Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:45, реферат
Историк, антрополог, социолог, психолог, политик - каждый из них обращается к источникам со своими вопросами, стремясь узнать о том, что представляет собой предмет изучаемой науки. Он должен уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые особенно важны и интересны для данной науки; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры. Наука, специально разрабатывающая эти проблемы, - источниковедение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Основные термины и понятия науки источниковедение»……………..……5
2. Этапы источниковедческого исследования……………….………….………6
3. Прикладное источниковедение………………………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...9
Министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат
по дисциплине «История»
на тему:
Вспомогательная историческая дисциплина «Источниковедение».
Выполнила:
студентка гр. МКРС11
Калинина Алина Вадимовна
Проверил:
Воскобойников С.Г.
Ростов-на-Дону
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Основные термины и понятия науки источниковедение»……………..……5
2. Этапы источниковедческого исследования……………….………….………6
3. Прикладное источниковедение……………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...9
ВВЕДЕНИЕ
Получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на исторические источники. Человеческий опыт, повседневный образ жизни, отношения между людьми различных поколений, обычаи и нравы, умение существовать в природной среде, желание знать прошлое своего города, села, края, своего народа или этнической группы, рода или семьи заставляют людей обращаться к документам, архивам, старинным предметам, фотографиям.
В учебной литературе дается обзор корпуса отечественных источников:
- Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. М., 1962;
- Источниковедение истории СССР XIX - начала XX в. / Под ред. И.А. Федосова. М., 1970;
- Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1981;
- Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР: Советский период. М., 1976).
Литература, рассматривающая источники других стран, представлена немногочисленными учебными пособиями и курсами лекций по источниковедению новой и новейшей истории (учебные пособия И.В. Григорьевой, Р.С. Мнухиной, курс лекций И.Я. Бис-ка), которые обзорны или фрагментарны. Исключение составляет фундаментальный труд А.Д.Люблинской "Источниковедение средних веков" (Л., 1955), фактографический материал которого обширен и непреходящ.
Специалисты-гуманитарии изучают исторические источники, находя в них неисчерпаемые ресурсы новой информации о человечестве, его творческих возможностях и различных способах запечатлеть свой опыт, выразить свой внутренний мир в материальных образах.
Историк, антрополог, социолог, психолог, политик - каждый из них обращается к источникам со своими вопросами, стремясь узнать о том, что представляет собой предмет изучаемой науки. Он должен уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые особенно важны и интересны для данной науки; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры. Наука, специально разрабатывающая эти проблемы, - источниковедение.
В данной работе представлены 3 части:
- основные термины и понятия науки источниковедения;
- этапы источниковедческого
- прикладное источниковедение.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что источниковедение позволяет изучать историю, а так же историческую связь с современными событиями. Кроме того, это защита авторской собственности и проверка на подлинность используемых научных источников.
науки «источниковедение».
Общее источниковедение изучает сущность и научно-познавательную роль исторических источников, их классификацию, общие этапы и методы их изучения.
Источниковедение – совокупность научно-вспомогательных дисциплин, относящихся к изучению и обработке исторических источников.
Объектом изучения являются источники, т.е. все, что сделано человеком в отличии от явлений природы.
Исторический источник — это материальный объект являющийся носителем исторической информации.
Научно-познавательная роль исторического источника: исторический источник является носителем исторической информации, извлечение которой в ходе конкретно-исторического исследования является одной из необходимых предпосылок научного исторического исследования.
Классификация исторических источников:
— вещественные,
— письменные,
— видео- и аудио- источники,
— электронные источники.
— первичные источники (первоисточники),
— вторичные и более опосредованного происхождения источники.
Первоисточники представляют наибольшую ценность для исторического исследования, поскольку содержат наименее искаженную историческую информацию.
Источниковедческое исследование исторического источника состоит из двух частей: источниковедческая эвристика и источниковедческий анализ.
Источниковедческая эвристика — это поиск исторических источников, в процессе которого субъект совершает ряд функций, таких как:
— определение типа возможного источника,
— определение существования источника,
— определение места хранения источника,
— определение условия доступа к источнику,
— выявление возможно существующих вариантов, редакций или изданий.
Источниковедческий анализ – это внешняя критика источника в совокупность которых входит так же ряд функций:
— определение сохранности источника,
— определение подлинности источника,
— определение первичности источника,
— определение авторства источника,
— определение места и времени создания источника,
— определение цели создания источника,
— изучение истории источника.
Внутренняя критика источника: — определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации,
— сравнение возможных копий, вариантов, редакций или изданий и выявление различий и их причин,
— определение историко-информационного потенциала (полноты и новизны исторической информации) источника,
— определение значимости содержащейся исторической информации,
— выработка рекомендаций для конкретно-исторического исследования.
Примерная схема изложения результатов источниковедческого исследования строится по следующей схеме:
1) введение, в котором обосновывается тема исследования, характеризуются его методы, историография (степень изученности данной темы в литературе), формулируются задачи исследования;
2) характеристика источника, в котором
проводится изучение вопросов
происхождения (когда и где создавался
источник) и авторства источников,
дается характеристика
3) анализ содержания источника — полнота сведений источника и их достоверность;
4)
заключение, в котором дается
оценка значения источника и
практические рекомендации по
его использованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современный мир сейчас непременно развивается. Создаются новые компьютеры, программы, функции, а так же инновационные технологии позволяющие находить более точные и достоверные источники различных фактов истории разного времени.
Такая наука как источниковедение играет важную роль в нашем мире, поскольку не каждые источники несут достоверную информацию. Студенты, изучающие данную науку, должны уметь отличать подлинную информацию от ложной. Они так же должны уметь и находить их.
Так как мир сейчас все быстрее и быстрее развивается, то вероятность искажения информации о прошлом тоже непременно растет и поэтому источниковедение является незаменимой наукой в нашем мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Вспомогательная историческая дисциплина «Источниковедение»