Язычество в древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:05, реферат

Описание работы

Природа, великая и неповторимая, ласковая и непредсказуемая, была главным божеством славян. Все в ней было священным для них – молнии, гром, дождь, затмение солнца, землетрясения и засухи. Религиозный мир славян, фантастический и поэтичный, отражал все стороны окружающего мира. Религия с множеством божеств, главных и второстепенных называется многобожием, или политеизмом (от греческих слов «поли» — «много» и «теос» — «бог»). Позже на Руси ее назвали язычеством (от старославянского слова «языци» — «народы, еще не принявшие христианства»). В отличии от язычества более поздние религии — христианство ; и мусульманство — основывались на вере в единого Бога. Они называются монотеистическими (от греческого слова «монос» — «один»).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……3
Высшие божества славян…………………………………………….….….3
Низшие боги………………………………………………..……………….8
Обряды, предания, праздники……………………………………………..10
Волхвы и кудесники…………………………………………………...13
Заключение………………………………………………………….…14
Список используемой литературы……………………….……………...12

Файлы: 1 файл

Язычество в древней Руси.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

У передней пары на руках стояла красивая ловкая девочка в венке из колосьев. Она шагала от пары к паре (по скрещенным рукам тех, кто подошел с последнего ряда).

У несжатой полосы девочка спрыгивала с рук и  набирала колосьев, сколько помещалось в ее руки.

После чего ее снова  ставили на руки и тем же способом несли в деревню.

Когда ее опускали на землю, она бросала колосья, и  каждый старался ухватить хотя бы один, ибо считалось, что он наделен  магической силой.

Зерна из такого колоса добавляли:

© в еду больным, чтобы выздоровели;

© в зерно, которым  осыпали новобрачных, — на счастье:

© к зерну, которым  шедрова- ли (с припевками «Сею, вею, по- севаю»), и в посевное зерно  — для повышения будущего урожая.

С этого дня  начинались осенние хороводы. А также с этого дня наступало молодое бабье лето и продолжалось до 10 сентября (до Ивана Постного).

 

28 августа. Начало помочей — работ в пользу вдов и сирот. Народ говорил: «На вдовий двор хоть щепку брось». На таких сходках косили сено, сжинали хлеб, удобряли поля, рубили дрова, молотили снопы, то есть выполняли работы, требующие мужской силы. Эти традиции уходят корнями в родоплемен- ные отношения, когда благополучие рода напрямую зависело от благополучия каждого его члена. С течением времени этот постулат не утратил своего значения, но, к сожалению, люди о нем забыли

Сложными религиозными обрядами обставлялись рождения, свадьбы  и похороны. Известен похоронные обычай славян. Тело умершего помещали в лады, и сжигали ее на костре. Это означало, что человек уплывает в подземное царство. Затем прах опускали в могилу — вместе с одной из жен (у славян-язычников существовало многоженство), в могилу опускали, если это были похороны воина, останки боевого коня оружие, украшения. Над могилой насыпали высок курган и совершали языческую тризну: родственники и соратники поминали умершего, здесь же проходили военные состязания.²6

 

Волхвы и кудесники.

²В славянском обществе имела категория людей, которые, как полагали славяне умели напрямую общаться с богами. Это были волхвы, кудесники — «любимцы богов», как назвал А. С. Пушкин в «Песни о вещем Олеге». Они исполняли различные обряды, проводили религиозные церемонии в так называемых капищах, где стояли идо: или кумиры, — скульптурные изображения славянских богов. Наряду с вождями, а позднее князья волхвы руководили жизнью и племен, и союзов племен, и молодого государства.

Прежде чем  выступить в поход, князь и  дружина приходили к волхвам, и те пророчествовали, толковали знамения, приносили жертвы богам, чтобы они даровали успех.

Постоянное  общение с природой, наблюдение за ее явлениями привели к тому, что волхвы оказались весьма сведущими и проницательными людьми. Они объясняли соплеменникам природные явления, лечили людей травами и кореньями. Все были подвластно духовной мощи волхвов.²7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Языческие обряды, поверья  и приметы не исчезли со сменой веры. Они присутствуют в нашей  жизни. Многие праздники берут начало именно в языческой культуре. Некоторые  пословицы и поговорки так  же пришли к нам из язычества. Эта религия стоит того, чтобы о ней помнили и знали. Просто ей не осталось место в таком просвещенном обществе, ведь теперь мы точно знаем, что гром и молнии, рассветы и закаты - это не божественные явления, а просто природные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. А. Кузьмин «Падение Перуна. Становление христианства»

2. Научно-методическая  газета «История» 2010г. выпуск №4.

3. Н.И. Павленко «История России с Древнейших времен до 1861 г.»

4. Официальный сайт славянской культуры www.claviane.ua.ru

5. Журнал «Читаем, учимся» 2008 г. выпуск №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1Н.И. Павленко «История России с Древнейших времен до 1861 г.» стр. 13

2 А. Кузьмин «Падение Перуна. Становление христианства» стр. 7

3 Официальный сайт славянской  культуры www.claviane.ua.ru

4 Н.И. Павленко «История России с Древнейших времен до 1861 г.» стр. 24

5 Н. Дорожкина «Низшие боги славян» Научно-методическая газета «История» 2010 г. выпуск №4 стр. 32.

6 Е.Г.Тарасова «Прарусская культура». Журнал «Читаем, учимся» 2008 г. выпуск №4 стр. 24-28

7 Н.И. Павленко «История России с Древнейших времен до 1861 г.» стр. 28-29


Информация о работе Язычество в древней Руси