Возникновение Украинского казачества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению
писателя графа Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков
незаслуженно принижена и забыта отчаянным бесстыдством коммунистической
эпохи. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто
становились заслоном на пути вторжения ее врагов.

Файлы: 1 файл

ВОЗНИКНОВЕНИЕ УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА.doc

— 51.00 Кб (Скачать файл)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

 

 

Вступление.

 

Введение

В тысячелетней истории Российского  государства, созданного, по мнению

писателя  графа Льва Николаевича Толстого, казаками, роль самих казаков

незаслуженно  принижена и забыта отчаянным  бесстыдством коммунистической

эпохи. Но именно казаки пятьсот лет охраняли рубежи России и часто

становились заслоном на пути  вторжения ее врагов.

Казаки-первопроходцы  осваивали и завоевывали новые  земли вплоть до Аляски и

Кушки. Во времена крупных войн, которые  Россия вела постоянно, казаки

составляли  наиболее мобильные и боеспособные войска, им доставались самые

трудные и ответственные участки в  боях и сражениях. Будучи в подавляющем

большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты

русской нации, которые обеспечивали            им роль создателей Великой

Российской  империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость,

добродушие и уважительное отношение  к другим народам и государствам.

 Заключение

Дореволюционная литература по казачеству обильна и разнообразна..

Публиковалось множество официальных  документов: положения о казачьих войсках,

распоряжения, отчеты. В правительственные  акты включались документы,

регламентировавшие штатный состав казачьих частей, порядок прохождения

службы, продвижение по служебной  лестнице и т. д. Выпускались всевозможные

положения и постановления по каждому  казачьему войску, регламентировавшие

жизнь и службу в каждом конкретном случае Издавалась и литература справочного

характера, содержавшая сведения по экономике, статистике, землевладению  и

земледелию, войсковым капиталам, земскому обложению того или иного  войска.

Выпускались положения, регулировавшие общественные и земельные отношения в

станицах.

Масса литературы посвящена истории, происхождению казаков, их жизне- и

бытоописанию, участию в военных  кампаниях. Эти издания насыщены сведениями

краеведческого характера. Так, материалы  по истории Кубанского казачьего

войска, включающие копии документов из архива Главного штаба Кубанского и

Терского войск, изданные И. Дмитренко, составили четыре тома.

Многие публикации (как и в  наши дни) способствовали мифологизации

героического образа казака. В ряде работ содержались описания подвигов

казачьих героев, отдельных исторических личностей

Можно констатировать, что современное  изучение казачества в чем-то по инерции

продолжает традицию, сложившуюся  до революции. Исследователи обращают

внимание на то или иное историческое событие, того или иного исторического

деятеля. Работы чаще всего посвящены  какому-либо одному войску. При этом

количественно продолжали преобладать (как и до 1917 г.) работы по Донскому

казачьему войску. Чуть позже исследователи  обратили свои взоры к востоку.

В целом в появляющихся работах по казачеству большой акцент делается на

историческое описание 11 традиционных казачьих войск, существовавших до

октября 1917 г. О современном состоянии  дается скорее краткий обзор, раздел

или часть заключительной главы (практически  без отсылок на появляющиеся

новейшие работы). Пока нет исследования, специально посвященного современному

возрождению казачества, которое подробно рассматривало бы истоки, движущие

силы, динамику роста, потенциал казачества. Координаторы Консультативного

совета по вопросам возрождения российского казачества так или иначе

изначально тяготели к Союзу  казачьих войск России. Их работа давала

представление скорее о том, что  разделяло альтернативные организации  казаков.

При этом подчеркивалась важность не только генетического, но и "родового"

казачьего происхождения, что характерно для  относящих себя к "белым" казакам.

                             Список литературы

1.                  А. Заичкин И. Н. Почков “Русская  история от Екатерины

великой до Александра II”

2.                  “История России” Ответственный редактор А. Н. Сахаров

3.                  Электронные ресурсы Internet.

 

Украинская колонизация  Поднепровья и Запорожья.

 

        Условия Люблинской унии открыли дорогу польской колонизации Поднепровской Украины. Положение народа ухудшалось еще и тем, что польские магнаты и шляхта чувствовали себя на Украине еще больше независимыми от королевской власти, чем на собственно польской территории. По польским законам недворяне (хлопы) не имели права владеть землей. Королевская власть своими актами подтверждала право земельной собственности исключительно за феодалами, которые, захватывая земли крестьян, ссылались на отсутствие у последних «юридического» права собственности. Магнаты, литовское и украинское панство силой захватывали земли крестьян, мещан, мелкой шляхты, превращая их в фольварки. Увеличение панщины (до 5 дней в неделю), наступление католической церкви стали причиной массового бегства крестьян из Галичины. Западной Подолии и Волыни. Отстаивая свою свободу, они вынуждены были переселяться на граничащие с Диким Полем (степной территорией, которую контролировали татары) неосвоенные земли Приднепровья и Побужья, куда пока не распространялась власть польской шляхты. Этот край привлекал мягким климатом, богатейшим растительным и животным миром, плодородным черноземом. Во второй половине XVI века здесь возникло множество новых слобод и хуторов, население которых называло себя казаками. Казак (от тюрского) означает вольный, неподвластный никому человек. Однако, как только новые земли осваивались украинскими переселенцами, их тут же захватывали магнаты, вызывая дальнейшее бегство крестьян и новую волну колонизации Дикого Поля.

        Для привлечения новой рабочей  силы на эти земли феодалы  заселяли их выходцами из Волыни, Подолья, Полесья, северной Киевщины, предоставляли переселенцам льготы, освобождали от выполнения различных повинностей сроком на 20-40 лет. Поселения, свободные  от повинностей, назывались слободами. Уже в 20-30 годы ХVII века истек срок привилегий, предоставленных переселенцам, и повсеместно стала насаждаться барщина, увеличивалось число налогов.

 

ИСТОКИ И  ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УКРАИНСКОГО  КАЗАЧЕСТВА

 

       Привыкшее к свободе население остро реагировало даже на незначительные притеснения. Самой распространенной формой протеста стал уход в казаки. В начале ХVII века казачество превратилось в довольно многочисленный слой общества, влияние которого на политическую обстановку в стране быстро возрастало.

        Первые упоминания об украинских  казаках относятся к концу ХV века, хотя само их возникновение произошло в более ранний период. Еще во времена Киевской Руси летописи упоминают о существовании на границе русских земель и кочевой Степи бродников и берладников – свободных людей, не подчинявшихся княжеской власти и живущих, в частности, за счет добычи от набегов на половцев и византийские владения. Однако в дальнейшем это традиционное для местного населения занятие было прервано татаро-монгольским нашествием.

       В  конце ХV- первой половине ХVI века на украинско-татарском пограничье находились и украинские бояре-рыцари, возглавлявшие отряды, боровшиеся с татарскими наездами. До второй половины ХVI века существовала также аморфная пограничная военно-промысловая общность бояр-казаков и бояр-шляхтичей. Однако большинство украинских казаков были свободными земледельцами. Периодически они отрывались от своих основных занятий и занимались уходничеством (рыболовством, охотой в степи) и набегами на татарские улусы. Уходя в степь, они объединялись в небольшие отряды – ватаги и выбирали из своей среды атамана. К началу ХVII века все эти общности вошли в казацкое сословие.

        Из-за опасности постоянных татарских  набегов казаки вынуждены были  группироваться вокруг пограничных  крепостей – «городков». Старосты пограничных земель использовали их для защиты границ, формируя из казаков боевые отряды. За это казаки освобождались от феодальных повинностей, получали право владеть освоенной ими же землей. Казачьи отряды, защищавшие свои поселения, в отличие от наемников, требовавших постоянной оплаты, были практически бесплатной военной силой (хотя князь К.Острожский содержал полк наемных «надворных» казаков).

        Таким образом, причинами возникновения  украинского казачества были:

- усиление польского феодального гнета, вызвавшее массовое переселение украинцев на территории, граничащие с Диким Полем;

- необходимость создания  военной организации жизни переселенцев  из-за постоянной угрозы  со  стороны крымских татар;

- поддержка военной  организации казачества местными старостами, заинтересованными в дешевых казачьих отрядах для защиты своих границ;

- традиционная необходимость защиты  территории Украины от набегов  степных народов.

       Казачество, быстро превратившееся в значительную  военную силу, уже к началу  ХVII века стало важнейшим фактором защиты Украины от татарско-турецкой и польско-католической угрозы.

 

Первые гетманы.

 

        Должность  гетмана как главнокомандующего военными силами появилась с 1497 г. в Великом княжестве Литовском. Первым таким гетманом (1497-1530 г.г.) был известный военачальник и политический деятель, волынский князь Константин Иванович Острожский. В дальнейшем это звание постепенно было перенесено на руководителей больших казацких отрядов.

        Первые упоминания об организованных военных действиях казацких отрядов на Украине связываются с именами украинско-литовских пограничных старост, которых потребности обороны от татарских набегов вынуждали искать сотрудничества с казаками. В 1508 г. организовал казачиь отряды для борьбы с татарами «славный казак и рыцарь Сенько Полозович» - киевский городничий и ключник Семен Федорович Полоз. В первой половине ХVI века во главе казацких отрядов боролись с татарами черкасский староста Остап Дашкович, князь Дмитрий Вишневецкий (Байда), князья Ружинские – Кирик, Николай и Богдан. Всех их позднейшая летописная традиция называет «гетманами».

       В 70-х годах  ХVI века упоминается казацкий гетман Иван Подкова, ставший молдавским господарем (князем) и возглавивший борьбу с молдавского народа с Турцией. Все упомянутые гетманы не избирались на казачьих радах, а возглавляли отряды казаков, которые они сами вербовали для конкретной цели.

        После того, как в 1572 г. польское королевское  правительство признало казачество  как самостоятельную военную единицу и ввело реестр, во главе реестровых казаков ставились назначенные королем «старшие», которых сами казаки именовали гетманами. С 1572 по 1590 годы это были шляхтичи Ян Бадовский, Ян Оришовский и Ярош (Войтех) Чорновицкий. Все трое носили официальное звание «старшего низовых казаков» и подчинялись местной пограничной администрации.

          Одновременно  на Запорожской Сечи, которая  не подлежала власти «старшего», сформировалась собственная военная  структура с избираемым на  казацкой раде постоянным атаманом, который начал носить титул «гетмана». Первым атаманом, которого тогдашние документы  называют «гетманом Войска Запорожского», был упомянутый в 1586 г. Кулага Богдан Микошинский.

          Первым  не назначенным, а выборным  гетманом реестрового казачества, которого признало польское правительство, стал в 1591 г. Криштоф Коссинский. После его гибели название «гетман» окончательно закрепилось за выборными атаманами казацкого войска – как реестрового, так и запорожского.


Информация о работе Возникновение Украинского казачества