Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:45, лекция
Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на последующее государственно-правовое развитие страны. В 1945 г. в Японии высадились американские войска и был установлен оккупационный режим. Фактическая верховная власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Главные виновники войны были преданы суду Международного трибунала и осуждены. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской армии, упразднения всех других органов военно-террористического подавления, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, закреплявших военно-полицейский режим. Государственный аппарат управления подвергся «чистке», хотя и не полной; были уволены наиболее шовинистически, милитаристски настроенные чиновники.
Новая политическая структура.
Япония вышла из первой мировой войны,
увеличив свои колониальные владения
за счет захвата германских колоний
на Тихом океане. Рост промышленности,
особенно военной, стимулировал усиление
позиций крупных финансово-
В 1937—1939 и 1940—1941 гг. на посту министра-президента был принц Коноэ — сторонник тоталитарного строя, ставленник милитаристов и «дзайбацу». Его правительство, состоявшее из представителей армии и флота, а также крупнейших концернов «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», объявило о создании «новой политической структуры». Всем легальным политическим партиям было «предложено» самораспуститься. Взамен создавалась полуобщественная, полугосударственная организация — Ассоциация помощи трону, низовые ячейки которой охватывали всю страну. Ассоциацию возглавлял министр-президент, а ее основные подразделения возглавляли представители военной и гражданской бюрократии, а также пользующиеся доверием руководители самораспустившихся партий. В состав Ассоциации вошли на правах коллективных членов бывшие партии, различные общества и союзы. Взамен распущенных профсоюзов были созданы «общества служения отечеству», возглавляемые назначаемыми правительством должностными лицами. Формировались и другие подобные им организации. Так, в деревне была введена по существу средневековая система «двенадцати дворов», когда одному из односельчан — самому благонадежному — поручался контроль за умонастроениями, выполнением налоговых обязательств остальных.
С помощью этих организаций в невиданных даже для Японии масштабах устанавливается режим всеобщей полицейской слежки, подавления инакомыслия, усиливается культ императора, пропагандируется шовинизм. В итоге фактически все взрослое население страны было включено в глобальную военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически подготовить население к войне.
Новая экономическая структура.
«Новая политическая структура» была
дополнена «новой экономической
структурой», предусматривавшей
В декабре 1941 г. Япония, которая уже вела агрессивную войну с Китаем, внезапно напала на американскую военно-морскую базу Пирл-Харбор и начала войну с США, а вскоре и с другими государствами — членами антигитлеровской коалиции.
§ 2. Японское государство после второй мировой войны
Демократические преобразования.
Поражение Японии в войне и
ее полная капитуляция оказали решающее
влияние на последующее государственно-
Важные преобразования были
проведены в области социально-
Преобразования в
Были демократизированы
основы трудового и социального
законодательства: устанавливались
право на создание профсоюзов, заключение
ими коллективных договоров, право
на проведение забастовок при наличии
определенных условий, на 8-часовой
рабочий день и т. д. Вводился относительно
демократический порядок
В итоге реализации достаточно
радикальных социально-
Конституция 1947 г. Либерально-демократические
преобразования в области государственного
строя были утверждены новой Конституцией.
Ее главные положения
Устанавливалась либерально-демократическая парламентарная монархия в ее наиболее четкой и последовательной форме.
Сохранение монархии (на чем особенно настаивали большинство парламентариев) предполагало вместе с тем радикальное изменение роли и места императора в государстве. Отныне он рассматривается как «символ государства и единства народа». «Его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть» (ст. 1). Правомочия монарха существенно ограничивались (ст. 4). Вместе с тем в духе английского конституционализма он по представлению парламента назначает премьер-министра; по представлению кабинета министров главного — судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию (официальное опубликование) поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров, созывает парламент, распускает палаты представителей, объявляет всеобщие выборы, подтверждает назначение и отставку министров и других высших должностных лиц, подтверждает всеобщие и частные амнистии, смягчает наказания и выполняет некоторые другие функции.
Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты и приобрести законную силу не иначе как по совету и с одобрения кабинета министров, который несет за них ответственность перед парламентом.
Таким образом, Конституция
отвела императору роль английского
монарха — «царствовать, но не управлять»,
олицетворяя вместе с тем историческую
преемственность в развитии государства,
некую незыблемость его основ. Не
исключено, что правящие круги хотят
видеть в монархии определенный идейно-эмоциональный
фактор воздействия на граждан, особенно
при возникновении
Основным принципам
Законодательная власть вручается
парламенту, состоящему из палаты представителей
и палаты советников (ст. 42). Первая избирается
на 4 года, вторая — на 6 лет с переизбранием
половины советников через каждые 3
года. Предусматривается
Устанавливается следующий порядок принятия законов: проект обсуждается в палатах и после его принятия обеими палатами становится законом (исключение составляют некоторые случаи, предусмотренные Конституцией), принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла иное решение, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством 2/3 голосов присутствовавших депутатов (ст. 59). Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Если палата советников приняла по бюджету решение, отличное от решения палаты представителей, и если соглашение между палатами не достигнуто или палата советников не приняла окончательного решения в течение 30 дней, за исключением времени перерыва в работе парламента, после получения бюджета, принятого палатой представителей, решение палаты представителей становится решением парламента (ст. 60).
Каждая палата имеет право
проводить расследование по вопросам
государственного управления и требовать
при этом явки и показаний свидетелей,
а также представления
Исполнительная власть вручается
кабинету министров, который должен
ее осуществлять в рамках Конституции
и законов, принятых парламентом. Премьер-министра
выдвигает парламент из числа
своих членов, а далее он уже
номинально назначается императором.
Премьер-министр как глава
Судебная власть находится у Верховного суда и судов низшей инстанции. Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным судом. Этот суд как высшая инстанция уполномочивается решать вопрос о конституционности любого закона и нормативного акта.
В Конституцию включена специальная
глава, посвященная «правам и
обязанностям народа», где помимо традиционного
перечня основных прав и свобод,
объявленных «нерушимыми и
Конституция декларировала отказ Японии на «вечные времена» от войны, а также «от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров» (ст. 9). Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать сухопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. Однако вопреки Конституции вскоре после ее принятия под видом «силы самообороны» были созданы современные армия и флот.
Информация о работе Японское государство после второй мировой войны