Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 17:30, контрольная работа
Центром объединения русских земель стало Московское княжество. Оно начало существовать со второй половины XIII в. Сам же город Москва был основан Юрием Долгоруким в 1147 г. Первоначально Москва была крепостью, поставленной на южной границе Суздальской земли, и принадлежала владимирским князьям. Князь Александр Невский оставил в Москве своего младшего сына Даниила, и с этих пор началось быстрое усиление и возвышение нового удела.
Маленков, Берия и другие больше полагались
на экономические оценки и прогнозы академика
Е. С. Варги и не исключали способности
капитализма справиться с внутренними
противоречиями. С этой точки зрения послевоенная
международная обстановка виделась крайне
тревожной, наличие у противника атомной
бомбы делало ее еще мрачнее. Отказ от
дальнейшего форсированного развития
индустриальных и оборонных отраслей
и от командно-административных методов
руководства экономикой исключался. Развитие
событий оправдывало прогнозы политических
“ястребов”.
Соратники И. В. Сталина, занимавшие ключевые
посты в партийных и государственных структурах
власти, были вовсе не единой и однородной
командой, как могло казаться в свете показного
почитания и славословий, расточавшихся
в адрес лидера. Стремясь закрепить свою
власть, они в определенном отношении
выступали единой командой, но в других
— не брезговали древнейшими методами
политической интриги. Победы и поражения
в невидимой для населения страны борьбе
за выход на ближайшие подступы к власти
позволяют различать три этапа в почти
восьмилетнем послевоенном сталинском
руководстве. Рубежами между ними выступают
март 1949 г. и июль 1951 г.
Состояние науки, системы образования, литературы, искусства в современных условиях.
Жизнь современной человеческой цивилизации невозможна без научных достижений, использование которых пронизывает все сферы деятельности людей, от повседневных, бытовых забот и до всемирных проблем эпохи. Наука, как сложная социально-когнитивная система, имеет три главных предназначения на глобальном и национальном уровнях. Это:
1) обеспечение национальных интересов;
2) улучшение качества жизни людей;
3) рост знаний о природе, человеке и обществе.
В соответствии с этими предназначениями достойное развитие науки в стране необходимо по следующим соображениям:
1) развитие науки является
определяющей основой для
2) современные научно-
3) лишь с помощью роста
научных знаний (и их использования)
возможен экономический рост
в условиях устойчивого
4) наука (ученые как носители научного знания) жизненно необходима государству для выполнения экспертных функций как для принятия адекватных управленческих решений, так и при появлении различных угроз и вызовов времени на региональном, национальном и международном уровнях;
5) развитие науки формирует позитивный имидж страны и является одним из средств «мягкой силы» в геополитике; без высокого уровня своего научно-технологического развития Россия не сможет занять достойное место на международной арене и вернуться в число великих держав в условиях жесткой глобальной конкуренции.
6) без развития науки невозможно иметь хорошее образование, как среднего, так и высшего звена; современное образование должно базироваться на научной основе;
7) перспективные научные
исследования определяют
8) рациональное использование
природных ресурсов и развитие
сельского хозяйства
9) без успехов науки
нельзя достичь полноценной
10) без науки невозможно понять глубокие традиции и историю России и населяющих ее народов, а также взаимоотношения ее с соседями, нельзя правильно осознать происходящие сегодня социальные процессы и прогнозировать будущее страны;
11) наука как часть культуры (в широком понимании) – один из немногих социальных факторов сплочения людей, что важно для формирования национального единства в условиях полиэтничности и поликонфессиональности страны.
Современное состояние российской науки по целому ряду объективных показателей может быть охарактеризовано как катастрофическое. Тому есть причины объективного свойства, как, например, несовершенство нормативно-правовой базы, явившееся следствием перехода России на новую модель экономики и стремительности мирового научно-технического прогресса в последнем десятилетии. По объективным причинам экономического характера общее финансирование научно-технической сферы в современной России значительно уступает как таковому в СССР, так и современному уровню финансирования во многих развитых и развивающихся странах.
Однако, главная причина проблем современной российской науки – организационная. Прежде всего, губительным фактором является отсутствие внятной государственной стратегии в научно-технической сфере. Речь идет, как о расстановке приоритетов государственного значения (выделении отраслей и направлений, в которых на десятилетия вперед выстраивалась бы последовательная политика государства по планированию и развитию отраслевого комплекса с учетом всех инфраструктурных потребностей), так и о выстраивании системы балансировки личных интересов отдельных руководителей отраслей, корпораций, крупных проектов с интересами государственного развития. Успех советской системы производства научно-технического знания был основан на полном соответствии между интересами руководителя любого уровня и интересами государства. Человек на любой руководящей позиции мог быть успешен только в том случае, если результат подотчетной ему работы давал запланированный вклад в реализацию государственных программ. Переход на новую экономическую модель привел к тому, что личный успех руководителя может быть достигнут без какой-либо связи с результатами его работы на государственном уровне. Рассогласование интересов успеха личного и успеха государственного приводит к размыванию ответственности на уровне высшего руководства, определяющего политику в научно-технической сфере, и, как результат, к фактическому отсутствию стратегической последовательности в реализации программ научно-технического развития.
Решение необходимо искать в структуре механизма управления научно-технической политикой государства. Выстраивание правильных схем личной ответственности при четких целевых показателях обеспечит выстраивание всех остальных связей в режиме усиления эффективности. При этом сами эти целевые показатели должны быть научно обоснованы долгосрочными стратегическими приоритетами развития государства. Надо признать, что существующие сегодня государственные и, тем более, ведомственные программы-стратегии научно-технического развития носят во многом формальный характер. Более подробно проблемы целеполагания при формулировке государственной стратегии обозначены в разделе 1 настоящего доклада.
Из этой главной проблемы следуют проблемы более низкого уровня:
— стремительное отставание России в мировом поле научных исследований;
— проблема воспроизведения квалифицированных научно-инженерных кадров;
— проблема внедрения научно-технических инноваций в производство и включения их в цепочку отраслевых и межотраслевых экономических связей (доведение до конечного продукта и конечного потребителя); отсюда проблема низкой доли малых и средних предприятий в структуре высокотехнологичного производства и низкая доля производств с высокой добавленной стоимостью в структуре ВВП. Как следствие, отсутствует масштабный спрос на научные разработки со стороны частных компаний, что усугубляет все описанные выше проблемы и ведет к развитию негативных тенденций по самоусиливающейся спирали.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу,
- значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост
глобальных проблем, которые могут
быть решены лишь в результате
сотрудничества в рамках
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,
- глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
- возрастание роли
Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.
Новые социальные требования к системе российского образования
Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства.
Суть каждого исторического времени, с одной стороны, ярче и точнее всего отражают литература и искусство, а с другой, они сами творят новый мир с его ценностями и смыслами, формируют социокультурный генотип человека. Двадцать лет, прожитые страной в условиях строительства капитализма, только подтвердили эту давнюю истину. Ведь подлинный художник призван не только отражать действительность, но и угадывать – часто интуитивно, помимо своей воли – глубинные тенденции ее развития, из которых вырастает будущее. А значит, и воздействовать на них – нередко гораздо глубже и сильнее, чем ученые и политики, не говоря уже о людях «прозаических» профессий.
Что же происходит в российской литературе и искусстве в настоящее время? В каком отношении с действительностью они находятся, какую роль играют в духовных процессах сегодняшнего дня? В каком направлении развиваются? Каковы внутренние и лежащие на поверхности противоречия художественного развития, куда устремлены творческие поиски писателей, художников, композиторов, деятелей театра? Какие содержательные характеристики приобретает массовое эстетическое сознание в рыночных условиях функционирования литературы и искусства? Как нынешняя политика государства и деятельность общественных институций воздействует на художественно творческий процесс?
Ответы на эти вопросы дать не просто. Нынешнее состояние российской литературы и искусства характеризуется высокой степенью сложности и противоречивости.
Вопервых, это обусловлено самой природой культуры, которую нельзя свести к узкой сфере общественной жизни или совокупности институтов культурной деятельности и результатов художественнокультурного производства, тем более к сегменту рынка, хотя она существует и в такой интернетприкладной форме. Все эти проявления культуры как человеческой природы и как способа осуществления человеческого в человеке в конкретных социальных и пространственновременных параметрах и составляют реальное бытие культуры. Его качественные особенности, противоречия и тенденции развития обусловливают становление (или разрушение) человеческого начала во всех сферах жизнедеятельности людей.
Вовторых, нельзя не отметить
пока еще далеко не преодоленные
препоны на пути социокультурного анализа
литературы и искусства: недостаточную научн
Втретьих, надо признать, что в «бурном потоке» огромных социальноэкономических, политических, внутренних и международных перемен подлинная картина происходящего в культуре, особенно художественной, покрыта мраком не только для рядового читателя, зрителя, но и для самого художника. А потому она отличается невероятной сложностью для исследования. В этих условиях культурологические обобщения и выводы лучше всего делать на экспертных оценках самих деятелей культуры и искусства, непосредственно включенных в современный художественный процесс.
Базируясь именно на них, мы и попробуем дать свой ответ – пусть его корректирует каждый несогласный, а главное – время – лучший судья деяний людей и их самих.
Информация о работе Возвышения Московского княжества. Радикализм контрреформ Александра III