Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:56, курсовая работа
Одной из ее характерных черт было появление в России крупных, современно оборудованных предприятий, на которых работали тысячи рабочих. По степени концентрации производства Россия к началу XX в. вышла на первое место в Европе. Во многом это объяснялось тем, что русская промышленность в пореформенный период сделала гигантский скачок в своем развитии: крупные предприятия вырастали здесь зачастую на голом месте, в то время как европейское промышленное производство укрупнялось постепенно, в условиях острой конкурентной борьбы. В то же время русские предприниматели могли воспользоваться техническими достижениями передовых европейских стран, их инженерными кадрами. Наконец, процесс концентрации производства всемерно поощрялся правительством, заинтересованным в создании именно крупных предприятий, способных выполнять грандиозные государственные — прежде всего военные — заказы. Владельцы таких предприятий получали от правительства огромные кредиты и субсидии, пользовались разнообразными налоговыми льготами.
В высшем образовании с 1932 г. упор был сделан на качество и фундаментальность подготовки специалистов. Были восстановлены вступительные Экзамены в вузы, бригадно-лабораторный метод обучения заменен лекционно-семинарским, коллективная ответственность за качество учебы — индивидуальной. Отменялись партийные мобилизации на учебу в вузы (парттысячники), бронирование мест для женщин, социальные ограничения при приеме в вузы и; наконец, знаменитые рабфаки. Для повышения ответственности и роли преподавателей в учебном процессе СНК установил в 1934 г. ученые степени и звания.
В 1930-е гг, главной особенностью развития на-
Наука уки стал крутой поворот к нуждам экономического развития страны. Как и прежде, главным научным центром страны была Академия наук СССР, филиалы которой с 1932 г. стали создаваться в столицах союзных республик. Более тысячи научно-исследовательких институтов АН СССР и хозяйственных наркоматов разрабатывали основные научно-технические проблемы, предусмотренные государственными планами.
В начале 1930-х г.г, на основе разработок советских химиков во главе с академиком С.В.Лебедевым было налажено производство синтетического каучука из этилового спирта. В 1932 г. геологи под руководством академика И.М.Губкина открыли новые нефтеносные районы на Урале и в Башкирии, названные «Вторым Баку». Академик Н.И.Вавилов собрал крупнейшую в мире уникальную коллекцию культурных растений пяти континентов для изучения и практического использования. Особенно значительными были научные разработки физиков — А.Ф.Иоффе, С.И.Вавилова, Д.С.Рождественского, П.Л.Капицы, И.Е.Тамма, И.В.Курчатова, Л.Д.Лан-дау и многих других, работавших на оборону. В 1933 г. группа изучения реактивного движения (ГИРД) создала и запустила первые советские ракеты. В эту группу входили и будущий создатель первого в мире реактивного оружия («Катюши») АТ.Костиков и будущий главный конструктор космических кораблей С.П.Королев. К этому времени относится начало изучения советскими учеными стратосферы. В 1933 г. первый советский стратостат «СССР» поднялся на высоту 19 км. В 1934 г. второй стратостат «Осоавиахим-1» с экипажем поднялся на высоту 22 км. Вторая разведка космоса закончилась гибелью экипажа, но это не остановило научные разработки.
Особую страницу в научную летопись 30-х г.г. вписали исследователи Арктики во главе с О.Ю.Шмидтом. В июле 1933 г. он возглавил научную экспедицию через Ледовитый океан на корабле «Челюскин», который вскоре попал в ледовое сжатие и в феврале 1934 г. затонул. В далеком Чукотском море на дрейфующей льдине полярники создали «лагерь Шмидта». Только в апреле их сняли с льдины. За героизм при спасении полярников Советское правительство впервые присвоило звание Героев Советского Союза летчикам. В 1937 г. изучение и освоение Арктики продолжили И.Д.Папанин, Э.Т Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов. За 274 суток четверка полярников продрейфовала на льдине в океане от Северного полюса более 2500 км. В районе Северного полюса были созданы опорные метео- и радиостанции. Благодаря им в 1937 г. летчики В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков впервые по кратчайшей прямой совершили через полюс беспосадочный перелет в США.
Значительных
успехов достигло также советское
авиастроение (разработка конструкции
цельнометаллического самолета А.Н.Туполевым
и др.), однако в конце 1930-х гг. многие
ученые и в том числе авиаконструкторы
В области общественных
наук особое значение придавалось новому
прочтению истории
В 1937-1938 гг. резкой критике была подвергнута научная историческая школа умершего в 1932 г. академика М.Н.Покровского. Его имя было снято с названия Московского государственного университета, которому в 1940 г. присвоили имя М.В.Ломоносова.
Во второй половине 1930-х г.г. резко усилился процесс политизации и идеологизации советской науки. В научных дискуссиях стали активно использовать политические ярлыки. Оппоненты часто лишались не только работы по специальности, но свободы и жизни. Президент ВАСХНИЛ Н.И .Вавилов в 1935 г. был отстранен от руководства академией и вскоре арестован. Два последующих президента были расстреляны, а ВАСХНИЛ возглавил Т.Д.Лысенко, пообещавший Сталину решить зерновую проблему путем выведения ветвистой пшеницы.
Развитие литературы и искусства в 1930-е гг. определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Все объединения творческой интеллигенции были ликвидированы, начался процесс создания единых «отраслевых» организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Соцреализм требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся «в духе социализма».
В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном искусстве осуждалось; современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема.
К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х г.г. относятся романы «Жизнь Клима Самгина» A.M. Горького, «Поднятая целина» М.А.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, «Петр Первый» А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э. Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.
Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д.Д.Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. «за формализм»). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.
Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Александр Невский» С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова «Веселые ребята», «Цирк»).
В живописи активно
разрабатывались историко-
Основной целью
внешней политики СССР было укрепление
своего политического положения
на международной арене и
В обстановке мирового экономического кризиса (1929 -1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР, и именно она привела к экономическому кризису на Западе. В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Одновременно Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия.
Захват Японией
составной части Китая —
В 1934 г. 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Францией направили приглашение СССР вступить в эту международную организацию. Вступление СССР в Лигу Наций стало свидетельством его возросшего влияния и авторитета.
Переговоры о Восточном пакте (1933-1935 гг.) которые вел СССР, предусматривали заключение регионального соглашения ряда европейских государств (Польши, Чехословакии, прибалтийских стран) о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Франция настояла, чтобы участниками пакта стали не только СССР, Польша, Чехословакия, прибалтийские государства и Финляндия, но и Германия; сама же она стремилась стать гарантом Восточного пакта. СССР согласился с этим. Однако переговоры зашли в тупик и фактически были свернуты из-за решительного возражения против пакта Германии и Польши.
Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937 гг.), которые СССР вел с США, преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. К середине 1937 г. переговоры зашли в тупик из-за отказа США подписывать пакт. В июне 1937 г. Ф.Рузвельт заявил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США.
В июле 1937 г. Япония напала на Китай. Через месяц СССР заключил с Китаем договор о ненападении. Одновременно он стал оказывать Китаю помощь военной техникой, оружием, боеприпасами, снаряжением. В Китай были направлены советские добровольцы, прежде всего летчики, которые защищали китайские города от налетов японской авиации.
В 1938-1939 гг. японское правительство
предприняло две попытки
В сентябре 1940 г. в Токио был подписан германо-японский военный пакт. Согласно ему, Япония признала право Германии и Италии на создание «нового порядка» в Европе, а Германия и Италия — право Японии на создание «нового порядка» в Восточной Азии. В то же время советские дипломаты смогли добиться заключения с Японией пакта о нейтралитете (13 апреля 1941 г.).
В 1938-1939 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В
марте 1938 г. она оккупировала Австрию, в сентябре 1938 г. на Мюнхенской конференции добилась от Англии и Франции согласия на присоединение Судетской области, составной части Чехословакии («Мюнхенский сговор»). В марте 1939 г. Германия захватила всю территорию Чехословакии. Чехия и Моравия были присоединены к Германии в качестве протектората, а в Словакии было создано марионеточное правительство.
В условиях роста военной угрозы со стороны Германии в Москве в марте-августе 1939 г. велись англо-франко-советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи. Камнем преткновения на переговорах явилась позиция Англии и Франции, которые добивались безусловного вступления в войну СССР, если они подвергнутся агрессии, сами же оговаривали свою помощь Советскому Союзу рядом условий. Поскольку СССР не имел общей границы с Германией, он добивался от партнеров по переговорам согласия на проход своих войск через территорию Польши; получив отказ, советская делегация 22 августа прервала переговоры. Провал переговоров был выгоден Германии, которая смогла сорвать тройственный антигерманский военный союз.