Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 02:06, реферат
Средними веками культурологи называют длительный период в истории
Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века.
Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода :
Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI вв);
Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века;
Позднее Средневековье, XIV- XV века.
Введение 2
Ι. Раннее средневековье 4
1.1 «Культура безмолвствующего большинства» 4
1.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья. 8
1.3 Трубадуры 11
ΙΙ. Высокое (классическое) Средневековье. 13
2.1 Зарождение «городской культуры». 16
2.2. Средневековье XIV-XV века 17
Заключение. 18
Источники и литература. 20
В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из,вобщем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.
Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.
Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина того времени: «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны».
Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.
Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.
В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать «народной культурой» или «народной религиозностью» так или иначе достоянием всех членов общества
Мышление средних веков было преимущественно теологическим.
Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации.
Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной.
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.
Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.
«Переводом» мыслей социальной
и духовной элиты на доступный
для понимания всех людей язык
стали проповеди, представляющие
собой значительный пласт
Во времена
классического Средневековья
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики.
Список литературы.
1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир:
культура безмолвствующего
2. Гуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М., 2007
3. Гуревич А.Я. “ Категории средневековой культуры” М., 2005г
4. Под ред. Марковой А.Н. ”Культурология”, М., 2006г
5. Под ред. Радугиной А.А. “Культурология”. М., 2006г
6. Всемирная история. Энциклопедия том-1 Москва «Аванта+»,5007г.
7.Артамонов С.Д. Литература средних веков: кн. для учащихся ст. кл.-М, «Просвещение», 2007г