Врачевание и знахарство Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Древняя Русь (или, по-другому, средневековая Россия) была в период средневековья одним из значительных государств. Возникнув в IX веке на месте небольших княжеств, она быстро стала могучей державой, обладавшей, в частности, довольно высокой культурой, в том числе медициной. Культуру Древнерусского государства обогащали контакты как с Западом, так и с Востоком. Особенно важными были весьма плодотворные связи с Византией - хранительницей достижений древней цивилизации.

Содержание работы

1. Введение._____________________________________________________________3
2. Основная часть._____________________________________________________4-10
· Основные формы врачевания в Древней Руси.____________________________4-9
· Санитарноедело.______________________________________________________10
3. Заключение.__________________________________________________________11
4. Список используемой литературы._______________________________________12

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 25.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

 

Челябинская Государственная  медицинская академия

 

Кафедра социально гуманитарных наук

Реферат

 

По Истрии России

 

На тему: «Врачевание и  знахарство Древней Руси».

                                                                              Выполнила: студентка 191 группы

 

                                                                   Ведёркина Арина Сергеевна

 

                                                                                   Проверил: старший преподаватель 

 

                                                                      Кокунин Евгений Валерьевич

Челябинск 2009 г.

 

Содержание:

 

1. Введение._____________________________________________________________3

 

2. Основная часть._____________________________________________________4-10

 

·     Основные формы  врачевания в Древней Руси.____________________________4-9

 

·     Санитарноедело.______________________________________________________10

 

3. Заключение.__________________________________________________________11

 

4. Список используемой  литературы._______________________________________12

2

 

Введение.

 

Древняя Русь (или, по-другому, средневековая Россия)  была в  период средневековья одним из значительных государств. Возникнув в IX  веке на месте небольших княжеств, она  быстро стала могучей державой, обладавшей, в частности, довольно высокой культурой, в том числе медициной. Культуру Древнерусского государства обогащали  контакты как с Западом,  так  и с Востоком. Особенно важными  были весьма плодотворные связи  с  Византией - хранительницей достижений древней цивилизации. Эти связи  значительно расширились и укрепились после принятия Древней Русью  христианства (Х век), хотя тесные связи  с Грецией, сопровождавшиеся проникновением достижений древнегреческой культуры, начались еще в дохристианские времена. Это относится и к медицине, которая в то время вовсе не ограничивалась знахарством или  применением народных средств врачевания: являясь составной частью культуры, питаясь ее достижениями,  медицина соответствовала ее общему уровню. "Греческое христианство, - утверждает известный историк Б.А.Рыбаков, - застало в 980-е годы на Руси не  простое деревенское знахарство, а значительно развитую языческую  культуру.... Язычество древней Руси IХ-ХIII вв. - важный раздел  русской  средневековой культуры" [1].

 

Волхвы, составлявшие, по Б.А.Рыбакову, основную часть жреческого сословия дохристианской Руси, занимались, в  числе прочего, и лекарским    знахарством - в этом им помогали женщины ("ведьмы",  от слова "ведать  - знать), которых позднее, в ХII в., называли  "бабы богомерзкие". Волхвы должны были, в частности, знать  целебные свойства трав - это знание было результатом наблюдений,  которые  велись, начиная, вероятно,  еще от первобытного общества. Правомерно считать, что волхвы были целителями, лечившими  людей  рациональными средствами народной медицины с использованием некоторых достижений древних греков. Это подтверждают и записки путешественников, посетивших нашу страну в те далекие  времена (арабский путешественник Ахмед  Ибн-Фадлан, 20-е годы Х века,  арабский писатель Ахмед Ибн-Даста, около 30-х  годов Х века),

 

3

 

В Древней Руси существовали три основные формы врачевания:

 

1) народное врачевание. Люди, которые им занимались, назывались  кудесниками и знахарями; 

 

2) монастырская медицина (в основном получила распространение  после принятия на Руси христианства);

 

3) светская (или ее еще  называют мирской) медицина, появившаяся  во время правления Ярослава  Мудрого. Она же носила название  иноземной. 

 

Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней – кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер (лечение  геморроя).

 

Народная медицина.

 

Народная медицина – это  древнейшая ветвь медицины в истории  России. По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена  до объединения и создания государства  и до принятия христианства. Таким  образом, момент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием  христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие  уже исторической жизни народа и  даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют  этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.

 

В наше время известно изрядное количество случаев, когда научная  медицина оказывалась бессильной перед  каким-нибудь случаем заболевания, даже несмотря на то что достигла наивысшего теоретического и практического  развития и технического оснащения. И были случаи, когда буквально  «из гроба вытаскивали» человека и возвращали ему здоровье люди, владеющие навыка ми народной медицины. С развитием и ростом Русского государства народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и 

4

 

поддержания здоровья простых  людей, так как не существовало более  доступной врачебной помощи. Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда  появились первые земские учреждения и собственно земская медицина.

 

Никто не может объяснить, почему, но забота о здоровье всего  народа русского мало интересовала правителей Русской земли очень долгое время. Существовали вплоть до конца XVII в. Лишь «государевы врачи», которые лечили государя, семью его и особо приближенных лиц. Петр I пытался изменить ситуацию, но радикальных преобразований не добился, сделав медицину доступной для привилегированных слоев населения. Надо сказать, что на тот момент ему и не приходила мысль о том, что помощь врача нужна всем слоям общества.

 

Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право и проведший  большое количество пре образований  во всех сферах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности  медицинской помощи, провел земскую  реформу и ввел земскую медицину.

 

Врачевание со времен его  зарождения отличалось от других видов  медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных  средств, и веру в чудодейственные  силы.

 

Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаивались, так как они были возведены в ранг посредников  между исцеляющими силами природы  и человеком.

 

Боялись их потому, что верили, что они могут таинства природы  обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением  различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием  и снятием порчи и т. д. Им настолько  доверяли, что обращались за помощью  к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских  семей.

 

Народные лекари умели  делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать  лубки), раны с помощью различных  мазей, прижиганием.

 

5

 

По прошествии времени  врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну.

 

Лечцы широко использовали в  своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и  различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например растертый  в порошок хризолит применялся при  сильных болях в животе, а женщинами  для облегчения родов рекомендовали  носить рубин. Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это  исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».

 

Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде»  – древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при  Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его  Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и нашли  закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) брать вознаграждение за оказанную  помощь, так называемую мзду.

 

Народные врачеватели  составляли трактаты об использовании  целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение  это получило после принятия христианства и появления письменности. К сожалению, нам досталась в наследство лишь малая толика тех источников, так  как большинство из них погибло  или было украдено во время войн. Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые  применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.

 

Монастырская медицина.

 

Появление монастырских больниц  можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог,

 

6

 

воспринимали болезни  как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов  в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось  как прощение Божие и отпущение  грехов.

 

Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся  к XI в. Наиболее известными из них стали  лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием  в предместьях Киева. Название она  свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и  культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.

 

Оттуда пошла и житийная литература. В XIII в. там был создан «Киево-Печерский патерик» – сбор рассказов и историй об этом известнейшем монастыре. Множество известных  зодчих и живописцев принимали участие  в создании интерьера лавры. О  них, быте и деятельности монахов, укладах и нравах Киева рассказывалось в патерике. В 1661 г. он впервые был напечатан и издан в типографии той же Киево-Печерской Лавры.

 

В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец  Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы – Юрий Долгорукий.

 

Как ни странно, в лавре  находили способы лечения самых  различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря  даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался  индивидуальный уход. Люди, которые  не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после  чего уверовали в Бога и молитвы  и постригались в монахи.

 

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие  люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими 

 

7

 

случаями лепры. Для лечения  болезней кожи он использовал иконописные  краски, содержавшие, по-видимому, различные  лечебные вещества. Так же святой и  блаженный Агапий был монахом  лавры. Он известен тем, что вылечил  внука Ярослава Мудрого, который  впоследствии стал князем Руси, а в  историю вошел, как Владимир Мономах.

 

Лечили врачеватели монастыря  бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами  врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах  придается большое значение.

 

Монастырские лечебницы  были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие  рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину. Большой известностью пользовались такие писания, как  «Христианская топография» Косьмы Индикоплова (около 1549 г.), «Шестоднев»  Иоанна Экзарха болгарского, а также  переведенный с болгарского оригинала  в 1073 г. «Избор ник», состоявший из отрывков сочинений величайших византийских богословов и проповедников. В 1076 г. был составлен другой «Изборник». Он стал своеобразным источником знаний во всех областях – от домашнего  быта и основ и норм христианской морали до руководств и советов по лечению различных заболеваний, ведению здорового образа жизни, правильному питанию и т. п.

 

Светская медицина.

 

Светская медицина появилась  на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви  медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения (лечец-армянин, имя которого неизвестно, который пользовался  огромной популярностью даже при  княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при дворе Николая  Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование  у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со

 

8

 

светской и народной медициной  набиравшая обороты монастырская медицина.

 

Она возводила действия магов  и кудесников, а также иноземцев  в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов  и т. д., пойманных даже сжигали  на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной  привилегией. Это видно из источников, относящихся к периоду классического  Средневековья, в которых продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская медицина. С ходом  времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и  обособлились друг от друга.

9

 

Санитарное дело. Бани. Эпидемии.

 

В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют  раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и  водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовым и, относящимися к Х-XI вв., в отличие  от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.

Информация о работе Врачевание и знахарство Древней Руси