Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 11:19, контрольная работа
Цель работы в том, чтобы на основе исторического анализа эпохи Петра І выявить особенности преобразований в российской государственности, возможно осмыслить и современную политическую жизнь России.
Главное отличие Петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразования носили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества и государства.
Введение………………………..……………………………………………….………3
Глава 1 Государственные реформы первой четверти XVIII в……….………...……5
Раздел 1.1 Перестройка центральных органов власти и управления……………5
Глава 2 Итоги реформ: новое государство или сохранение старой основы государственности России.I…………………..………………………………....…...13
Раздел 2.1 Формирование нового государственного аппарата управления при Петре I…………………………………………………………………………………13
Раздел 2.2 Централизация государственного аппарата…………………………15
Заключение……………………………………………………………………………22
Библиографический список…………………………………………………………..23
Приложение .…………………………………………………………………….…...24
Определенный опыт для такой перестройки был накоплен московскими областными приказами, управлявшими финансами и военным строительством на обширных территориях (Казанский, Сибирский, Малороссийский и др. приказы). Полномочные наместники на местах должны были сами изыскивать средства для решения местных проблем (содержание армии по округам, строительство, благочиние и пр). Это вело к раздроблению единой государственной кассы, к децентрализации финансовых источников и расходных статей.
Первая губернская реформа. В 1708 г. введено новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати.
Во главе губернии
был поставлен губернатор или
генерал-губернатор (Петербургская
и Азовская губернии), объединявшие
в своих руках всю
В ходе реформы (к 1715 г) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд - провинция - губерния. Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.
Распланировав структуру губерний, далее требовалось произвести в них разверстку военных расходов и содержание контингента вооруженных сил - это была одна из главных целей реформы. Эти вопросы обсуждали Ближняя канцелярия, Дума и губернаторские съезды.
В качестве основного административного, финансового и судебного органа в губернии выступала канцелярия. Однако в отличие от городского самоуправления коллегиальный принцип управления в губерниях не прижился.
Перестройка центрального
управления повлекли за собой новую
реформу местного правления. Вновь
обратились к шведским образцам, в
ноябре 1718 г. царь утвердил эту модель,
приказав внедрить новое управление
к 1720 г. Сенат, готовивший новую областную
реформу, сохранил в качестве крупнейшей
административно-
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в следующем: 11 губерний были разделены на 45 провинций. Во главе этих единиц также поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.
Провинции получали значительную автономию, подчиняясь губернатору лишь по военной и судебной линии. Главам провинций - воеводам - представлялись широкие финансовые, полицейские, хозяйственные полномочия.
При воеводе состояли земская канцелярия, земский надзиратель сборов, земский казначей и провиантмейстер (ведал хлебными казенными сборами).
Низшей единицей областного деления был дистрикт, по размерам часто совпадавший с бывшим уездом. Во главе дистрикта стоял земский комиссар, осуществлявший финансовые, политические, хозяйственные функции. В качестве сборщика налогов он подчинялся провинциальному камергеру и вместе с ним назначался Камер-коллегией.
Внизу иерархии располагались традиционные сельские полицейские органы, избираемые на крестьянских сходах: сотские и десятские. Они были помощниками земского комиссара.
Административная
Новые органы городского управления базировались на новой структуре городского тяглого общества. Последнее состояло из двух гильдий: в первую входили купцы, банкиры, доктора, аптекари, мастера высших разрядов, во вторую - мелкие торговцы, ремесленники, объединенные в цехи. Третий класс составляли "подлые" люди из низших слоев, признанные в магистратской инструкции гражданами. По указам 1699 г. бурмистры избирались на один год, по магистратской инструкции 1720 г. члены городского самоуправления избирались бессрочно. Бургомистров избирало все посадское общество, членов магистрата - только бургомистры и гласные из первой гильдии.
Городского самоуправления по западному образцу в 1720 г. не сложилось.[6; с.298]
Анализируя в целом преобразование Петра I(цели, характер, темпы, методы осуществление, значение), следует подчеркнуть, что реформаторская деятельность в основном имела насильственный характер.
Преобразования
Заключение
В результате Петровских реформ к концу первой четверти XVII века сложилась система органов власти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора.
Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых чиновников.
Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость проведения других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой.
Государственные и административные реформы Петра I обобщаются высказыванием А.С.Пушкина: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и его временными указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или, по крайней мере, для будущего, вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».
Реформы первой четверти XVIII в. не изменили политического строя России. Усилиями Петра I создано государство самодержавная военно-демократическая монархия.
Политическая жизнь современной России, России XXI века, включает постоянные преобразования (выборы и назначения губернаторов, мажоритарная и пропорциональная система выборов в законодательные органы власти и другие) тоже являются реформами, которые необходимы для становления правового государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Приложение 1
Сравнительная таблица органов государственного управления
Аппарат власти Российского государства в XVII в. |
Аппарат власти Российской империи в первой четверти XVIII в. |
Царь |
Император |
Боярская дума |
Сенат |
Земской собор |
________ |
Приказы |
Коллегии |
Воеводы |
Губернаторы |
Приложение 2
Система коллегий к началу 20-х гг. XVIII в.
№ п/п |
Наименование коллегии |
Сфера компетенции |
1. |
Военная коллегия |
Комплектование, вооружение, снабжение армии; суд над военнослужащими |
2. |
Адмиралтейская коллегия |
Руководство флотом |
3. |
Коллегия иностранных дел |
Руководство дипломатической деятельностью |
4. |
Камер-коллегия |
Надзор за поступлением налогов |
5. |
Штатс-контор коллегия |
Составление и исполнение расходной части бюджета |
6. |
Ревизион-коллегия |
Финансовый контроль
за расходованием бюджетных |
7. |
Берг-коллегия |
Управление добывающей и металлургической промышленностью |
8. |
Мануфактур-коллегия |
Управление легкой промышленностью |
9. |
Коммерц-коллегия |
Руководство торговлей |
10. |
Юстиц-коллегия |
Руководство местными судебными учреждениями |
11. |
Вотчинная коллегия |
Решение земельных споров между помещиками |
Информация о работе Высшие и центральные органы государственного управления при Петре I