Высшие и центральные органы государственного управления при Петре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:19, контрольная работа

Описание работы

Цель работы в том, чтобы на основе исторического анализа эпохи Петра І выявить особенности преобразований в российской государственности, возможно осмыслить и современную политическую жизнь России.
Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Содержание работы

Введение………………………..……………………………………………….………3
Глава 1 Государственные реформы первой четверти XVIII в……….………...……5
Раздел 1.1 Перестройка центральных органов власти и управления……………5
Глава 2 Итоги реформ: новое государство или сохранение старой основы государственности России.I…………………..………………………………....…...13
Раздел 2.1 Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I…………………………………………………………………………………13
Раздел 2.2 Централизация государственного аппарата…………………………15
Заключение……………………………………………………………………………22
Библиографический список…………………………………………………………..23
Приложение .…………………………………………………………………….…...24

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Определенный опыт для  такой перестройки был накоплен московскими областными приказами, управлявшими финансами и военным  строительством на обширных территориях (Казанский, Сибирский, Малороссийский и др. приказы). Полномочные наместники на местах должны были сами изыскивать средства для решения местных проблем (содержание армии по округам, строительство, благочиние и пр). Это вело к раздроблению единой государственной кассы, к децентрализации финансовых источников и расходных статей.

Первая губернская реформа. В 1708 г. введено новое территориальное  деление государства: учреждались  восемь губерний, по которым были расписаны  все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.

Во главе губернии был поставлен губернатор или  генерал-губернатор (Петербургская  и Азовская губернии), объединявшие в своих руках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись  четыре помощника по отраслям управления.

В ходе реформы (к 1715 г) сложилась  трехзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

Распланировав структуру  губерний, далее требовалось произвести в них разверстку военных расходов и содержание контингента вооруженных  сил - это была одна из главных целей  реформы. Эти вопросы обсуждали Ближняя канцелярия, Дума и губернаторские съезды.

В качестве основного  административного, финансового и  судебного органа в губернии выступала  канцелярия. Однако в отличие от городского самоуправления коллегиальный  принцип управления в губерниях  не прижился.

Перестройка центрального управления повлекли за собой новую  реформу местного правления. Вновь  обратились к шведским образцам, в  ноябре 1718 г. царь утвердил эту модель, приказав внедрить новое управление к 1720 г. Сенат, готовивший новую областную  реформу, сохранил в качестве крупнейшей административно-территориальной единицы губернию. Последняя была военным и судебным округом для составляющих ее частей. Части эти проектировщики реформы заимствовали из шведского опыта: губерния делилась на провинции и дистрикты. Провинции заменяли собой ландратские "доли", теперь деление на провинции стало повсеместным.

Вторая областная реформа  была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась  в следующем: 11 губерний были разделены  на 45 провинций. Во главе этих единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.

Провинции получали значительную автономию, подчиняясь губернатору  лишь по военной и судебной линии. Главам провинций - воеводам - представлялись широкие финансовые, полицейские, хозяйственные  полномочия.

При воеводе состояли земская канцелярия, земский надзиратель  сборов, земский казначей и провиантмейстер (ведал хлебными казенными сборами).

Низшей единицей областного деления был дистрикт, по размерам часто совпадавший с бывшим уездом. Во главе дистрикта стоял земский комиссар, осуществлявший финансовые, политические, хозяйственные функции. В качестве сборщика налогов он подчинялся провинциальному камергеру и вместе с ним назначался Камер-коллегией.

Внизу иерархии располагались  традиционные сельские полицейские органы, избираемые на крестьянских сходах: сотские и десятские. Они были помощниками земского комиссара.

Административная искусственность  петровских областных реформ усугублялась внесением в них еще и военно-полицейского элемента.

Новые органы городского управления базировались на новой структуре городского тяглого общества. Последнее состояло из двух гильдий: в первую входили купцы, банкиры, доктора, аптекари, мастера высших разрядов, во вторую - мелкие торговцы, ремесленники, объединенные в цехи. Третий класс составляли "подлые" люди из низших слоев, признанные в магистратской инструкции гражданами. По указам 1699 г. бурмистры избирались на один год, по магистратской инструкции 1720 г. члены городского самоуправления избирались бессрочно. Бургомистров избирало все посадское общество, членов магистрата - только бургомистры и гласные из первой гильдии.

Городского самоуправления по западному образцу в 1720 г. не сложилось.[6; с.298]

Анализируя в целом  преобразование Петра I(цели, характер, темпы, методы осуществление, значение), следует подчеркнуть, что реформаторская деятельность в основном имела насильственный характер.

Преобразования государственного аппарата придавали ему стройности, сделали гораздо более эффективной  деятельность государства, но не изменили сущности государственного строя в России. Произошло окончательное оформление абсолютной монархии- неограниченной самодержавной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В результате  Петровских реформ к концу первой четверти XVII века сложилась система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора.

Царь получил возможность  неограниченно и бесконтрольно  управлять страной при помощи полностью зависимых чиновников.

Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость проведения других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой.

Государственные и административные реформы Петра I обобщаются высказыванием А.С.Пушкина: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и его временными указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или, по крайней мере, для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».

Реформы первой четверти XVIII в. не изменили политического строя России. Усилиями Петра I создано государство самодержавная военно-демократическая монархия.

Политическая жизнь  современной России, России XXI века, включает постоянные преобразования (выборы и назначения губернаторов, мажоритарная и пропорциональная система выборов в законодательные органы власти и другие) тоже являются реформами, которые необходимы для становления правового государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. [Текст] / отв. ред. А.А. Новосильцев. - М.: Наука, 1989. – 192 с.
  2. Исаев И.А. История государства и права России. [Текст] / И.А. Исаев 3 изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 797 с.
  3. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра Великого. [Текст]/ Издание товарищества И.Д.Сытина. -  М.: 1909. – 692 с.
  4. Курис, М.Ю. История государственного управления в России: [Текст] Учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» /М.Ю. Курис. 2-изд., перераб. и доп. – Киров: ВятГГУ, 2009. – 256 с.
  5. Соловьев С.М. Публичные чтение о Петре Великом. [Текст] / С.М.Соловьев – М.: Правда, 1990 – 778 с.
  6. Сырых В.М. История государства и права. [Текст] / В.М.Серых. 2 - изд., исправл. и доп. – М.: Эксмо, 2007. – 462 с.
  7. Томсинов В.А. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век – 1917 год). [Текст] / В.А. Томсинов.- М.: Зерцало, 1998. - 381 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Сравнительная таблица  органов государственного управления

Аппарат власти Российского  государства в XVII в.

Аппарат власти Российской империи в первой четверти  XVIII в.

Царь

Император

Боярская дума

Сенат

Земской собор

________

Приказы

Коллегии

Воеводы

Губернаторы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Система коллегий к началу 20-х гг. XVIII в.

№ п/п

Наименование коллегии

Сфера компетенции

1.

Военная коллегия

Комплектование, вооружение, снабжение армии; суд над военнослужащими

2.

Адмиралтейская коллегия

Руководство флотом

3.

Коллегия иностранных дел

Руководство дипломатической  деятельностью

4.

Камер-коллегия

Надзор за поступлением налогов

5.

Штатс-контор коллегия

Составление и исполнение расходной части бюджета

6.

Ревизион-коллегия

Финансовый контроль за расходованием бюджетных средств

7.

Берг-коллегия

Управление добывающей и металлургической промышленностью

8.

Мануфактур-коллегия

Управление легкой промышленностью

9.

Коммерц-коллегия

Руководство торговлей

10.

Юстиц-коллегия

Руководство местными судебными  учреждениями

11.

Вотчинная коллегия

Решение земельных споров между помещиками


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Высшие и центральные органы государственного управления при Петре I