Вынужденная необходимость введения нэпа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы контрольной работы состоит в вынужденной необходимости введения нэпа.
Целью работы является освещение периода нэпа.
Задачами: изучение реформ нэпа и его итогов.

Файлы: 1 файл

контрольная по истории сд..doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

_________________________________________

 

7 Поликарпов В.С.История России в XX веке: учеб. пособие для вузов/ В.С.Поликарпов, И.В. Лысак. -  Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.- 196 с.

Заключение

Целью НЭПа, по замыслам Ленина, должен быть союз рабочего класса и крестьянства, их «смычка», а средством — экономические реформы. С 1921 по 1925 г. проводится ряд мер по либерализации экономической деятельности. Среди них: замена продразверстки продналогом; введение свободной торговли; денационализация, т. е. передача в частную собственность мелкой и средней промышленности; перевод государственной промышленности на рыночные основы; воссоздание банковской системы; проведение денежной реформы;  снятие запрета на аренду земли и наем рабочей силы на селе; допущение в Советскую Россию иностранного капитала и создание смешанных предприятий.

Все это в сочетании с такими факторами, как твердый политический режим, который обеспечивал политическую стабильность, централизованное перераспределение прибыли из легкой и пищевой промышленности в убыточную тяжелую и транспорт, неэквивалентный обмен с деревней, отказ выплачивать дореволюционную задолженность привел к тому, что с 1921 по 1927 г. темпы прироста промышленной продукции были довольно высокими. Но чем дальше страна продвигалась по пути НЭПа, тем труднее становилось поддерживать такие высокие темпы. Это объяснялось следующими причинами. Вначале действовал, так называемый, «восстановительный эффект». Его суть в том, что в промышленности загружалось уже имевшееся, но простаивавшее ранее оборудование, а в сельском хозяйстве вводились в оборот заброшенные ранее земли. В конце 20-х гг. когда закончился восстановительный период, стране потребовались большие капиталовложения в промышленность. Без таких средств реконструировать старые заводы, создать новые отрасли промышленности было невозможно.

Делу мог бы помочь частный капитал, но в силу политических соображений его не допускали в крупную и во многих случаях и в среднюю промышленность. Население, не уверенное в прочной стабилизации режима, не спешило вкладывать свои деньги в сберегательные кассы, а хранило их в тайниках или пускало в коммерческий оборот. Нельзя было рассчитывать на иностранные кредиты: для этого необходимо было уплатить царские долги.

В сельском хозяйстве вследствие ликвидации крупных помещичьих хозяйств и дробления крестьянских хозяйств товарность сельскохозяйственной продукции резко сократилась.

Все эти факторы негативно сказались на социальных результатах НЭПа. С социальной точки зрения от политики НЭПа в наибольшей степени, пожалуй, выиграло одно крестьянство. По сравнению с дореволюционным периодом крестьяне стали лучше питаться. Рабочие оказались в худшем положении: зарплата рабочих в 1925/26 г. в среднем по промышленности составила 93,7% довоенного уровня. Не случайно, среди представителей рабочего класса было немало недовольных новой экономической политикой. Аббревиатура НЭП нередко в их среде расшифровывалась как «новая эксплуатация пролетариата». В деревне тоже находилось немало недовольных НЭПом. Это прежде всего сельская беднота

Важную роль в судьбе НЭПа сыграло и то обстоятельство, что к середине 20-х гг. среди населения страны почти половину населения составляла молодежь. Это была наиболее социально-активная группа населения, но она не обладала необходимыми знаниями, была малокультурна. К этому времени эти малокультурные, обездоленные, бедные и даже нищие люди поняли, что они могут не только встать вровень с богатыми, имущими, но и оказаться выше их в социальной иерархии, имеют возможность завладеть его домом, имуществом, хозяйством, коллективно или индивидуально. Когда они увидели в этом смысл социальной революции, то последовал взрыв, который смел НЭП. Если лозунг социальной справедливости был для этого слоя абстрактным призывом, то тезис о всеобщем равенстве, а точнее социальном уравнении был близким и понятным. Эта мысль о социальном уравнивании проходит лейтмотивом через политическую практику большевистского руководства.

Однако несмотря на эти обстоятельства в 20-х гг. в принципе возможны были два варианта развития НЭПа. Первый — трансформация НЭПа в рыночную модель. В этом случае отечественный капитал устремляется в производство предметов потребления, аграрный сектор, внутриторговые операции. В таком случае произошла бы явная стагнация производства средств производства. Второй вариант: дальнейшее сокращение рыночных начал, жесткий переход к административным методам, закрытие всех каналов перелива капиталов в аграрный сектор, концентрация всех материальных и финансовых ресурсов на производстве средств производства, оборонной промышленности. Это позволяло бы развить производство средств производства и в дальнейшем провести модернизацию производства предметов потребления и аграрного сектора. Негативным аспектом такого пути было резкое сокращение, а то и отсутствие материальных стимулов к труду, а это прямой путь к внеэкономическому принуждению, насилию над личностью, давление и всевозможные запреты.

Таким образом, к концу 20-х гг. четко вырисовывалось два пути: продолжение НЭПа по первому варианту, как предлагал Бухарин и его окружение, и переход к насильственному, форсированному строительству «социализма» в городе и деревне. На такой путь направляла страну группа Сталина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1.Барабанов В.В. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учеб. пособие для вузов/ В.В. Барабанов, И.М. Николаев, Б.Г. Рожков.- М.: Астрель, 2003. – 496 с.

2. Валиуллин К.Б. История России. XX век.: учеб. пособие/ К.Б. Валиуллин, Р.К. Зарипова - Уфа: РИО БашГУ, 2002. – 234 с.

3. Поликарпов В.С.История России в XX веке: учеб. пособие для вузов/ В.С.Поликарпов, И.В. Лысак. -  Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.-

196 с.

4. Соколов А.К. Курс советской истории, 1917-1940: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Высш. шк., 1999. - 272 с.

5. Толмачева Р. П. Экономическая история: учебник/ Р. П. Толмачева—

2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 604 с.

 

 

 



Информация о работе Вынужденная необходимость введения нэпа