Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:31, реферат
Язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси к 9 веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархией божеств и имело на данный момент огромное влияние на культуру и быт древних славян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
Этнографические исследования показывают поразительную живучесть многих представлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство. После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками.
1. Введение ........................................................... 2
2. Древнейшие цивилизации на территории Руси ............ 3-4
3. Происхождение славян ........................................ 5-6
4. Славяно-Русское язычество .................................... 6-12
а) Классификация и общие сведения ...... ....... 6-7
б) Мир в представлениях древних славян......... 7-8
в) Обряд погребения................................. 9
г) Волхвы............................................... 9-10
д) Пантеон языческих богов.......................... 10-11
е) Влияние язычества на культуру и быт Восточных Славян.............11-12
5. Вывод ............................................................... 13
6.Литература……………………………………14
ВЫВОД.
Из всего этого мы можем сделать
вывод об общем положении религии у славян
на данный промежуток времени до момента
принятия христианства, а также о ее роли
и влиянии впоследствии.
1. Жрецы еще не выделились в
особое, обособленное по своим функциям,
месту проживания и отличительным признакам
сословие.
2. Место жертвоприношения и
поклонения богам, славянское "капище",
не превратилось в храм даже тогда, когда
на этом месте стали ставить изображения
богов, языческие "идолы".
3. Славянская религия не успела
еще выработать строгих форм культа, не
стала учением, а значит, не могла выполнять
свою функцию по объединению людей разных
племен под управлением централизованной
власти, в чем так нуждались восточные
славяне в X - XII веках.
4. Богов не отделили еще от явлений
природы, они продолжали сливаться со
стихиями и во время появления христианства.
Но, несмотря на столь ранее,
по отношению к ''молодой'' неустоявшейся
языческой религии, принятие более канонической
христианской, с ее догмами и упорядоченностью,
язычество так и не удалось искоренить
из умов и души народа.
Смешав новую веру со старой,
народное сознание частью слило своих
богов с христианскими святыми, частью
низвело их в положение "бесов". Но
даже такое смешение языческих понятий
с христианскими не заставило славян забыть
первоначальное значение своих богов.
Перун, превратившийся в святого Илью,
разъезжающего по небу в своей колеснице,
не перестал быть богом-громовником. До
сих пор сохранился обычай языческого
празднования святок, получивший у славян
греко-римское название "коляды"
(calendae, т.е. первый день месяца). До сих пор
сжигают чучело Марены, красят яйца весной,
хотя сам первоначальный смысл утрачен.
Список литературы.
1. Хрестоматия по истории России:
В 4-х тт. - Т.1. С древнейших времен до XVII
века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е.
Уколова. - М.: МИРОС - Междунар. отношения,
1994
2. Рыбаков Б.А. Мир истории. М.,
1984.
3. Карамзин Н.М. История государства
Российского/Примеч. А.М. Кузнецова - Калуга:
Золотая аллея, 1994.
4. Седова М.В. Восточные славяне
в 6-13 вв. М., 1982.