Язычество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 21:41, реферат

Описание работы

Язычество – общее условное название наиболее древних форм религии, присущих родовому строю и рабовладельческим государствам, характеризующихся в отличие от позднейших религий (христианства, буддизма, ислама) своим многообразием

Файлы: 1 файл

Язычество.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Язычество –  общее условное название наиболее древних  форм религии, присущих родовому строю  и рабовладельческим государствам, характеризующихся в отличие  от позднейших религий (христианства, буддизма, ислама) своим многообразием. Язычество в различных формах появилось потому, что люди не умели объяснить явления природы и поэтому обожествляли их и поклонялись им. У восточных славян с формированием Древнерусского государства в XVI-XX вв. язычество развивалось в довольно сложную систему религиозных представлений.

Термин «язычество» появился в древнерусском языке уже  после принятия христианства для обозначения всех дохристианских и нехристианских культов и использовался православными проповедниками. Другими словами, термин «язычество» является условным и обозначает не какие-либо конкретные верования, а любую традиционную народную религию. В современной научной литературе чаще используется термин «политеизм» (от греч. polys — многочисленный, и theos — бог; т. е. многобожие, вера во многих богов).

В славянском язычестве отражался и выражался весь жизненный путь крестьянина-общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьбы, похороны и т. д. Языческие божества напрямую связаны с природными объектами, которые находились в сфере жизненной и производительной деятельности славян — землёй, лесом, водой, нёбом, солнцем, животными, растениями, камнями и т. д. Объектом поклонения становились производящие силы природы, все то, что непосредственно влияет на урожай — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т. д. Главным объектом поклонения у славян была земля. Земля в славянском язычестве — это производящая сила природы («кормилица») и родоначальница, мать всего живого («Мать-сыра земля»).

Поскольку славянские племена  жили на огромной территории от Днепра до Дуная, от Балтийского до Чёрного морей, у них были разные боги.

Прибалтийские славяне, жившие в древности на территории Северной Германии, считали главным богом  Свентовита. Свснтовит — это «бог богов», исполнявший функции и  главного бога, и бога войны. Главный храм Свентовита находился в городе Аркона на острове Рюген-Руйен. Посреди города располагалась открытая площадь, на которой возвышался деревянный храм, окружённый двойной оградой. Наружные стены храма украшали барельефы в виде фигур различных богов. Внутри храма помещался — большой, выше человеческого роста идол - идол бога Свентовита, четыре головы Свентовита смотрели в разные стороны света.

Славяне, жившие на территории современной Польши, главным богом  почитали Триглава. Недалеко от современного города Щецин, на главном из трёх священных холмов стоял его трёхглавый идол. Глаза идола закрывались золотой повязкой. Символом Триглава был вороной конь.

Восточные славяне почитали Сварога — бога огня, отца солнца; Дажь-бога — божество солнечного света, подателя благ, которого иногда называли сыном Сварога; Стрибога — предположительно, бога ветров; Мокошь — «мать урожая», богиню земли; Волоса (Велеса) — доброжелательного бога земли, скота и богатства. Почитался также Перун — бог грозы и грома, покровитель воинской дружины и князя. Символом Перуна был дуб. До сих пор археологи находят остатки огромных дубов, которым наши предки поклонялись как Перуну.

 

Мир в представлении древних славян.

Мир тогдашних  язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.          

  У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть, архаичнее и локальнее — где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек, ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это — отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это — реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название "Русского моря". До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать "скорою ездою", как говаривали в 16 в., всего лишь за три дня.         

 Для язычников был  очень важен аграрный аспект  земли: земля - почва, рождающая  урожай, "Мать - сыра - земля", почва,  насыщенная влагой, питающей корни  растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.

Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно движущихся по небу звёзд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.          

 Небо, в прямой  зависимости от системы хозяйства,  по-разному воспринималось первобытными людьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи ("тучные", содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана ("росы") привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землёй, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, "утучнить" её и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.         

 Солнце тоже было  ценимо земледельцами, как источник  света и тепла и условие  произрастания всего в природе, но здесь был исключён элемент случайности, элемент капризов божественной воли — солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырёх солнечных фазах и подчинён 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.         

 В представлениях славян-язычников  о подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдалённейшей эпохи, когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и озерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклор ещё не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.            

 Важной частью представлений  о подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывёт ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днём солнце по небу над землёй влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей.

Боги  и обряды.


Информация о работе Язычество