Выдающиеся деятели 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 16:18, реферат

Описание работы

Подробно рассмотреть основных российских деятелей и их творения науки, искусства, политики и других видов деятельности .
Задачи:
✔ -Показать основные достижения 18 века в разных сферах деятельности
✔-Более подробно узнать о великих русских деятелях 18 столетия
✔-Доказать что в 18 веке был внесен неоценимый вклад в русскую культуру

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………..4

2. Деятели XVIII века………………………………………………………………5

2.1 И.П. Посошков………………………………………………………………….5

2.2В.Н. Татищев……………………………………………………………………..8

2.3 М.В.Ломоносов…………………………………………………………………10

2.4 В.И.Беринг……………………………………………………………………….13

2.4 Е.Р.Дашкова……………………………………………………………………..15

2.5 Г.А.Потемкин…………………………………………………………………….17

2.6 И.И. Шувалов……………………………………………………………………20

2.7 Ф. Прокопович…………………………………………………………………..22

3.Особенности русской культуры 18 века………………………………….25

Файлы: 1 файл

18_vek.docx

— 75.62 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

152.4 Витус Ионассен Беринг (1681 — 1741)  
 
     16Мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор.  
      Капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого названы пролив, отделяющий Азию от Америки, и море. Родился в Дании, но служил русскому флоту до самой смерти и всю свою деятельность посвятил решению вопроса, “соединяется или нет Азия с Америкой”. 
С этим вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру I голландские ученые во время его пребывания в Голландии в 1717 г.; ту же просьбу повторила и Парижская академия наук. 23 декабря 1724 г. Петр приказал снарядить экспедицию под начальством Беринга и собственноручно написал для нее инструкцию. 
В январе 1725 г. экспедиция, получившая потом название Первой камчатской, отправилась в Охотск, куда прибыла только в июле 1727 г. Запасшись здесь провиантом, экспедиция 22 августа вышла из Охотска и через две недели прибыла в Болыперецк (на Камчатке). Отсюда сухим путем отправилась в Нижнекамчатск, куда прибыла 11 марта 1728 г. 
     Нагрузив в Нижнекамчатске провиантом бот “Св. Гавриил”, построенный там же, Беринг 13 июля 1728 г. вышел из устья реки Камчатки в море, держась северного направления. Проведя более месяца в плавании между незнакомыми ему берегами, Беринг достиг, наконец, 67 градусов 18 минут северной широты и, убедившись здесь, на основании показаний чукчей, что далее берег простирается к западу и что, стало быть, “нельзя Азии соединяться с Америкой ”, почел свою миссию выполненной и с согласия всех членов экспедиции, боявшихся “попасть нечаянно в лед”, повернул назад. 
172 сентября 1728 г. он был уже в устье р. Камчатки, где зазимовал. А 5 июня следующего года вышел на восток, но, не встретив на 200-верстном (по его расчету) расстоянии от берега Камчатки земли, повернул обратно, обогнул мыс Лопатку и 3 июля зашел в Болыперецк. Через 20 дней он был уже в устье р. Охоты, откуда направился в Петербург. Здесь он представил правительству свой журнал, карты и два предложения, в которых высказывал мысль о снаряжении новой экспедиции для исследования северного и северо-восточного берегов Сибири. 
      Адмиралтейств-коллегия, которая рассматривала его журнал и карты, хотя и не совсем доверяла открытию Беринга, тем не менее ввиду “трудности экспедиции” исходатайствовала ему чин капитан-командора. Были одобрены сенатом и Адмиралтейств-коллегией и “предложения” Беринга. 28 декабря 1732 г. высочайше было разрешено назначить Вторую камчатскую экспедицию с целью исследовать берега Ледовитого океана от Северной Двины на восток до пролива между материками. Экспедиция была разделена на несколько отрядов, одним из которых командовал Беринг. 
Он выступил из Петербурга в начале 1733 г., но из-за разных препятствий мог выйти в море из Охотска только в сентябре 1740 г. Придя в Петропавловскую гавань, он остался здесь зимовать. 4 июня 1741 г. Беринг вышел в море на 2 судах: “Петр” и “Павел” (одним командовал А.И. Чириков) в восточном направлении. Вскоре буря разлучила суда. Беринг открыл  

целый ряд островов (Алеутские, Командорские и др.) и у одного из них потерпел крушение. Это был остров Авача, ныне называемый Беринговым. 
С трудом высадились на берег путешественники, не зная, где они находятся. Почти совершенно лишенные съестных припасов, люди ослабели, умирали от 18разных болезней. В числе многих других скончался и Беринг 8 декабря 1741 г. Над могилой капитан-командора был поставлен деревянный крест; в 1866 г. ему воздвигли памятник в Петропавловске. 

 

 

 

 

2.5 Екатерина Романовна Дашкова (1743 – 1810) 
 
     17 (28) марта 1744 г. родилась княгиня Екатерина Романовна Дашкова (урождённая Воронцова), директор Петербургской Академии наук и президент Российской академии. 
Воспитание Екатерина Романовна получила в доме своего дяди, вице-канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Благодаря любви к чтению она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Её любимыми писателями были Монтескье, Вольтер, Буало, Гельвеций. С ранних лет Дашкову интересовали также вопросы русской политики. 
В 1758 г. состоялось знакомство Е. Р. Дашковой с великой княгиней Екатериной Алексеевной, будущей императрицей Екатериной II. Их сближение произошло, в том числе, на почве литературных пристрастий. 
В 1769-1782 гг. Дашкова совершила несколько заграничных путешествий. Она побывала в Германии, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Франции, Италии, встречалась с европейскими просветителями Ж. Ж. Руссо, Вольтером, Д. Дидро, В. А. Кауницем, А. Смитом. 
В 1783 г. императрица назначила Е. Р. Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Разумовского. Таким образом, Дашкова стала первой в мире женщиной, управляющей Академией наук. Под её руководством был осуществлён ряд ценных изданий Академии, в том числе собрание сочинений М. В. Ломоносова , труды С. П. Крашенинникова 19, И. И. Лепёхина . Были также возобновлены общедоступные курсы по естественным наукам. В 1783-1784 гг. Е. Дашкова руководила изданием журнала «Собеседник любителей российского слова», в котором печатались Г. Р. Державин , Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков, В. В. Капнист, Я. А. Княжнин. 
     В октябре 1783 г. Екатерина Романовна была назначена президентом открытой по её предложению Академии Российской, ставшей центром изучения русского языка и словесности. Екатерине II нравился литературный вкус Дашковой, но главным образом императрице импонировало её желание возвести русский язык в ранг великих литературных языков Европы. Главным научным предприятием Российской академии стало издание в 1789-1794 гг. шеститомного «Словаря Академии Российской», первого толкового словаря русского языка, в составлении которого приняли участие видные учёные и литераторы. 
В 1794 г. в сборнике «Российский Театр, или Полное собрание всех российских театральных пьес», также издававшемся под руководством президента   Российской академии, была опубликована трагедия Я. Княжнина «Вадим Новгородский», вызвавшая гнев Екатерины Великой. Дашкова впала в немилость и была отстранена от дел. В 1801 г., по вступлении на престол Александра I , члены Российской академии единогласно пригласили Дашкову вновь занять председательское кресло, но она отказалась. 
Последние годы Екатерина Романовна провела в работе над мемуарами. Рукопись «Записок» попала за границу и была издана сначала на английском, а затем на французском языке. Мемуары Дашковой являются важным историческим документом, содержащим немало интересных сведений о жизни русской аристократии второй половины XVIII в., перевороте 1762 г. , заграничных впечатлениях княгини. 
      Екатерина Романовна Дашкова скончалась в 1810 г. и была погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком Калужской губернии. 
В 1992 г. был создан Московский гуманитарный институт имени Е. Р. Дашковой, при котором образовано Дашковское общество, изучающее жизненный путь и литературное наследие княгини. В 1999 г. МГИ им. Е. Р. Дашковой учредил 20медаль княгини Е. Р. Дашковой «За служение Свободе и Просвещению».

 

 

 

 

 

http://www.tonnel.ru

2.6 Григорий Александрович Потемкин (1739 - 1791) 
 
    Григории Александрович Потёмкин родился 24 сентября 1739 г. в селе Чижово Смоленской губернии в семье армейского офицера. Рано потерял отца, воспитывался матерью в Москве, где посещал учебное заведение Иоганна-Филиппа Литке в Немецкой слободе . 
Потёмкин с детства проявил любознательность и честолюбие. Вступив в Московский университет в 1755 году, через год за успехи в науках удостоен золотой медали, а в июле 1757 года в числе лучших 12 студентов, присланных в С.-Петербург по приглашению И. И. Шувалова, представлен был императрице Елизавете Петровне. Несколько лет молодой дворянин был одним из лучших студентов, но затем охладел к наукам и в 1760 году был отчислен. 
Поколебавшись немного между духовной и военной карьерой, Потёмкин сделал окончательный выбор в пользу военной и в том же году появился в казармах Санкт-Петербургской конной гвардии. И в один из решающих для России моментов – в день дворцового переворота 1762 года – Потёмкин действовал в рядах заговорщиков и обратил на себя внимание императрицы. 
Своими подвигами и письмами к Екатерине Потемкин вновь обратил на себя внимание императрицы. В течение 17 лет Григорий Потемкин являлся главным советником Екатерины II и активно участвует в государственных делах. 
      Потёмкин добился присоединения Крыма к России в 1783 году, за что получил титул светлейшего князя Таврического. Приступил к строительству Черноморского флота. Являясь с 1775 г. генерал-губернатором вновь присоединённых к державе земель Северного Причерноморья, Потёмкин достиг заметных успехов в их хозяйственном развитии. При нём были построены города Севастополь, Херсон, Екатеринослав (Днепропетровск), Николаев, заложено множество других населённых пунктов, верфей, заводов и фабрик. На месте прежней пустыни, служившей путём для набегов крымцев, через каждые 20 — 30 вёрст находились деревни. 
Мысли и чаяния светлейшего имели правильное направление — Севастополь на долгие века остался главной базой Черноморского флота, имея идеальные 21условия для стоянки военных судов, а в Николаеве до 1990-х годов находились основные верфи, где ковалась и строилась мощь Русского, а впоследствии и Советского Черноморского флота. 
В 1787 предпринято было знаменитое Путешествие Екатерины II в Крым, которое обратилось в торжество Потёмкина. Херсон, со своей крепостью, удивил даже иностранцев, а вид Севастопольского рейда с эскадрой в 15 больших и 20 мелких судов был самым эффектным зрелищем всего путешествия. 
Многие считают, что во время этого путешествия Потёмкин, не добившийся особых успехов на административном поприще, решил представить себя в лучшем свете и инсценировал результаты деятельности — так называемые «потёмкинские деревни». Все, наверное, слышали это выражение? Давайте разберемся в его истоках. 
Потемкин якобы распорядился по пути следования императрицы построить временные декоративные деревни для того, чтобы показать процветание новой территории. 
      Историки отмечают, что по отношению к самому Потемкину, эта история не слишком справедлива. Князь действительно немало сделал для преобразования новых территорий на юге России. Потемкина назначили губернатором Новороссии 31 марта 1774 года - еще до заключения Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией. Он объявил, что теперь любой желающий может приехать на юг и получить бесплатно землю. Формально крестьяне не могли этого сделать, фактически Потемкин принимал убежавших от помещиков крепостных. Просто притворялся незнающим, откуда в России взялось столько вольных землепашцев. 
Русские, молдавские, болгарские, греческие, армянские, еврейские поселенцы возвели немало настоящих, а не "потемкинских" деревень. 
Завистникам и врагам Потемкина казалось невероятным, что какой-то одноглазый выскочка за десять лет сделал дело, которое девять веков было не по плечу князьям, царям и императорам. 
 
      Таким образом еще при жизни его начали обвинять в показухе, а фраза про "потемкинские деревни" сделалась крылатой, так стали говорить о показном блеске, скрывающем неблагоприятное положение вещей. 
В 1787 году началась очередная русско-турецкая война. Во время этой кампании, Потемкин был главнокомандующим русской армии. При нем русские войска брали Очаков и Измаил. Рядом с ним расцветали новые воинские гении Земли Русской – Суворов и Кутузов. 
Он осуществил ряд реформ в армии: уничтожил пудру, косички и букли, ввёл легкие сапоги, добился более гуманного обращения офицеров с солдатами, фактически отменил телесные наказания. Потемкин, надменный со знатными, но вежливый с офицерами, был всегда приветлив с солдатами, которых любил и берег. Для характеристики действительной любви Потемкина к русскому 22солдату достаточно следующих слов, принадлежащих принцу де Линь, участнику второй турецкой войны, беспристрастию которого в данном случае нельзя не верить: «каждый пушечный выстрел, нимало ему не угрожающий, беспокоит его потому уже, что может стоить жизни нескольким солдатам». Эта любовь к солдату и заботы о нем сами по себе достаточны для того, чтобы 23Потемкин не был забыт в военной истории нашей страны. 
Жизнь Потемкина оборвалась в октябре 1791 года. Светлейший князь, владевший дворцами и несметными богатствами, умер на пути из Ясс в любимый им Николаев, умер в голой степи вновь присоединенного Новороссийского края, под открытым небом, умер на деловом посту. 
Узнав о смерти Потемкина, Екатерина была потрясена. «Теперь не на кого опереться, - говорила она. - Как можно мне Потемкина заменить? Все будет не то. Он был настоящий дворянин, умный человек, меня не продавал, его нельзя было купить». 
     Отзывы о нём, после смерти, как и при жизни, были весьма различны. Одни называли его злым гением императрицы Екатерины, «князем тьмы», другие — в том числе сама императрица Екатерина — великим и гениальным человеком. Во всяком случае, это был самый недюжинный из екатерининских современников, несомненно, способный администратор, деятельный и энергичный человек. Начинания его на юге России составляют несомненную его заслугу перед потомством. Как государственный деятель, Потёмкин оставил памятники, прочно свидетельствующие о его государственном уме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

242.7 Иван Иванович Шувалов (1727 – 1797) 
 
   Иван Шувалов родился в небогатой дворянской семье. Получил домашнее образование. 
Благодаря покровительству двоюродных братьев, Александра и Петра Шуваловых, участников дворцового переворота 1741 г., Иван Шувалов оказался при императорском дворе. В 1742 г. начал придворную службу в качестве пажа. В 1749 г. получил звание камер-юнкера. Вскоре сделался фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. 
    В 1750-х Шувалов имел заметное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство ученым, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М. В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 г. был основан Московский государственный университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 г. создана Академия художеств (Шувалов был ее президентом до 1763). 
После воцарения Екатерины II И.И. Шувалов оказался в опале. С 1763 по 1777 г. он находился за границей (официально — в отпуске «по болезни»), выполнял ряд дипломатических и других поручений русского правительства. Попутно занимался собиранием коллекции произведений искусства. Впоследствии передал свою коллекцию Академии художеств и Эрмитажу. Вернувшись в Россию, в политической жизни активно не участвовал. 
25С первого его дня при дворе стало ясно, что Иван Шувалов отличается от других молодых людей. Это заметила великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая Екатерина II. Она писала, что "вечно его находила в передней с книгой в руке.., этот юноша показался мне умным и с большим желанием учиться.., он был очень недурен лицом, очень услужлив, очень вежлив, очень внимателен и казался от природы очень кроткого нрава". 
Надо сказать, что Елизавете он, конечно, понравился не столько ученостью, сколько светскими манерами и щегольством. Да и вряд ли иной человек мог  

бы сделаться фаворитом императрицы - модницы и кокетки: ведь ей бы непременно наскучил книгочей в перекрученных чулках. Но Шувалов был необычным фаворитом, потому что при всех внешних признаках светского щеголя-петиметра он оказался просвещеннейшим человеком, тонким ценителем искусства. Он был глубоко и искренне предан культуре, просвещению. Без него еще долго бы не было Московского университета (1755 г.), Академии художеств (1757 г.), первого публичного театра (1756 г.) Его покровительству многим обязан Ломоносов, а значит, русская наука и литература. 
Но, утратив власть, он получил свободу и покой, к которым давно стремился. Позже из-за границы он писал сестре: "Если Бог изволит, буду жив и, возвратясь в свое отечество, ни о чем ином помышлять не буду, как вести тихую и беспечную жизнь, удалюсь от большого света..., не в нем совершенное благополучие почитать надобно, но собственно в малом числе людей, родством или дружбою со мной соединенных. Прошу Бога только о том, верьте, что ни чести, ни богатства веселить меня не могут". 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

262.8 Феофан Прокопович (1681 – 1736) 
 
    В  миру Елиазар (Елисей)) архиепископ Новгородский, церковный и политический деятель, верный сподвижник Петра I в реформах Русской православной церкви, писатель и ученый. 
Родился 8 (19) июня 1681 в семье киевского купца. Воспитывался дядей, Феофаном Прокоповичем, ректором Киевской академии. 
Учился в Киево-Могилянской академии и в Католическом университете в Риме. В 1718 стал епископом, а в 1721 – вице-президентом Синода. С 1724 – архиепископ Новгородский. 
       В 1698 отправился в Рим, перейдя в унию и приняв монашество в униатском базилианском (св. Василия Великого) ордене с именем Самуил. В Риме поступил в иезуитскую коллегию святого Афанасия, где прошел полный курс теологических наук. Вернувшись в Киев (1702), вновь обратился в православие (1704), приняв монашеский постриг с именем Феофан. 
В 1707–1709 прочитал в Киевской духовной академии курс по философии. Преподавал поэтику, риторику и богословие. Привлек внимание Петра I, обратившись к нему с торжественной речью во время посещения царем Софийского собора (1706); произносил также панегирики царю по поводу 27Полтавской победы в том же Софийском соборе (1709) и в лагере в Яссах (1711). В том же 1711 Петр назначил его ректором академии и игуменом Братского монастыря в Киеве, а в 1715 вызвал в новую столицу. 
К тому времени Феофан уже был автором учебников поэтики и догматики, философских диалогов и многих проповедей; в его богословии проступили явные инославные, но скорее не католические, а протестантские мотивы. Г.В.Флоровский писал по этому поводу в Путях русского богословия: «Не будь в феофановых трактатах имени русского епископа, их автора всего естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации». Так, согласно Прокоповичу, дела человеческие не имеют «совершительной силы», воля и душа фатально поражены грехом, спасение достигается только верою. Уже современники упрекали Прокоповича в том, что подобные взгляды не соответствуют традиции православного богословия и гораздо ближе к учению Лютера об «оправдании верой» и к учению Кальвина о «предопределении». 
      В Киеве Феофан создал и известнейшее из своих драматических произведений, силлабическую трагикомедию Владимир (поставлена 1705), где «равноапостольный» князь, принявший христианство, выставлен как образец просвещенного монарха, одолевшего вековое невежество. 
В петербургских проповедях (О власти и чести царской и др.) всячески отстаивал реформы Петра, обличая его врагов. В 1718 был рукоположен в сан епископа Псковского; с 1724 – архиепископ Новгородский. 
Прокопович сыграл важную роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода. Именно протестантские влияния помогли Феофану обосновать идею безусловного первенства светской власти (с ее «верховенством над землей») над 28духовной, которая должна быть преобразована, дабы существовать наравне с любыми другими государственными учреждениями. 
Участвовал в составлении либо был автором важнейших государственных документов того времени, прежде всего Духовного регламента (1720), по сути – закона нового церковного устроения (подписанного Петром в начале 1721), согласно которому упразднялось патриаршество и вводилась всецело подчиненная царю Духовная коллегия (вскоре переименованная в Святейший Правительствующий Синод), где сам Феофан стал первенствующим членом. В Регламенте и в трактате Правда воли Монаршей обосновывал священный, абсолютный характер царской власти. 
Его оппоненты ,в первую очередь - Стефан Яворский считали, что, постоянно критикуя в своих сочинениях католицизм («папизм») за претензии на политическую власть («папоцезаризм»), он в то же время сам впадал в противоположную крайность, наделяя государство и монарха всеми возможными атрибутами сакральности (цезарепапизм) и по существу лишая церковь права на реальный авторитет в религиозно-нравственных вопросах. 
Кроме Духовного регламента, написал также введение к Морскому уставу и Слово похвальное о флоте Российском (оба 1719), Розыск исторический (1721), Правда воли монаршей (1722) и другие сочинения, где изъяснял проблемы гражданского и церковного права, а также престолонаследия, утверждая принципы просвещенного монархизма. После смерти Петра I авторитет Прокоповича пошатнулся, усилился ропот духовенства по поводу его далеких от ортодоксии, «лютеранских» взглядов. Однако он упрочил свое положение в 1730-е годы, при Анне Ивановне, расправляясь с противниками посредством доносов в Тайную канцелярию. 
Достаточно циничный и неразборчивый в средствах как политик, архиепископ Феофан, тем не менее, внес большой вклад в новую, постсредневековую культуру России: он активно способствовал организации Академии наук, как историк (участвовавший, в частности, в написании Истории Петра Великого, изданной в 1773) оказал большое влияние на В.Н.Татищева, а как поэт-сатирик – на А.Д.Кантемира. 
29Умер Феофан Прокопович в Петербурге 8 (19) сентября 1736. 

Информация о работе Выдающиеся деятели 18 века