Врачевание в древнем Египте и Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 12:25, реферат

Описание работы

Основными источниками по истории и врачеванию Древнего Египта являются:
● описания историков (Мане-фон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.)
● археологические исследования (включая изучение египетских мумий)
● записи и изображения на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах
● тексты папирусных свитков.
Изучение древнеегипетских текстов началось относительно поздно — после 1822 г. (фр. ученый Жан Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма).
В настоящее время известно более десяти папирусных свитков, которые частично (что не позволяет называть их «медицинскими») или полностью посвящены врачеванию.

Содержание работы

Врачевание в Древнем Египте…………………………………………………..
1.1 Историческая справка
● периодизция истории и врачевания
● развитие эмпирических знаний
● источники по истории и врачеванию
1.2 Мифология и врачевание
● заупокойный культ
1.3 Развитие медицинских знаний
1.4 Врачебная этика Египта
1.5 Зубоврачевание в Древнем Египте
1.6 Гигиена
1.7 Обучение врачевателей
Врачевание в Месопотамии……………………………………………………
1.1 Историческая справка
1.2 Гигиена
1.3 Приемы врачевания
1.4 Хаммурапи
1.5 Верования
1.6 Врачеватели Месопотамии
1.7 Медицинские знания, исторические источники
1.8 Водопроводные и канализационные сооружения
1.9 Передача медицинских знаний

Файлы: 1 файл

ВРАЧЕВАНИЕ ЕГИПТА И МЕСОПОТАМИИ ПЕЧАТЬ.docx.docx

— 34.22 Кб (Скачать файл)

  Территория Шумера составляла не более 15 тысяч квадратных километров. Население страны даже в эпоху расцвета не превышало одного миллиона человек (и по тем временам было достаточно многочисленным). Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, сооружали городские стены и храмы, прокладывали каналы и орошали поля, пряли и ткали, строили колесницы и корабли, ковали из меди и бронзы, создавали шедевры ювелирного искусства, сочиняли музыку и слагали стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность - клинопись. Система знаний древних вавилонян (как и других народов древней Месопотамии) определялась прежде всего практической необходимостью. Они достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, языкознания, математики, астрономии, врачевания. Математические методы вавилонян, уходящие корнями в Шумер, выдерживали сравнение с достижениями всех других современных им цивилизаций в течение трех тысячелетий, т. е. вплоть до эпохи эллинизма. Весь мир пользуется сегодня их делением круга на градусы, минуты и секунды. Солнечные часы и деление суток на 12 частей, предложенные вавилонянами, впоследствии были заимствованы греками. Неслучайно наши часы имеют 12 цифр на циферблате, а год состоит из 12 месяцев. Все это результат астрономических наблюдений шумеров, а затем - вавилонян, которые в середине I тысячелетия до н. э. ввели математические методы в астрономию и точно определили продолжительность лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия.

  При археологических раскопках одного из древнейших шумерских городов— Ниппура (в 160 км от современного Багдада) в 1889 г. была найдена клинописная табличка, содержащая 15 рецептов. Ее текст записан на шумерском языке в конце III тысячелетия до н. э. Таким образом, это древнейший из дошедших до нас текстов медицинского содержания и одновременно древнейшая «фармакопея» в истории человечества. Анализ текста этой таблички показал, что врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору («манна») и т. д. В состав лекарств включались нефть, природная асфальтовая смола, поваренная соль (т. е. средства минерального происхождения), а также продукты животного мира: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т. п.

 Табличка имела практическое применение при составлении лекарственных средств. Текст ее был предельно лаконичен. К сожалению, табличка не содержит указаний, при каких недугах эти лекарства должны были применяться. Сведущий врачеватель, по всей вероятности, знал это, тем более что в тот период истории Месопотамии значительный объем знаний продолжал передаваться устно; записывались лишь конкретные, точные сведения, возрастающий объем которых человеческая память уже не могла удержать.

  В древнем Шумере каждый свободный человек имел свою печать. Она представляла собой маленький резной цилиндрик из камня с отверстием по продольной оси, через которое продевался шнурок. Носилась она на шее и всегда имелась при себе. При составлении важных документов печать прокатывалась по влажной глиняной табличке и выполняла в древнем Шумере функции появившейся позднее подписи.

  На одной из древних цилиндрических печатей, найденной в Лагаше и принадлежавшей «Урлугаледине, врачевателю», имеется изображение хирургического пинцета. Кроме того, на ней изображена змея на дереве - символ медицины и в наши дни. Часто встречается изображение специального ножа, которым повитухи перерезали пуповину новорожденного.

 

1.2 Гигиена

  В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. Самые строгие требования предъявлялись к жрецу: перед статуей бога шумерский жрец должен был появляться тщательно вымытым и начисто выбритым с головы до пят (одной из причин этого обычая было предупреждение вшивости, т.е. педикулеза).

  Во времена Шумера высоко ценились ароматические свойства растений, а археологи располагают фактами, что и ранее жители Междуречья умели изготавливать масла для притираний. Местные врачи обладали навыками извлечения экстрактов, смешивания и сохранения препаратов. Именно от народов Древнего Междуречья египтяне впоследствии заимствовали рецепты своих драгоценных благовоний.

  

1.3 Приемы врачевания

  В древних месопотамских текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло больного зуба. В Шумере была обнаружена и датирована 3000 г. до н. э. первая специально изготовленная зубочистка из золота Древний Ассирийский медицинский текст содержал описание процедуры очистки зубов указательным пальцем, обернутым тканью. Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением натуральных кислот – винного уксуса или винной кислоты.

 Применение водных процедур, массажа и ароматерапии дополнялось магическими формулами и обрядами. Так, камни наделялись мистической и целебной силой. Шумерская знать лечилась преимущественно при помощи драгоценных камней. Простые смертные довольствовались лежанием на горячей морской гальке, многим было известно и о целебных свойствах вулканических камней… Тогда же было отмечено, что горячие камни по-разному воздействуют на каждого человека: одному помогают избавиться от болей в спине, другому - снять нервное напряжение, третьему – укрепить иммунитет или избавиться от токсинов и шлаков, четвертому - улучшить настроение и расслабиться… Постепенно был выработан комплекс процедур, суть которых заключалась в прикладывании к определенным точкам тела камней и использовании притираний.

 

1.4 Хаммурапи

  Вавилонское царство достигло наивысшего расцвета и могущества во времена царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) - одного из наиболее выдающихся правителей древности, который объединил под своей властью разрозненные земли Междуречья и создал могущественное государство, включавшее всю Нижнюю и большую часть Верхней Месопотамии.

  Могущественным соседом Вавилонии было Ассирийское царство. Наивысшего могущества Ассирия достигла при Ашурбанипале (ок. 668—626 гг. до н. э.), завоевательные походы которого значительно расширили границы царства.

  Ашурбанипал создал самое большое в тогдашнем мире царское хранилище клинописных текстов (так называемая «библиотека» Ашурбанпала). По велению царя клинописные таблички переписывались во всех подвластных ему территориях и свозились в Ниневию. Таким образом, в оригиналах и копиях была собрана почти вся шумерская и аккадская литература: тексты по философии, религии, математике, астрономии, деловая переписка, гадания и т. д. Некоторая часть табличек этого собрания посвящена описанию болезней и методов их лечения.

 

1.5 Верования

  На протяжении веков в культуре и естественно-научных знаниях Ассирия придерживалась в основном вавилонских традиций. Это позволяет говорить о вавилоно-ассирийской культуре (и врачевании) как о едином целом.

 Древние вавилоняне приняли верования шумеров и пантеон шумерских богов (так же, как полтора тысячелетия спустя древние римляне заимствовали пантеон древнегреческих богов). Они сохранили их функции, но или богам другие имена.

   Богиня врачевания и исцеления Гула получила свое искусство от верховной триады богов. Считалось, что прикосновением своей чистой руки она возвращает умерших к жизни. Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.

  Кроме Гулы покровителями врачевания были Ниназу — «владыка знания в


Информация о работе Врачевание в древнем Египте и Месопотамии