Взаимосвязь белорусской архитектуры с архитектурой сопредельных народов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2015 в 16:06, лекция

Описание работы

Развитие белорусской культуры проходило в сложных исторических условиях: с XIV в. территория современной Белоруссии, как и значительная часть Украины, была включена в Великое княжество Литовское, а с XVI в. вошла в Речь Посполитную, оставаясь в ее составе до конца XVIII в. В силу этих обстоятельств различные области связаны не только с русским, но и с восточноевропейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества.
Белоруссия была местом, где в течение веков соединялись творческие силы многих народов. Такое творческое содружество в целом обогатило культуру этих народов. Поэтому изучение истории белорусского зодчества представляет значительный интерес для многих стран и народов.

Файлы: 1 файл

36_Vzaimosvyaz belorusskoi arhitekturi s arhitekturoi sopredelnih narodov.docx

— 24.08 Кб (Скачать файл)

Развитие белорусской культуры проходило в сложных исторических условиях: с XIV в. территория современной Белоруссии, как и значительная часть Украины, была включена в Великое княжество Литовское, а с XVI в. вошла в Речь Посполитную, оставаясь в ее составе до конца XVIII в. В силу этих обстоятельств различные области связаны не только с русским, но и с восточноевропейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества. 
Белоруссия была местом, где в течение веков соединялись творческие силы многих народов. Такое творческое содружество в целом обогатило культуру этих народов. Поэтому изучение истории белорусского зодчества представляет значительный интерес для многих стран и народов. 
В результате проводимых исследований появилась возможность дополнить характерными памятниками отдельные этапы исторического развития архитектуры в Белоруссии. Отныне стало очевидным, что в архитектурно-художественном наследии республики есть не только памятники времени Древней Руси, эпохи барокко или классицизма, но и своеобразные сооружения готики и ренессанса. Это очень существенно, так как до недавнего времени считалось, что готика и ренессанс для Белоруссии были не свойственны. Так наши исследования, подкрепленные сохранившимися архитектурными объектами, подтвердили неправомочность подобного утверждения. Отныне история архитектуры Белоруссии прослеживается как целостный, непрерывающийся процесс, в котором все звенья представлены монументальными высокохудожественными произведениями зодчества. 
В основу периодизации истории архитектуры Белоруссии дооктябрьского периода нами положены важнейшие этапы социально-экономического развития страны, для которых характерно было преобладание определенных стилевых архитектурных признаков. 
Первый этап - это архитектура эпохи первобытнообщинного строя (с древнейших времен до IX в.); второй - архитектура во времена древнерусского государства (IX-XI вв.); третий - архитектура периода феодальной раздробленности (XII-XIII вв.); четвертый - архитектура периода формирования белорусской народности (XIV - первая половина XVII в.); пятый - архитектура периода господства феодально-барщинной системы (вторая половина XVII-XVIII в.); шестой - архитектура периода разложения феодально-крепостнических отношений и зарождения капитализма (конец XVIII - первая половина XIX в.); седьмой - архитектура периода капитализма (вторая половина XIX- начало XX в.). 
Принятая периодизация определяет главные и наиболее характерные моменты развития белорусской архитектуры, связанные с развитием социально-экономических формаций общества и политической жизнью страны. 
До IX в. развитие архитектуры на территории будущей Белоруссии в основном протекало в условиях доклассового общества, хотя зачатки классовых отношений возникли уже в I тысячелетии н. э. Определяющим для этого периода было простейшее жилище земляночного, полуземляночного и надземного типа. Сосредоточивалось оно в селищах и укрепленных поселениях - городищах. Таких городищ на белорусской земле насчитывают многие сотни. 
Монументальная архитектура, которая находилась на одной из первых ступеней своего развития, представлена погребальными сооружениями (курганами) и языческими храмами. Хотя археологические раскопки еще не представляют науке достаточно материала для раскрытия характера всех типов построек, сооруженных до IX в., однако совершенно очевидно, что общее развитие культуры этой эпохи непосредственно предопределило развитие зодчества на белорусской земле в период Древней Руси и в последующее время. В IX-XI вв. территория современной Белоруссии вошла в состав западных земель древнерусского государства. Этот период характеризуется развитием феодальных отношений, принятием христианства, расцветом всех областей культуры. Появляются новые типы сооружений: княжеские хоромы, церкви, монастыри и др. Возникают и быстро растут многочисленные города, окруженные крепостными укреплениями. Зодчие Древней Руси заложили основы градостроительства и монументальной каменной архитектуры на территории Белоруссии. Лучшие памятники этого периода заняли выдающееся место в сокровищнице мировой культуры (например, Софийский собор в Полоцке, XI в.). Через свои западные земли древнерусское государство оказывало культурное влияние на Польшу и Восточную Прибалтику. 
В XIV - первой половине XVII в. формируется белорусская народность. Этот процесс проходил в сложных исторических условиях, в обстановке возрастающего феодального и национального гнета. В результате роста экономических отношений укреплялись культурные связи между городами и отдельными районами, что создало предпосылки для формирования общебелорусской культуры. Развившаяся на основе высокой для того времени древнерусской культуры белорусская культура оказала большое влияние на Великое княжество Литовское. 
На белорусском языке в нем велось государственное делопроизводство и судопроизводство, писались статуты, грамоты, сеймовые постановления, летописи и хроники, а также художественные и церковные произведения. 
Ожесточенная социальная и национальная борьба, как и частые войны, происходившие на территории Белоруссии, повлияли на развитие градостроительства и архитектуры. Большое внимание уделялось строительству развитых городских укреплений, крепостей, замков и оборонных храмов. Сохранившиеся памятники зодчества этого периода имеют характерные черты готики, ренессанса и раннего барокко. 
Специфика развития белорусской архитектуры этого периода, как уже говорилось, заключается в том, что она в силу сложившейся исторической обстановки находилась в контакте как с русским, так и с восточноевропейским и отчасти с западным средневековым искусством. 
В XVI в. в тесной связи с социально-экономическим и политическим развитием страны начали распространяться гуманистические и реформаторские идеи, приведшие к утверждению в архитектуре принципов искусства Возрождения. Наряду с готикой наблюдается проникновение на белорусскую землю, главным образом через Вильнюс, сначала элементов ренессанса, а затем барокко. Сохранившийся с некоторыми перестройками храм в Сморгоне (Гродненская область) вобрал в себя характерные черты этой архитектуры — центричность композиции, аттик и др. Храм отличается суровой простотой, достигнутой монолитностью объема. Декоративный замысел выражен богатым аттиком, который первоначально прикрывал купол. Круглая башня у западного фасада напоминает башни церквей оборонного типа, что является любопытной чертой местных архитектурных традиций.Агрессивные действия католиков против реформаторов вызвали у последних необходимость укреплять храмы. В систему обороны иногда включались высокие земляные валы или крепостные стены с башнями. Преображенская церковь в Заславле (1557) под Минском - пример подобного типа храма. Церковь в виде компактного параллелепипеда без апсид перекрыта щипцовой крышей. С западной стороны к ней примыкает 30-метровая башня, в основании квадратная, а в последующих ярусах восьмигранная (башня построена позже, очевидно, в XVII в.). Основной объем церкви, расчлененный пилястрами, в верхней своей части представлен аттиком, который украшен деталями, напоминающими триглифы.Со второй половины XVI в. возрастает стремление народных масс Белоруссии и Украины к воссоединению с Россией. Народные волнения расшатывали устои Литовского княжества. Во время Ливонской войны обнаружилось, что литовским магнатам уже не хватает силы, чтобы удержать в повиновении народные массы. В связи с этим в обстановке внутриполитического кризиса магнатами была подписана в Люблине в 1569 г. уния об объединении Литвы с Польшей в одно государство - Речь Посполитую. С этого времени, и особенно в XVII и XVIII вв., отмечается наплыв в Белоруссию польских магнатов и католического духовенства. Приглашенные ими из Италии и других стран Западной Европы архитекторы сооружали великолепные дворцы, монументальные монастырские комплексы и костелы. В многочисленных постройках этого вида наивысшего расцвета достигла архитектура барокко. Этот стиль в Белоруссии получил своеобразную трактовку, определившуюся местными условиями. Свои индивидуальные особенности сложились в деревянном строительстве в городах и селах. Особенно ярко они проявились в народном зодчестве, имевшем меньшую связь с общим стилистическим направлением в архитектуре.Среди типов городского жилья выделялись дома с арочной или столбовой галереей по фасаду. Они принадлежали торгово-ремесленной части населения и были близки по структуре к некоторым жилым домам в польских и литовских городах. Хотя этот тип жилья с общим экономическим упадком городов и сокращением торговли в XVIII в. почти исчез, в местечках он продолжалразвиваться в виде деревянных домов с навесом у торцового фасада (Ивье, Трабы). Своеобразная композиция фасадов подобных домов играла заметную роль в архитектурно-художественном облике населенных мест. Галереи разнообразных типов сохранились и в хозяйственных постройках, видоизмененные в соответствии с их утилитарным назначением.Показательным образцом деревянного зодчества является двухэтажная постройка середины XVII в. во дворе бригитского монастыря. Все конструкции дома связаны между собой только деревянными врубками и нагелями, детали просты, но вместе с тем выразительны. Галереи подражают формам каменного барочного строительства, рисуя арки, близкие циркульным кривым. Высокая культура исполнения всех элементов постройки свидетельствует о мастерстве белорусских плотников.Разнообразие белорусских деревянных церквей сводится к трем основным типам: храмы одно-срубные (церковь Георгиевская в Жировичах), трехсрубные с глубинно-пространственной композицией (церковь Михайловская в Слуцке) и пятисрубные с пирамидально-центрической композицией (церковь Николаевская в Кажан-Го-родке). Компактным геометрическим объемам срубов, обшитых досками, соответствовали большие плоскости стен и прямые линии профилей (карнизы, тяги, пояса). Нарядность церквей достигалась за счет выразительного силуэта венчающей части, тогда как обработка фасадов была весьма сдержанной.Среди многих достижений белорусского искусства этого периода выделяются резьба по дереву, производство керамики и художественных изразцов. Не случайно в Москву и другие русские города приглашались белорусские мастера для выполнения больших государственных и частных заказов. Особенно много белорусов переселилось в Россию во второй половине XVII в. в связи с жестокостью феодального и национального гнета в Белоруссии. В Москве в 1672 г. была даже создана особая Мещанская слобода, в которой проживали ремесленники, торговцы и другой люд, приезжавший из Белоруссии. Многие белорусские мастера работали над изготовлением различных высокохудожественных изделий для Золотой, Серебряной и Оружейной палат царского дворца в Московском Кремле.Белорусские мастера привнесли в Россию технику изготовления рельефных многоцветных изразцов. Такими изразцами были отделаны собор Ново-Иерусалимского монастыря в Истре (1656-1685), теремок Крутицкого подворья в Москве (1694), покои Московского Кремлевского теремного дворца (конец XVII в.), Покровский собор (1674) в Москве, в Измайлове и др. 
На протяжении веков в Беларуси работали архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Это итальянцы - Бернардони, Паракко, Фонтана, Педетти, Сакко, Спампани (ХVI-ХVIII вв.); фламандцы - Норхарт, Ван Лаер, Ван Доден (ХVI-ХVII вв.); французы - Габриэль, Пусье (XVIII в.); немцы - Беккер, Мё-зер, Кнобель, Пёпельман (XVIII —XIX вв.); бельгийцы -Пенс, Дидерштейн (ХVI-ХVIII вв.); англичанин Кларк (XIXв.); поляки - Лутницки, Тычецки (XVIII—XIX вв.); литовцы - Гуцевичус, Подчашинскис (XVIII-XIX вв.). Плодотворно трудились в Беларуси известные русские зодчие - Львов, Стасов, Старое, Мельников, Марфельд, Фомин (конец XVIII -начало XX вв.). 
С другой стороны, выходцы из Беларуси - строители, художники, мастера прикладного искусства, - работая в России и странах Западной Европы, снискали там известность. Скульптурная деревянная резьба иконостаса Смоленского собора в Новодевичьем монастыре (1685) была выполнена белорусскими мастерами в содружестве с русскими художниками. Белорусские мастера участвовали в отделке рельефными многоцветными изразцами Кремлевского Теремного дворца в Москве (конец XVII в.). 
Беларусь была регионом, где в течение веков соединялись творческие силы многих народов. Такое взаимообогащение способствовало формированию национального своеобразия белорусской архитектуры, а также созданию произведений, представляющих значительный интерес для соседних стран. 
У истоков развития архитектуры на белорусских землях лежала культура древнерусских княжеств: Полоцкого, Туровского, частично Владимиро-Волынского. В эпоху Киевской Руси второй половины IX—XI вв. возникли города Полоцк, Витебск, Туров, Браслав, Гомель, Орша, Заславль, Волковыск, Каменец, Новогрудок, Гродно, Брест, Минск и др. Этот период характеризуется сложением феодальных отношений, принятием христианства, расцветом всех областей культуры. Возникают новые типы сооружений - культовых, дворцовых, оборонительных. К IX—XI вв. и периоду феодальной раздробленности ХII-ХIII вв. относится образование густой сети расселения. В последующем она служила экономической, социальной и политической базой дальнейшей эволюции городов, а также формирования на торговых путях множества новых поселений.

Иудаизм 
Первые сведения о поселениях евреев-иудеев на белорусских землях известны с XIV в. В городах и местечках Беларуси строились синагоги, открывались иудейские религиозные учебные заведения (ешиботы). В основном евреи исповедовали ортодоксальный иудаизм, но имел распространение и хасидизм.

Ислам 
Первые поселения приглашенных на службу в ВКЛ татар появились в конце XIV в. Основными центрами жительства татарского населения стали Гродно, Давид-Городок, Ивье, Клецк, Койданово, Минск, Новогрудок, Ошмяны, Слуцк. Татары, проживающие на белорусских землях, исповедовали суннизм ханифитского толка. В 1939 г. в Западной Белоруссии мусульманские общины располагали 17 мечетями и 2 молитвенными домами.

 


Информация о работе Взаимосвязь белорусской архитектуры с архитектурой сопредельных народов