этот процесс мог быть только добровольным. В конце X в., точнее в 988 г., князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и заставил креститься всех остальных.
К тому времени структура церковной иерархии сложилась в основном следующим образом. Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание церквей жертвовали почти десятую долю своих дани и оброков. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни своих прихожан. Одной из сильных организаций церкви были монастыри, которые вообще играли важную роль в истории средневековых государств, в том числе и в древнерусском государстве. Все это пришло в Русь с усилением влияния христианства.
Крещение Владимира — поворотный момент христианизации Киевской Руси, но сама христианизация произошла не сразу, она растянулась на ряд десятилетий. При Владимире крестились княжеская семья и княжеская дружина. В больших же городах, таких как Киев, Новгород и др., жителей загоняли в реку и, как отмечается в одной из древних легенд, дошедших до нас, "заганивая в реку их, аки стада", "да еще кто и нелюбовно, но и страхом повелевавшегося крещахуся". Несмотря на предпринимаемые правящим классом меры, значительная часть русского населения в XI в. оставалась еще языческой. Внедрение христианства встречало активное сопротивление со стороны большого количества населения. Начатое Владимиром внедрение христианства в X в. было активно продолжено и. в основном завершено князем Ярославом уже в XI в. Ко времени княжения Ярослава относится и окончательное оформление церкви как организации.
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых язычниками богов, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. К примеру, у князя Владимира было пять «водимых», т. е. законных жен, не считая наложниц. Христианская церковь с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга христианской церкви.
Ускорив процесс ликвидации остатков родового строя, христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. В Византии церковь являлась крупным феодальным учреждением и землевладельцем. С принятием христианства эти же методы были привнесены и в Киевскую Русь, где церковные учреждения наряду с княжескими создают крупную земельную собственность, концентрируя в своих руках большие земельные владения. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда, которые сохранились в некоторых районах Древней Руси. В известной мере христианская церковь боролась и против незаконного порабощения людей. Влияние византийского духовенства сказалось и в разработке на Руси феодального законодательства. Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей; церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т. д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения проявилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране новые шедевры, которые приравнивались к лучшим образцам византийского искусства, к примеру Софийский собор в Киеве, построенный еще Ярославом в 1037 г. В настоящее время он является крупным музеем. Кто бывал в Киеве, не мог не полюбоваться этим шедевром древнерусского искусства. Образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 г. Софийский собор в Новгороде. Из Византии в Киев проникла и живопись на досках. В связи с крещением появились в Киевской Руси и образцы греческой скульптуры. Заметный след оставило крещение и в области просвещения, книгоиздательского дела.
Книжное просвещение на Руси стало распространяться с введением христианства. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Первоначально славянская азбука была представлена двумя алфавитами: глаголицей и кириллицей. Оба эти алфавита были известны на Руси с начала X в. Письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы из которой вошли и в современный русский алфавит. Быстрое развитие русской письменности происходило ив XI в., после признания христианства официальной религией на Руси. Потребность в церковных книгах на славянском языке резко увеличилась, так как христианство проникло не только в город, но и в сельскую местность.
Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VII–IX вв. классового раннефеодального строя и государственной религии явилось результатом связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве требовало в свою очередь изменений в идеологической области, в религии. Попытка же противопоставить христианству реформированный языческий культ не привела к успеху. Русь в IX–X вв. традиционно была связана с Константинополем — Царьградом и со славянами в Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в тесном общении с Византией. Эти связи в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать направление христианства, в наибольшей степени отвечающее политическим и культурным нуждам государства.
В истории Древней Руси христианство было явлением прогрессивным. Заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, оно в конечном счете оказалось не византийским и не римским, а русским. В истории Руси русская церковь играла сложную и многогранную роль. Однако ее положительная роль заключалась в том, что она как организация объективно помогала укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма.
Объяснение появления раннесредневековых
городов на Руси в итоге общественного
разделения труда - пример явной модернизации
в понимании экономики того времени, когда
господствовало натуральное хозяйство.
Продукты труда производятся здесь для
удовлетворения потребностей самих производителей.
Товарное производство находится в зачаточном
состоянии. Внутренние местные рынки в
эпоху становления городов на Руси еще
не получили развития. Господствует дальняя
международная торговля, затрагивавшая
лишь верхи общества. Нельзя согласиться
поэтому со следующей некритически воспринятой
дефиницией: "Древнерусским городом
можно считать постоянный населенный
пункт, в котором с обширной сельской округи-волости
концентрировалась, перерабатывалась
и перераспределялась большая часть произведенного
там прибавочного продукта"
Ведь для домонгольского времени о подобных
формах угнетения смердов государственной
властью не сохранилось ни одного документа:
такие формы были чужды самому характеру
отношений между представителями княжеско-дружинной
среды и массой свободных общинников -
обитателей сельских поселений. Не учитывается
здесь и роль агрикультуры в городе, жители
которого вели полукрестьянское существование
и занимались разнообразными промыслами,
как свидетельствуют археологические
материалы: охотой, рыболовством, бортничеством.
При раскопках даже в крупнейших стольных
городах находят лемеха плугов, мотыги,
косы, серпы, ручные жернова, ножницы для
стрижки овец, рыболовные крючки и грузила
для сетей, медорезки. О каком прибавочном
продукте, отчуждаемом из сельского хозяйства,
может идти речь, например, в Старой Рязани,
когда, судя по археологическим данным,
она возникла веком раньше окруживших
ее потом деревень? Даже в Западной Европе
выход из состояния "прямого сельскохозяйственного
потребления" (собственного потребления
произведенного продукта) произошел не
ранее середины XII в., особенно же с XIII в.,
когда на обширных пространствах совершался
переход от домашней экономики к рыночной,
рождавшейся вследствие поступления в
город излишков сельского производства.
Как на Западе, так и на Востоке Европы
город представлял собой сложную модель,
своего рода микрокосм с концентрическими
кругами вокруг основного ядра. Первый
круг - садовые и огородные культуры (огороды
вплотную примыкают к городскому пространству
и проникают в свободные его промежутки),
а также молочное хозяйство; во втором
и третьем кругах - зерновые культуры и
пастбища. При раскопках на территории
городских дворов-усадеб находят огромное
количество костей домашних животных.
Места для содержания скота обнаружены
как в пределах укреплений, так и вне их.
Но без ремесла и торговли нельзя представить
себе и жизни укрепленных общинных поселений,
например роменско-боршевских городищ
VIII-X вв. или городищ украинского Прикарпатья
VI-X вв., о чем красноречиво говорят археологические
материалы. В этом отношении резкого антагонизма
между общинными центрами и городами не
существовало. Население городов, где
смертность превышала рождаемость, пополнялось
за счет жителей деревень. Это приводило
к нивелировке материальной культуры.
Разумеется, в городах трудились, кроме
рядовых ремесленников, и наиболее квалифицированные
мастера, владевшие сложнейшими техническими
приемами. По заказам знати они изготовляли
предметы роскоши, украшения и дорогое
оружие: мечи, шлемы, кольчуги. Именно с
городами в первую очередь были связаны
"заморские гости" - купцы, которые
вели торговлю с Византией и мусульманским
Востоком, удовлетворяя потребности правящей
верхушки в предметах роскоши и экзотических
товарах.
Только во второй половине XII - первой трети
XIII в. появление технических новшеств
в некоторых видах ремесла привело к выпуску
массовой продукции, рассчитанной на широкий
сбыт, но в пределах самого города или
ближайшей сельской округи. Преувеличение
роли ремесла при объяснении происхождения
городов на Руси исходит из технологической
модели социального прогресса и в конечном
счете восходит к не оправдавшей себя
теории о закономерной смене общественно-экономических
формаций. Тем более, что материальные
орудия обладают большей способностью
выживания (в археологическом смысле),
чем социальные институты и творения человеческого
духа. Несмотря на все попытки, советским
историкам не удалось доказать наличие
в городах домонгольской Руси объединений
ремесленников, подобных западным цехам.
Тут господствовала "свободное ремесло",
т. е. не организованное в особые союзы.
Следовательно, отсутствовали и навыки
корпоративного самосознания.
Приходится отказаться и от попыток дать
унифицированное определение понятия
"город": "Город есть населенный
пункт, в котором сосредоточено промышленное
и торговое население, в той или иной мере
оторванное от земледелия". В действительности
в древнерусском городе столь жесткой
дифференциации трудовых занятий не существовало:
во многом он сохранял аграрный облик,
органично вписываясь в окружающий пейзаж.
Не менee уязвимо и такое утверждение: "Настоящей
силой, вызвавшей к жизни русские города,
было развитие земледелия и ремесла в
области экономики, развитие феодализма
- в области общественных отношений".
В подобных схемах налицо недооценка всех
факторов развития человеческих коллективов,
кроме социально-экономического. Роль
городов как центров культурного строительства
и созидания духовных ценностей ставится
при этом на последнее место.
Заключение.
"Город есть населенный пункт,
в котором сосредоточено
Список литературы.