Вспомогательная историческая дисциплина «Источниковедение»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 20:45, реферат

Описание работы

Историк, антрополог, социолог, психолог, политик - каждый из них обращается к источникам со своими вопросами, стремясь узнать о том, что представляет собой предмет изучаемой науки. Он должен уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые особенно важны и интересны для данной науки; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры. Наука, специально разрабатывающая эти проблемы, - источниковедение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Основные термины и понятия науки источниковедение»……………..……5
2. Этапы источниковедческого исследования……………….………….………6
3. Прикладное источниковедение………………………………………………..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...8
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...9

Файлы: 1 файл

1_Источниковедение.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «История»

на тему:

Вспомогательная историческая дисциплина «Источниковедение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. МКРС11

Калинина Алина Вадимовна

Проверил:

Воскобойников С.Г.

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. Основные термины и понятия науки источниковедение»……………..……5

2. Этапы источниковедческого исследования……………….………….………6

3. Прикладное источниковедение………………………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...9

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, можно только опираясь на исторические источники. Человеческий опыт, повседневный образ жизни, отношения между людьми различных поколений, обычаи и нравы, умение существовать в природной среде, желание знать прошлое своего города, села, края, своего народа или этнической группы, рода или семьи заставляют людей обращаться к документам, архивам, старинным предметам, фотографиям.

В учебной литературе дается обзор корпуса отечественных источников:

- Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. М., 1962;

- Источниковедение истории СССР XIX - начала XX в. / Под ред. И.А. Федосова. М., 1970;

- Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1981;

- Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР: Советский период. М., 1976).

Литература, рассматривающая источники других стран, представлена немногочисленными учебными пособиями и курсами лекций по источниковедению новой и новейшей истории (учебные пособия И.В. Григорьевой, Р.С. Мнухиной, курс лекций И.Я. Бис-ка), которые обзорны или фрагментарны. Исключение составляет фундаментальный труд А.Д.Люблинской "Источниковедение средних веков" (Л., 1955), фактографический материал которого обширен и непреходящ.

Специалисты-гуманитарии изучают исторические источники, находя в них неисчерпаемые ресурсы новой информации о человечестве, его творческих возможностях и различных способах запечатлеть свой опыт, выразить свой внутренний мир в материальных образах.

Историк, антрополог, социолог, психолог, политик - каждый из них обращается к источникам со своими вопросами, стремясь узнать о том, что представляет собой предмет изучаемой науки. Он должен уметь отыскивать и выбирать те виды источников, которые особенно важны и интересны для данной науки; уметь ставить вопросы, находить в источниках ответы, уметь различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать эти данные в соответствии с современным уровнем науки и культуры. Наука, специально разрабатывающая эти проблемы, - источниковедение.

В данной работе представлены 3 части:

- основные термины и понятия  науки источниковедения;

- этапы источниковедческого исследования;

- прикладное источниковедение.

В результате исследования мы пришли к выводу о том, что источниковедение позволяет изучать историю, а так же историческую связь с современными событиями. Кроме того, это защита авторской собственности и проверка на подлинность используемых научных источников.

 

 

 

  1. Основные термины и понятия

науки «источниковедение».

 

 

Общее источниковедение изучает сущность и научно-познавательную роль исторических источников, их классификацию, общие этапы и методы их изучения.

Источниковедение – совокупность научно-вспомогательных дисциплин, относящихся к изучению и обработке исторических источников.

Объектом изучения являются источники, т.е. все, что сделано человеком в отличии от явлений природы.

Исторический источник — это материальный объект являющийся носителем исторической информации.

Научно-познавательная роль исторического источника: исторический источник является носителем исторической информации, извлечение которой в ходе конкретно-исторического исследования является одной из необходимых предпосылок научного исторического исследования.

Классификация исторических источников: 

  1. по характеру информации и носителю:

— вещественные,

— письменные,

— видео- и аудио- источники,

— электронные источники.

  1. по первичности: 

— первичные источники (первоисточники),

— вторичные и более опосредованного происхождения источники.

Первоисточники представляют наибольшую ценность для исторического исследования, поскольку содержат наименее искаженную историческую информацию.

 

 

  1. Этапы источниковедческого исследования

 

 

Источниковедческое исследование исторического источника состоит из двух частей: источниковедческая эвристика и источниковедческий анализ.

Источниковедческая эвристика — это поиск исторических источников, в процессе которого субъект совершает ряд функций, таких как:

— определение типа возможного источника,

— определение существования источника,

— определение места хранения источника,

— определение условия доступа к источнику,

— выявление возможно существующих вариантов, редакций или изданий.

Источниковедческий анализ – это внешняя критика источника в совокупность которых входит так же ряд функций:

— определение сохранности источника,

— определение подлинности источника,

— определение первичности источника,

— определение авторства источника,

— определение места и времени создания источника,

— определение цели создания источника,

— изучение истории источника.

Внутренняя критика источника: — определение достоверности содержащейся в историческом источнике информации,

— сравнение возможных копий, вариантов, редакций или изданий и выявление различий и их причин,

— определение историко-информационного потенциала (полноты и новизны исторической информации) источника,

— определение значимости содержащейся исторической информации,

— выработка рекомендаций для конкретно-исторического исследования.

 

 

  1. Прикладное источниковедение

 

 

Примерная схема изложения результатов источниковедческого исследования строится по следующей схеме:

1) введение, в котором обосновывается  тема исследования, характеризуются  его методы, историография (степень  изученности данной темы в  литературе), формулируются задачи  исследования;

2) характеристика источника, в котором  проводится изучение вопросов  происхождения (когда и где создавался  источник) и авторства источников, дается характеристика исторических  условий возникновения источника, автора (создателя) источника, истории  текста, истории публикаций источника;

3) анализ содержания источника  — полнота сведений источника  и их достоверность;

4) заключение, в котором дается  оценка значения источника и  практические рекомендации по  его использованию. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Современный мир сейчас непременно развивается. Создаются новые компьютеры, программы, функции, а так же инновационные технологии позволяющие находить более точные и достоверные источники различных фактов истории разного времени.

Такая наука как источниковедение играет важную роль в нашем мире, поскольку не каждые источники несут достоверную информацию. Студенты, изучающие данную науку, должны уметь отличать подлинную информацию от ложной. Они так же должны уметь и находить их.

Так как мир сейчас все быстрее и быстрее развивается, то вероятность искажения информации о прошлом тоже непременно растет и поэтому источниковедение является незаменимой наукой в нашем мире.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учебное пособие / И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева / Российский государственный гуманитарный университет. М., 1998. 702 с.
  2. Лаппо-Данилевский А. С. Методология источниковедения // Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. [Вып. 2. Спб., 1913] М., 2006. С. 275—616.
  3. Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955.
  4. Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. Вып. 1. М., 1962.
  5. Стрельский В. Источниковедение, Источниковедение истории СССР. Период империализма, конец XIX в. — 1917 г. М., 1962.
  6. Источниковедение истории советского общества, в. 1-2, М., 1964-68.
  7. Черноморский М. Н. Источниковедение истории СССР (советский период). М., 1966.
  8. Источниковедение. Теоретические и методические проблемы, М., 1969.
  9. Источниковедение истории СССР XIX — начала ХХ вв. М., 1970.
  10. Мнухина Р. С. Источниковедение истории нового и новейшего времени. М., 1970.
  11. Проблемы источниковедения. Вып. 1-11. М.-Л., 1933-63.
  12. Черепнин Л. В. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин// Источниковедение отечественной истории. — М., 1973. — Вып.1.-С.37-63.
  13. Курносов А. А. К вопросу о природе видов источников// Источниковедение истории СССР. — М., 1976.
  14. Пронштейн А. П. Источниковедение в России: Эпоха феодализма. — Ростов-на-Дону, 1976.
  15. Медушевская О. М. Теоретические проблемы источниковедения. — М., 1976.
  16. Источниковедение истории СССР: Учебное пособие / Под ред. И. Д. Ковальченко. М.,1981
  17. Фарсобин В. В. Источниковедение и его метод: опыт анализа понятий и терминологии. — М., 1983.
  18. Суслов Е. Н. Поиск архивных документов. — Л., 1987.
  19. Документальные памятники: выявление, учет, использование / Под ред. С. О. Шмидта. — М., 1988.
  20. Русина Ю. А. История и теория источниковедения. Екатеринбург, 2001.
  21. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др. Под ред. А. К. Соколов. М.: Высшая школа, 2004. 687 с.

 


Информация о работе Вспомогательная историческая дисциплина «Источниковедение»