Языческие верования древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:43, реферат

Описание работы

Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге, его устройстве и украшении, об одежде, утвари и т.п. Славянская мифология – отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.
В детстве все мы верим басням и сказкам и с ними постепенно осознаем мир.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Что такое язычество…………………………………………………….……….......4
2. Мифология славян…………………………………………………………………...6
3. Верования славян………………………………………………………….……........7
4. Образ мира славян………………………………………………………………….11
5. Мать Земля и Отец Небо…………………………………………………………...14
6. Пантеон языческих богов………………………………………………………….16
6.1. Даждьбог Сварожич……………………………………………………….....17
6.2. Перун Сварожи…………………………………………………………….....18
6.3. Огонь Сварожич……………………………………………………………...20
6.4. Род и Рожаницы………………………………………………………………21
6.5. Ярила………………………………………………………………………......23
6.6. Змей Волос……………………………………………………………………25
6.7. Тёмные Боги………………………………………………………………......26
Заключение………………………………………………………………………….....27
Список литературы……………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

история.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Брянский Государственный  Технический Университет

 

Кафедра «Философии, истории, социологии»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

Вариант №5

по дисциплине «История»

По теме: «Языческие верования древних славян»

 

 

 

                                                                     Выполнил студент

                                                                     группы 3-12Эк (2)

                                                                                           Мальцева Галина

                                                                                           Зачетная книжка № 12.0432

                                                                                           Проверил:

                                                                                           Чувилин Л.И.

 

 

 

 

 

Брянск 2012 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Что такое язычество…………………………………………………….……….......4

2. Мифология славян…………………………………………………………………...6

3. Верования славян………………………………………………………….……........7

4. Образ мира славян………………………………………………………………….11

5. Мать  Земля и Отец Небо…………………………………………………………...14

6. Пантеон языческих богов………………………………………………………….16

6.1. Даждьбог  Сварожич……………………………………………………….....17

6.2. Перун Сварожи…………………………………………………………….....18

6.3. Огонь  Сварожич……………………………………………………………...20

6.4. Род  и Рожаницы………………………………………………………………21

6.5. Ярила………………………………………………………………………......23

6.6. Змей  Волос……………………………………………………………………25

6.7. Тёмные  Боги………………………………………………………………......26

Заключение………………………………………………………………………….....27

Список литературы……………………………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мифологические представления  древних славян – настоящий кладезь  мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах,  о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге, его устройстве и украшении, об одежде, утвари и т.п. Славянская мифология – отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.

В детстве все мы верим  басням и сказкам и с ними постепенно осознаем мир. Так и в далеком  детстве человечества – в первобытном  обществе – мифология была основным способом осмысления окружающего природного и человеческого мира. Мифы – рассказы о предках – составляли духовное сокровище племени.

Славянскую мифологию  называют языческой. Что же такое  язычество? Академик Б. А. Рыбаков, написавший множество трудов по этой теме, в  том числе книги ''Язычество древних славян'' и ''Язычество Древней Руси'', считает язычеством тот пласт культурного развития, который накоплен человечеством за многие тысячелетия его существования, т.е. язычество – это не только простая совокупность мифов, преданий и т.п., но и жизнь их в истории славян и всего человечества. Главная идея язычества выросла из самой жизни, а потому оно охватывало мировоззрение и ''жизневоззрение'' людей древнего мира. Кроме того, слово ''язык'' для древних славян означало то же, что ''народ'', ''этнос''. Это хорошо отражает само существо верований : они были этническими (народными)  в противоположность над этническим (мировым) религиям. Язычество - магическая система формирования личности. Язычество - это мифологическое мировоззрение, а не религия. Оно направлено на формирование особого типа мышления с целью самосовершенствования человека и восхождению его до уровня бога-вершителя. Это учение о гармонии человека с природой. Гармонии уже в том, что язычнику вовсе не обязательно записываться заранее в воинство, ему не нужен противник. Свобода выбора не заключается в выборе между добром и злом, а в выборе способов осуществления добра.

 

1. Что такое  язычество.

Язычество - это традиция, это особый образ мышления направленный на совершенствование человека и поднятие его до уровня бога. Язычество эвгемеристично и триалектично. Язычество - это магическая система, тот, кто верит в это - у того она и работает (начиная от "дружбы с домовым"...) Язычество незаметно для других тонко регулирует и перестраивает мышление язычника. Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку религия построена на системе догм, а язычество (скажем из современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб лишь тот, кто раб Чужого Выбора - это монотеистические и моно идеологические концепции. А в язычестве, скажем, выбор меняют на каждом шагу - это и есть Свобода Воли).

Язычество НЕ для государства  и НЕ для общества. Язычество направлено на самосовершенствование каждого  отдельного человека. Язычество наиболее сильно своим магическо - мифологическим воззрением на Мир; это прекрасный Путь для совершенствования Человека, достойная основа для созидания (как минимум) общины единомышленников. Современное язычество, будучи не религией, а скорее Философией, ни на каком уровне нигде и никому не навязывается, никого не "вразумляет", не "упрашивает" и не приглашает настойчиво в свое величественное Здание Мудрости. В язычество нельзя "посвятить" в принудительном порядке или сразу по рождению, к нему надо прийти ТОЛЬКО самостоятельно. Язычество считает, что Люди выделяются из Природы тем же, чем и боги - умением самостоятельно мыслить - без указаний жрецов и без помощи любых "святых книг" (даже языческих). В вопросе так называемого "привлечения граждан к вере Предков" современное язычество считает целесообразным следовать мудрой древней народной поговорке: "лучше меньше, да лучше".

Если монорелигии склонны  призывать граждан "не думать, а  ВЕРИТЬ", то язычество, напротив, призывает "ДУМАТЬ, а не верить", согласно древней народной поговорке - БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ, А СИЛЕН КТО ВЕДАЕТ.

Язычество – это национальная религия. В отличие от великих мировых религий, христианства, ислама и буддизма, не признающих национальных границ, язычество обращено только к славянам, или только к германцам, или только к кельтам и т. д., воспринимая каждый народ как родовую семейную общность и противопоставляя его остальному миру. Славянский языческий мир удивительно поэтичен, пронизан волшебством и верой в то, что вся окружающая нас природа – живая. Наши далекие предки поклонялись стихиям, верили в родство людей с животными и были убеждены, что зверь-прародитель их рода всегда покровительствует своим человеческим потомкам.

Во все времена людей  интересовал вопрос о происхождении  жизни. Мифы о рождении мира, деяниях богов создавали все народы планеты.

Обожествляя окружающий мир, славяне концентрируют все  свои верования вокруг трех главных  явлений в их первобытной жизни: охоты, земледелия и домашнего хозяйства.

Лес, поле и дом – вот три столпа славянского мироздания, вокруг которых и формируется вся языческая славянская мифология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мифология славян.

Мифология славян на Руси во многом, придерживалась основных мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1-го тыс. н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация мифологии славян и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.

Мифология славян включает в себя как сложный комплекс представлений  об рождении и устройстве мира, так  и информацию о древних богах играющих немаловажную роль как в природе, так и жизнедеятельности людей.

Сложилось так, что подлинные  славянские тексты не сохранились: исконная религиозно-мифологическая целостность  язычества была почти окончательно разрушена в период христианолизации славянских народов.

Современное составление  целостной картины мифологических представлений древних славян возможно лишь на основании реконструкция  основных элементов мифологии на базе вторичных письменных и вещественных источников. В частности, один из важных источников сведений по мифологии славян — средневековые исторические хроники написанные иноземными наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами (мифология польских и чешских племён). Ценные сведения содержатся в сочинениях византийских писателей (начиная с Прокопия, VI в.) и географических описаниях средневековых арабских и европейских авторов.

Кроме этого, ценные сведения о мифологии славян исследователи  узнают из христианских поучений против язычества; о «низшей» мифологии (поверьях о различных духах) — из фольклора (сказок, обрядов, заговоров); много сведений получают благодаря археологическим раскопкам мест языческих молений, также найденным захоронениям и кладам женских и мужских украшений с языческой символикой.

 

3. Верования славян.

Прежде чем приступить непосредственно  к описанию языческих верований  Древней Руси, необходимо, на мой  взгляд, дать краткую характеристику общего исторического фона.

Итак, до 988 года на Руси господствовало язычество. Согласно устоявшейся в  исследовательской литературе исторической традиции, язычество свойственно примитивным обществам, еще не вышедшим полностью из-под опеки природы. Представитель такого общества чувствовал себя частью окружающего мира, а не чем-то отдельным. Знаменитое выражение «человек – царь природы» древние люди просто бы не поняли. Противопоставление «я – природа» появляется много позже и означает, что человек начал осмысливать себя как некую инородную часть природного тела.

Первоначальная история славян полна неясностей и темных пятен. Считается, что прародителями славян были венеды, когда-то обитавшие в Придунавье. Позже из этой племенной общности выделились древляне, дреговичи, вятичи и другие славянские племена.

Археологические данные и некоторые  письменные источники (которых очень немного) свидетельствуют, что основным видом хозяйственной деятельности у восточных славян было пашенное земледелие, при котором многократно использовались уже освоенные площади, а их расширение позволяло практиковать двух- и трёхпольную систему севооборота. При таком способе хозяйствования его результат зависел, прежде всего, от погоды. То есть, в конечном счете – от природы.

Земледелие сочеталось с животноводством. Домашние животные давали не только продукты питания, но и рабочей силой для обработки земли, транспортным средством, сырьём для ремесленников. Домашние животные, как и пашня, требовали немалых забот, связанных с их выращиванием, сохранением от болезней и хищников. В результате в обоих случаях требовалось благорасположение высших сил, то есть сил стоящих над человеком.

Совершенствование приёмов и повышение  эффективности хозяйствования являлись и предпосылкой, результатом его  специализации, выделение ремёсел, торговли, а в духовной сфере - организации  религиозно-культовой практики.

Из произведений византийских писателей  можно узнать, что славяне управлялись  не одним человеком, а общим сбором – вече. Они жили семействами. Например, Маврикий Стратег писал: «Любили  они [славяне] более всего свободу  необузданную; одна власть старейшин  управляла общинами; иного господства они не терпели. В обстоятельствах важных, когда неприятель грозил опустошением их стране или сами они задумывали грабить соседей, многие семейства соединялись для совета и решали дело по приговору старейшин. Но и здесь славян всегда отличало неукротимое своевольство: редкое совещание оканчивалось мирно; мечи обыкновенно решали их споры. Вождь, указывавший путь в землю неприятельскую, мог приобрести их доверенность и повиновение только личной храбростью или особенным искусством и редко имел силу обуздать своих товарищей в бою. Они сражались, где и как хотели: каждый славянин всегда бросался прямо в середину врагов, и, несмотря на долговременное искусство, византийские легионы часто обращались в бегство»1.

Таким образом, даже беглый взгляд на состояние древнеславянского общества позволяет увидеть, насколько люди в то время зависели от милостей природы, и понять чувства трепета и даже священного ужаса древнего славянина перед стихиями.

Верования славян испытали большое влияние как тотемизма, так и анимизма. В верованиях древних славян взаимосвязано жили одновременно два равнозначных мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми), также - душами предков. Иной мир воспринимался с одной стороны, как очень далёкий и труднодостижимый (находящийся под землёй или на небе). А с другой стороны, иной мир мыслился как близкий, часто посещаемый человеком, как будто это знакомый лес, болото или горы. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество — прародитель.

В далёкую эпоху, когда  основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители  — дикие животные. Славяне считали  их могущественными божествами, которым  следует поклоняться. У каждого  племени было своё священное животное (тотем). Несколько племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.

Информация о работе Языческие верования древних славян