Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:43, реферат
Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге, его устройстве и украшении, об одежде, утвари и т.п. Славянская мифология – отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.
В детстве все мы верим басням и сказкам и с ними постепенно осознаем мир.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Что такое язычество…………………………………………………….……….......4
2. Мифология славян…………………………………………………………………...6
3. Верования славян………………………………………………………….……........7
4. Образ мира славян………………………………………………………………….11
5. Мать Земля и Отец Небо…………………………………………………………...14
6. Пантеон языческих богов………………………………………………………….16
6.1. Даждьбог Сварожич……………………………………………………….....17
6.2. Перун Сварожи…………………………………………………………….....18
6.3. Огонь Сварожич……………………………………………………………...20
6.4. Род и Рожаницы………………………………………………………………21
6.5. Ярила………………………………………………………………………......23
6.6. Змей Волос……………………………………………………………………25
6.7. Тёмные Боги………………………………………………………………......26
Заключение………………………………………………………………………….....27
Список литературы……………………………………………………………………28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Брянский Государственный Технический Университет
Кафедра «Философии, истории, социологии»
Контрольная работа № 1
Вариант №5
по дисциплине «История»
По теме: «Языческие верования древних славян»
Брянск 2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Что такое язычество……………………………
2. Мифология славян……………………………………
3. Верования славян………………………………………………………….…
4. Образ мира славян………………………………………………………………
6. Пантеон языческих богов………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге, его устройстве и украшении, об одежде, утвари и т.п. Славянская мифология – отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.
В детстве все мы верим басням и сказкам и с ними постепенно осознаем мир. Так и в далеком детстве человечества – в первобытном обществе – мифология была основным способом осмысления окружающего природного и человеческого мира. Мифы – рассказы о предках – составляли духовное сокровище племени.
Славянскую мифологию называют языческой. Что же такое язычество? Академик Б. А. Рыбаков, написавший множество трудов по этой теме, в том числе книги ''Язычество древних славян'' и ''Язычество Древней Руси'', считает язычеством тот пласт культурного развития, который накоплен человечеством за многие тысячелетия его существования, т.е. язычество – это не только простая совокупность мифов, преданий и т.п., но и жизнь их в истории славян и всего человечества. Главная идея язычества выросла из самой жизни, а потому оно охватывало мировоззрение и ''жизневоззрение'' людей древнего мира. Кроме того, слово ''язык'' для древних славян означало то же, что ''народ'', ''этнос''. Это хорошо отражает само существо верований : они были этническими (народными) в противоположность над этническим (мировым) религиям. Язычество - магическая система формирования личности. Язычество - это мифологическое мировоззрение, а не религия. Оно направлено на формирование особого типа мышления с целью самосовершенствования человека и восхождению его до уровня бога-вершителя. Это учение о гармонии человека с природой. Гармонии уже в том, что язычнику вовсе не обязательно записываться заранее в воинство, ему не нужен противник. Свобода выбора не заключается в выборе между добром и злом, а в выборе способов осуществления добра.
1. Что такое язычество.
Язычество - это традиция, это особый образ мышления направленный на совершенствование человека и поднятие его до уровня бога. Язычество эвгемеристично и триалектично. Язычество - это магическая система, тот, кто верит в это - у того она и работает (начиная от "дружбы с домовым"...) Язычество незаметно для других тонко регулирует и перестраивает мышление язычника. Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку религия построена на системе догм, а язычество (скажем из современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб лишь тот, кто раб Чужого Выбора - это монотеистические и моно идеологические концепции. А в язычестве, скажем, выбор меняют на каждом шагу - это и есть Свобода Воли).
Язычество НЕ для государства и НЕ для общества. Язычество направлено на самосовершенствование каждого отдельного человека. Язычество наиболее сильно своим магическо - мифологическим воззрением на Мир; это прекрасный Путь для совершенствования Человека, достойная основа для созидания (как минимум) общины единомышленников. Современное язычество, будучи не религией, а скорее Философией, ни на каком уровне нигде и никому не навязывается, никого не "вразумляет", не "упрашивает" и не приглашает настойчиво в свое величественное Здание Мудрости. В язычество нельзя "посвятить" в принудительном порядке или сразу по рождению, к нему надо прийти ТОЛЬКО самостоятельно. Язычество считает, что Люди выделяются из Природы тем же, чем и боги - умением самостоятельно мыслить - без указаний жрецов и без помощи любых "святых книг" (даже языческих). В вопросе так называемого "привлечения граждан к вере Предков" современное язычество считает целесообразным следовать мудрой древней народной поговорке: "лучше меньше, да лучше".
Если монорелигии склонны призывать граждан "не думать, а ВЕРИТЬ", то язычество, напротив, призывает "ДУМАТЬ, а не верить", согласно древней народной поговорке - БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ, А СИЛЕН КТО ВЕДАЕТ.
Язычество – это национальная религия. В отличие от великих мировых религий, христианства, ислама и буддизма, не признающих национальных границ, язычество обращено только к славянам, или только к германцам, или только к кельтам и т. д., воспринимая каждый народ как родовую семейную общность и противопоставляя его остальному миру. Славянский языческий мир удивительно поэтичен, пронизан волшебством и верой в то, что вся окружающая нас природа – живая. Наши далекие предки поклонялись стихиям, верили в родство людей с животными и были убеждены, что зверь-прародитель их рода всегда покровительствует своим человеческим потомкам.
Во все времена людей интересовал вопрос о происхождении жизни. Мифы о рождении мира, деяниях богов создавали все народы планеты.
Обожествляя окружающий мир, славяне концентрируют все свои верования вокруг трех главных явлений в их первобытной жизни: охоты, земледелия и домашнего хозяйства.
Лес, поле и дом – вот три столпа славянского мироздания, вокруг которых и формируется вся языческая славянская мифология.
2. Мифология славян.
Мифология славян на Руси во многом, придерживалась основных мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1-го тыс. н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация мифологии славян и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии.
Мифология славян включает в себя как сложный комплекс представлений об рождении и устройстве мира, так и информацию о древних богах играющих немаловажную роль как в природе, так и жизнедеятельности людей.
Сложилось так, что подлинные славянские тексты не сохранились: исконная религиозно-мифологическая целостность язычества была почти окончательно разрушена в период христианолизации славянских народов.
Современное составление
целостной картины
Кроме этого, ценные сведения о мифологии славян исследователи узнают из христианских поучений против язычества; о «низшей» мифологии (поверьях о различных духах) — из фольклора (сказок, обрядов, заговоров); много сведений получают благодаря археологическим раскопкам мест языческих молений, также найденным захоронениям и кладам женских и мужских украшений с языческой символикой.
3. Верования славян.
Прежде чем приступить непосредственно к описанию языческих верований Древней Руси, необходимо, на мой взгляд, дать краткую характеристику общего исторического фона.
Итак, до 988 года на Руси господствовало язычество. Согласно устоявшейся в исследовательской литературе исторической традиции, язычество свойственно примитивным обществам, еще не вышедшим полностью из-под опеки природы. Представитель такого общества чувствовал себя частью окружающего мира, а не чем-то отдельным. Знаменитое выражение «человек – царь природы» древние люди просто бы не поняли. Противопоставление «я – природа» появляется много позже и означает, что человек начал осмысливать себя как некую инородную часть природного тела.
Первоначальная история славян полна неясностей и темных пятен. Считается, что прародителями славян были венеды, когда-то обитавшие в Придунавье. Позже из этой племенной общности выделились древляне, дреговичи, вятичи и другие славянские племена.
Археологические данные и некоторые письменные источники (которых очень немного) свидетельствуют, что основным видом хозяйственной деятельности у восточных славян было пашенное земледелие, при котором многократно использовались уже освоенные площади, а их расширение позволяло практиковать двух- и трёхпольную систему севооборота. При таком способе хозяйствования его результат зависел, прежде всего, от погоды. То есть, в конечном счете – от природы.
Земледелие сочеталось с животноводством. Домашние животные давали не только продукты питания, но и рабочей силой для обработки земли, транспортным средством, сырьём для ремесленников. Домашние животные, как и пашня, требовали немалых забот, связанных с их выращиванием, сохранением от болезней и хищников. В результате в обоих случаях требовалось благорасположение высших сил, то есть сил стоящих над человеком.
Совершенствование приёмов и повышение эффективности хозяйствования являлись и предпосылкой, результатом его специализации, выделение ремёсел, торговли, а в духовной сфере - организации религиозно-культовой практики.
Из произведений византийских писателей можно узнать, что славяне управлялись не одним человеком, а общим сбором – вече. Они жили семействами. Например, Маврикий Стратег писал: «Любили они [славяне] более всего свободу необузданную; одна власть старейшин управляла общинами; иного господства они не терпели. В обстоятельствах важных, когда неприятель грозил опустошением их стране или сами они задумывали грабить соседей, многие семейства соединялись для совета и решали дело по приговору старейшин. Но и здесь славян всегда отличало неукротимое своевольство: редкое совещание оканчивалось мирно; мечи обыкновенно решали их споры. Вождь, указывавший путь в землю неприятельскую, мог приобрести их доверенность и повиновение только личной храбростью или особенным искусством и редко имел силу обуздать своих товарищей в бою. Они сражались, где и как хотели: каждый славянин всегда бросался прямо в середину врагов, и, несмотря на долговременное искусство, византийские легионы часто обращались в бегство»1.
Таким образом, даже беглый взгляд на состояние древнеславянского общества позволяет увидеть, насколько люди в то время зависели от милостей природы, и понять чувства трепета и даже священного ужаса древнего славянина перед стихиями.
Верования славян испытали большое влияние как тотемизма, так и анимизма. В верованиях древних славян взаимосвязано жили одновременно два равнозначных мира — реальный, человеческий мир и иной мир, населённый божествами (добрыми и злыми), также - душами предков. Иной мир воспринимался с одной стороны, как очень далёкий и труднодостижимый (находящийся под землёй или на небе). А с другой стороны, иной мир мыслился как близкий, часто посещаемый человеком, как будто это знакомый лес, болото или горы. Хозяином иного мира у древних славян являлось божество — прародитель.
В далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, они верили, что их прародители — дикие животные. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было своё священное животное (тотем). Несколько племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Согласно традиции, во время зимнего солнцестояния все мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Это означало общение со звериными предками, у которых обычно просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру.