Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:35, контрольная работа
"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался большим авторитетом у индийцев в древности и в средние века. Традиция, нашедшая отражение и в самом памятнике, приписывает его составление мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле этот сборник не такой уж древний.
НОУ СПО
Северо-Кавказский техникум "Знание"
РЕФЕРАТ
По предмету:
История государства и права
На тему:
Законы Ману
Предисловие
"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
Этот сборник пользовался
В VI-V вв. до н.э. в Индии, в долине Ганга, возникали крупные рабовладельческие государства. Новые государства выходили за племенные рамки не только территориально: приспособлялись к новым условиям родоплеменные институты, происходили изменения в идеологии и т. д. Обычное право и устные традиции уже не могли удовлетворять потребности государства. Возникли дхармасутры - основанные на "священном откровении" (на Веде) сборники фиксированных письменных правовых норм. Составлялись дхармасутры не органами государственного управления, а богословскими школами; они были сборниками не действующего законодательства, а поучений и рекомендаций к применению обычных правовых норм. Изложение отличалось бессистемностью, дхармасутры не столько излагали, сколько напоминали основные положения, которые читателю должны были быть и так известны.
Из дхармасутр выросли дхармашастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения, а для лучшего запоминания написанные стихами. "Законы Ману" в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. То обстоятельство, что комментаторов отделяли от времени составления "Законов Ману" многие века, что они жили в эпоху с иными общественными условиями и воззрениями, не могло не наложить отпечатка на их творчество; и не удивительно, что при толковании отдельных стихов сборника (особенно в религиозно-философских разделах) мнения комментаторов редко бывают единодушными. И все же работы средневековых индийских комментаторов (особенно Медхатитхи и Куллюкабхатты) имеют огромное значение - без них многие стихи "Законов Ману" оказались бы совершенно непонятными.
Всего в "Законах Ману" двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.
"Законы Ману" - общая характеристика
На первом плане в "Законах Ману" - сословно-варновое деление общества, прослеживается определенная логика изложения материала, но нет выделения отдельных отраслей права, нет различия между правовыми и религиозными нормами. "Законы Ману" - направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества.
Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
Публичное право по "Законам Ману"
Уже есть определение государства и органов государства. Принцип монархии - государство тождественно личности царя (истоки в сотворении мира: государство естественно так же, как мир; ст.7 гл.3 - создатель дал людям царя).
При царе находилось 7-8 человек, в основном - брахманы, которых назначал царь. Ритуал управления страной:
Административное деление - на военной основе.
Только царь имел право налагать налоги, брахманы налогов не платили. Подоходный налог - 1/5 - 1/6; 1 день в месяц - общественные работы.
Все земельные ископаемые - собственность царя.
Обязанности царя: защита подданных, забота об их благосостоянии.
Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману
В основе социального деления Древней Индии лежала varnasrama - кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.
Основным критерием, лежавшим в основе кастовой системы, было знание вед.
Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие - в 16 лет.
Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие - с 22 лет.
Вайшия изучали веды с 12 лет, их совершеннолетие - с 24 лет.
Вторым критерием
Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению вед, затем 5 лет служению гуру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.
Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:
Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж - брахман, жена - вайшя и т. д. Всего таких групп было 24.
Также необходимо заметить,
что юридическое положение
Суд, его органы и процесс по законам Ману
Отделения суда от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами. Консультанты - 3 брахмана. Если 3 не могли решить дело, то любой мог дать совет, основываясь на лучшем знании вед. В отсутствие царя - суд 3 брахманов: 1-й брахман - спец по rgveda (логик), 2-й брахман - спец по yarveda (этимологист), 3-й брахман - спец по sharmaveda (спец по ритуалу). Царское решение можно было оспорить на основе более совершенного знания вед, а решение брахманов - нет (гл.12,ст.113.). Дела рассматривались, следуя порядку варн.
Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Для рассмотрения исков Законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.
Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой не могли быть свидетелями, также в качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица. Женщины могли свидетельствовать только против женщин, относительно “дважды рожденных” - только “дважды рожденные”. Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне.
При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и т. п.
Обязательственное право по
В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения, в основном говорится об обязательствах договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:
А также общие положения о договоре:
Если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8,ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (предоставлялась отсрочка).
Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.
Договор аренды земли получил развитие
в Древней Индии ввиду
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также обязательства из-за причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю…
Чтобы прочесть работу целиком, перейдите к началу и скачайте её.