Ярослав Владимирович Мудрый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:42, реферат

Описание работы

Ярослав Владимирович (Ярослав Мудрый) (ок. 978 — 19 или 20 февраля 1054, Вышгород) — Ростовский князь (987—1010), Новгородский князь (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054).
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы; в крещении получил имя Георгий (или Юрий — более поздняя форма имени Георгий, широко распространённая в древнерусском языке, в XI—XII веках оно имело вид Гюрьги).

Файлы: 1 файл

Ярослав Владимирович Мудрый.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, дата смерти не принимается  всеми исследователями. В. К. Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года.

Похоронен Ярослав в Софийском  соборе в Киеве. Саркофаг Ярослава и  ныне стоит в соборе св. Софии. Его  открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и  проводили не всегда квалифицированные  исследования. Рост князя был 172—175 см. Известно также, что он был хромым: по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения  в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного  суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

Браки, дети и династические связи

Вторая жена — с 1019 Ингегерда (в крещении — Ирина, в иночестве Анна), дочь короля Швеции Олафа Шётконунга. Их дети разъехались по всей Европе:

Сыновья

 

Владимир (1020—1052) — князь новгородский.

Изяслав (1024—1078) — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде.

Святослав (1027—1076) — князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде, дочери графа Леопольда.

Всеволод (1030—1093) — женился на греческой  царевне Ирине Мономах, от брака  с которой родился князь Владимир Мономах.

Вячеслав (1036—1057) — князь смоленский

Игорь (1036—1060) — женился на германской принцессе Кунигунде, графине Орламюнде.

Дочери

Елизавета стала женой норвежского  короля Харальда Сурового

Анастасия стала женой короля Венгрии  Андраша I, сына Владислава Плешивого.

Анна вышла замуж за короля Франции  Генриха I. Во Франции она стала  известна как Анна Русская или  Анна Киевская. В Ярославле Анне установлен памятник.

Святые родственники

 

Будущий православный святой благоверный  князь Ярослав (конунг Ярицлейв) был свояком общехристианского будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого — они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной святой Ингигерд, Олаф на младшей сестре — Астрид.

До того у обеих святых была одна невеста — принцесса Ингигерд Шведская (на Руси благоверная княгиня Ирина), которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава (свадьба состоялась в 1019). Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: «Саге об Олафе Святом», «Пряди об Эймунде» и т. н. «Гнилой коже». В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису (стихотворение) об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. Согласно сагам, Олаф в Новгороде зимой 1029/1030 явил два чуда исцеления: в частности, излечил тяжело больного девятилетнего сына Ярослава и Ингигерд, будущего православного святого Владимира (Вальдемара). После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. стольном граде Ярослава, была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «варяжской».

Малолетний сын будущего святого  Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании.

Также Ярослав Мудрый — брат православных, первых прославленных на Руси святых — князей Бориса и Глеба, отец православного  святого Владимира Ярославича, дед  местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого.

Ярослав похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента, которую его отец Владимир Святой вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор.

Спорная генеалогия

 

Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё  одна дочь по имени Агата, которая  стала женой Эдуарда Изгнанника, наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном  Рогнеды, а также существует гипотеза, что у него была жена — Анна, которая умерла около 1018. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья — «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.

Происхождение жены одного из сыновей  — германской принцессы Оды, дочери Леопольда, — является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов (правителям Северной марки) или к Бабенбергам (правителям Австрии до Габсбургов). Спорным является и то, чьей женой была Ода — Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов.

Историческое значение

Основал Юрьев (ныне Тарту), который  в 1061 году был отвоёван эстами, Ярославль, Юрьев Русский, Ярослав и Новгород-Северский.

При Ярославе Мудром Киев часто сравнивали по красоте с Константинополем. Титмар Мерзебургский считал уже в это время Киев чрезвычайно большим и крепким городом, в котором около 400 церквей и 8 рынков. Другой западный хронист того же века, Адам Бременский, называет Киев соперником Константинополя, «блестящим украшением».

При Ярославе возникли первые русские  монастыри. В 1030 году Ярослав основал  монастыри Святого Георгия: Юрьев  монастырь в Новгороде и Киево-Печерский  монастырь в Киеве; повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября («Юрьев день»). Он издал Церковный устав и «Русскую правду» — свод законов древнерусского феодального права. В 1051 году, собрав епископов, он сам назначил митрополитом Илариона, впервые без участия константинопольского патриарха. Иларион стал первым русским митрополитом. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей священников и старост. При нём появились монеты с надписью «Ярославле серебро». На одной её стороне был изображен Иисус Христос, на другой — Георгий Победоносец, покровитель Ярослава.

Известно, что для поддержания  мира на северных границах Ярослав  ежегодно отправлял варягам по 300 гривен серебра. Причём плата эта  была слишком малой, скорее символической, но она обеспечивала мир с варягами и защиту северных земель. Ярослав  первым издал закон о престолонаследии, согласно которому наследование шло  не от отца к сыну, а от старшего брата  младшему.

М. Д. Приселков трактует один из переводов, что титул Ярослава — император. Иларион называл его «каганом», а в граффити на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о его смерти в 1054 году, Ярослав Мудрый назван кесарем.

Почитание в христианстве

 

Благоверный князь Ярослав Мудрый, почитается христианами сразу после  смерти, впервые как Святой упоминается  у Адама Бременского, который  в «Деяниях первосвященников Гамбургской  церкви», датируемых 1075 годом, Великого князя Ярослава Владимировича называет святым. Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской Православной Церкови, 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 4 марта было внесено в месяцеслов, в честь дня поминовения благоверного князя Ярослава Мудрого.

Украинская православная церковь  Киевского патриархата на Поместном  соборе 2008 года канонизировала князя  как благоверного.

В средневековой литературе

Ярослав — традиционный персонаж литературных произведений агиографического жанра — Житие Бориса и Глеба. Сам факт убиения служит для древних  летописцев излюбленной темой для  отдельных сказаний. Всего «Сказание  о Борисе и Глебе» сохранилось  более чем в 170-и списках, из которых  старейшие и наиболее полные приписываются  преподобному Нестору и черноризцу Иакову.

Там говорится, например, что после  смерти Владимира, власть в Киеве  захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей  великого князя — Бориса, Глеба  и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве — Борису и Глебу. Гонец, посланный от Ярослава, передаёт Глебу весть о смерти отца и убийстве брата Бориса… И вот опечаленный скорбью князь Глеб плывёт по реке в ладье, и её окружают настигшие его враги. Он понял, что это конец и промолвил смиренным голосом: «Раз уже начали, приступивши, свершите то, на что посланы». А сестра Ярослава Предслава предупреждает, что их брат Святополк собирается устранить и его.

В 1834 году профессор Санкт-Петербургского университета Сенковский, переведя на русский язык «Сагу об Эймунде», обнаруживает там, что варяг Эймунд вместе с дружиной был нанят Ярославом Мудрым. В саге рассказывается как конунг Ярислейф (Ярослав) сражается с конунгом Бурислейфом (Борисом), причём в саге Бурислейфа лишают жизни варяги по распоряжению Ярислейфа. Затем некоторые исследователи на основании саги про Эймунда поддержали гипотезу, что смерть Бориса — «дело рук» варягов, присланных Ярославом Мудрым в 1017 году, учитывая то что по летописям Ярослав, и Брячислав, и Мстислав отказались признать Святополка законным князем в Киеве.

 

Лишь два брата — Борис  и Глеб заявили о своей верности новому киевскому князю и обязались  «чтить его как отца своего» и  для Святополка весьма странным было бы убивать своих союзников. До настоящего времени эта гипотеза имеет как  своих сторонников, так и противников.

Также историки, начиная с С. М. Соловьёва предполагают, что повесть о смерти Бориса и Глеба явно вставлена в «Повесть временных лет» позже, иначе летописец не стал бы снова повторять о начале княжения Святополка в Киеве.

Мудрость Ярослава

Древнерусские летописцы поднимают  тему мудрости Ярослава начиная с  «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом  в «Повести временных лет», которая  состояла, по их сказаниям, в том, что  Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве  и Новгороде, то есть посвятил главные  храмы городов Софии — премудрости  божьей, которой посвящён главный  храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

В живописи

Древнейший из портретов киевского  князя был выполнен при его  жизни на известной фреске в соборе святой Софьи. К сожалению, часть  фрески с портретами Ярослава и его  жены Ингегерды утрачена. Сохранилась лишь копия А. ван Вестерфельда, придворного живописца литовского гетмана А. Радзивила, сделанная в 1651 году с ещё целой фрески.

В скульптуре

Известный скульптор и антрополог М. М. Герасимов осуществил реконструкция  лица Ярослава по его черепу. Известно, что скептически к этой реконструкции  относился русский писатель-фантаст  Б. В. Ляпунов.

Скульптурный образ Ярослава был  создан М. О. Микешиным и И. Н. Шредером в памятнике «Тысячелетие России» в 1862 году в Новгороде. Памятники Ярославу Мудрому также установлены в Белой Церкви, Киеве, Харькове и Ярославле.

    

На деньгах

     

В музыке

Кантата «Ярослав Мудрый» Александра Розенблата — вокально-симфонические картина для солистов, хора и оркестра в 11 частях, поэтическое либретто П. Гладилина. Премьера состоялось в 2002 году в Большом зале Московской консерватории. Исполнители: Государственный Академический симфонический оркестр России имени Светланова, хор Академии хорового искусства (художественный руководитель В.Попов) под управлением приглашенного из Киева дирижера В. Кожухаря.

В кинематографе

«Ярослав Мудрый» — советский  кинофильм киностудии имени А. Довженко вышедший в прокат в 1982 году. Фильм о драматической любви Ярослава Мудрого к простой девушке Любаве. Режиссёр: Григорий Кохан. Сценарий: Григорий Кохан, Павло Загребельный. С исторической точки зрения значительная часть сюжета фильма не опирается на достоверные источники, места происходящих событий (например, Новгород и Киев) и хронологический порядок часто изменены в соответствие со сценарием. Но фильм получил приз и диплом жюри «Коллективу за исторический фильм» на Всесоюзном кинофестивале в Таллине в 1982 году.

В июне 2007 года завершился открытый конкурс  Федерального Агентства РФ по культуре и кинематографии на право съёмок фильма о Ярославе Мудром. Право  на съёмки этой картины выиграла компания «Анно Домини», которая специализируется на «продакт плейсменте» (размещении скрытой рекламы разнообразной продукции в фильмах). Выпустить фильм в российский прокат планируется в январе 2010 года.

Цитаты

«Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете  сами и погубите землю отцов своих  и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим…». (Повесть  временных лет под 1054 годом, перевод  Д. С. Лихачёва)

Интересные факты

В 2008 году Ярослав Мудрый занял  первое место в телепроекте «Великие украинцы».

Легендарной стала «Библиотека  Ярослава Мудрого», которую часто  сравнивают с «Библиотекой Ивана  Грозного».

10 сентября 2009 года в Софийском  соборе Национального заповедника  «София Киевская» состоялось  вскрытие саркофага великого  князя Киевского. До этого саркофаг  Ярослава Мудрого вскрывали трижды, в 1936, 1939 и 1964 годах.

Ярослав Мудрый основал следующие  города: Ярославль на Волге и Ярославль  в современной Польше (названы его именем), Юрьев (Гюргев, назван по имени его св. покровителя Георгия Победоносца), Юрьев Русский.


Информация о работе Ярослав Владимирович Мудрый