Закон Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:35, контрольная работа

Описание работы

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.

Файлы: 1 файл

контр.раб. законы ману.docx

— 22.16 Кб (Скачать файл)

НОУ СПО

       Северо-Кавказский техникум "Знание"

 

 

 

 

             РЕФЕРАТ

                           По предмету:

              История государства и права

 

                           На тему:

                     Законы Ману

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнил:

                                                                              ст. группы 1-ОП

                                                                              Боярко А.В.

 

                                                                              Проверил:

                                                                              Вяткин В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       Краснодар

                                                           2006

                         Предисловие

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Этот сборник пользовался большим  авторитетом у индийцев в древности  и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.

В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры - основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.

Из дхармасутр выросли дхармашастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения, а для лучшего запоминания написанные стихами. "Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления "Законов Ману" многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение - без них многие стихи "Законов Ману" оказались бы совершенно непонятными.

Всего в "Законах Ману" двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют  непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

 

                   "Законы Ману" - общая характеристика

На первом плане в "Законах  Ману" - сословно-варновое деление общества, прослеживается определенная логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, нет различия между правовыми и религиозными нормами. "Законы Ману" - направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества.

Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

 

                   Публичное право по "Законам  Ману"

Уже есть определение государства  и органов государства. Принцип  монархии - государство тождественно личности царя (истоки в сотворении мира: государство естественно так  же, как мир; ст.7 гл.3 - создатель дал  людям царя).

При царе находилось 7-8 человек, в основном - брахманы, которых назначал царь. Ритуал управления страной:

    1. выслушать советников по одиночке,
    2. выслушать всех вместе,
    3. единолично принять решение.

Административное деление - на военной основе.

Только царь имел право  налагать налоги, брахманы налогов  не платили. Подоходный налог - 1/5 - 1/6; 1 день в месяц - общественные работы.

Все земельные ископаемые - собственность царя.

Обязанности царя: защита подданных, забота об их благосостоянии.

 

 

 

 

    Варны  и остальные группы населения  Индии по законам Ману

В основе социального деления  Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Основным критерием, лежавшим в основе кастовой системы, было знание вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие - в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, их совершеннолетие - с 24 лет.

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить  первые 30 лет жизни изучению вед, затем 5 лет служению гуру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить  самому себе.

Согласно ведам, основными  занятиями брахмана были:

    • молиться
    • изучать веды
    • получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшя и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить, что юридическое положение шудры  правом не регулировалось, тогда как  юридическое положение раба вполне четко определено. Раб, как и в  Римском Праве - вещь, говорящее орудие.

 

              Суд, его органы и процесс  по законам Ману

Отделения суда от администрации  не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами.  Консультанты - 3 брахмана. Если 3 не могли решить дело, то любой мог дать совет, основываясь  на лучшем знании вед. В отсутствие царя - суд 3 брахманов: 1-й брахман - спец по rgveda (логик), 2-й брахман - спец по yarveda (этимологист), 3-й брахман - спец по sharmaveda (спец по ритуалу). Царское решение можно было оспорить на основе более совершенного знания вед, а решение брахманов - нет (гл.12,ст.113.). Дела рассматривались, следуя порядку варн.

Четкого различия между гражданским  и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными  лицами. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в  том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.

Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд  в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой не могли быть свидетелями, также в качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, относительно “дважды рожденных” - только “дважды рожденные”. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.

При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п. 

 

                  Обязательственное право по законам  Ману

В Законах Ману рассматриваются  и обязательственные отношения, в основном говорится об обязательствах договоров. Рассматриваются следующие  виды договоров:

    • договор займа;
    • договор найма рабочей силы;
    • договор аренды земли;
    • договор купли-продажи;
    • договор дарения,
    • перевозка.

 А также общие положения  о договоре:

    • договор - недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст. 163). Недействительны договоры, заключенные рабами, но если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться (ст. 162).
    • Предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия - недействительно.

Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8,ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (предоставлялась отсрочка).

Наиболее подробно описывается  договор займа. Закон устанавливает  нерушимость и преемственность  долговых обязательств. Если должник  не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось  получение долга с помощью  силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти  на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных  наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения  в общину процесса имущественной  дифференциации - землю были вынуждены  арендовать разорившиеся общинники, которые  лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться  в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются  также обязательства из-за причинения вреда. В качестве основания для  возникновения такого обязательства  указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки  по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю…

 

Чтобы прочесть работу целиком, перейдите к началу и скачайте её.


Информация о работе Закон Ману