Законы двенадцати таблиц. Развитие санитарного дела в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Законы XII таблиц – это древнейший памятник римского
цивильного права. Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей,
они явились олицетворением важного этапа в борьбе между патрициями и плебеями в
Древнем Риме. К сожалению, подлинник их не сохранился, и материалом для
реконструкции этого древнейшего кодекса, предпринятой в XIX веке, стали
фрагменты, приведенные в сочинениях древних римских и греческих авторов
буквально или в пересказе.

Файлы: 1 файл

Referat_po_istorii_medetsine.docx

— 362.81 Кб (Скачать файл)

          

 

 

                                                                

 

                                                           

 

 

 

Реферат на тему: «Законы  двенадцати таблиц. Развитие санитарного  дела в Древнем Риме».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Введение.

 

 Законы XII таблиц – это древнейший памятник римского

цивильного  права. Создав реальную защиту против произвола патрицианских судей,

они явились  олицетворением важного этапа в  борьбе между патрициями и плебеями в

Древнем Риме. К сожалению, подлинник их не сохранился, и материалом для

реконструкции этого древнейшего кодекса, предпринятой в XIX веке, стали

фрагменты, приведенные в сочинениях древних  римских и греческих авторов

буквально или в пересказе. Законы XII таблиц были выработаны комиссией

12 (децемвиров) в середине V века до н. э. (451 – 450 гг.). Свое название они

получили  оттого, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах,

выставленных  для всеобщего обозрения на главной  площади Рима, его политическом

центре  – Форуме.Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за «перст божий».

Законы  таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали

нормы, относящиеся  к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе

не касались государственного права. Начиная с IV—III вв. до н. э. законы Таблиц

стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами,

отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних

архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям,

вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и

пр.Данный же реферат посвящается анализу  основных правовых институтов римского

права по Законам XII таблиц.

    


 

 
                                                 

 

Общая характеристика Законов  
XII 
таблиц 
 
Начало республиканского периода ознаменовалось событием, для всего дальнейшего римского праворазвития чрезвычайно важным - именно, составлением и изданием кодекса, известного под названием законов XII таблиц. 
Свое название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади. Никто поэтому не мог "отговариваться незнанием закона". По некоторым сведениям, от всякого вступающего в ряды граждан юноши требовалось знание законов наизусть. Считалось, что без этого нельзя выполнять обязанности гражданина, в особенности судейские. 
Законы XII таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями. 
Законы XII Таблиц стали первым законченным сводом писаных норм, а также исторической основой для последующего развития права в Риме – в этом их особое значение в истории римского права. Еще спустя несколько веков римский историк Тит Ливии отмечал, что и в его время эти законы почитали за «источник всего публичного и частного права». 
Законы XII Таблиц не сохранились. Текст их реконструирован с достаточной достоверностью по произведениям римских юристов и литераторов позднейшего времени, главным образом по комментариям популярного толкователя права Гая (II в.). Как распределялись по отдельным таблицам древние нормы и правила, также известно приблизительно и в основном по традиции. Предположительно, что каждая таблица была посвящена одному из наиболее важных предметов правового регулирования с позиций своего времени. Законами устанавливались не только чисто судопроизводственные правила, но и общие требования жизни в городской общине, в том числе касавшиеся соблюдения принятого порядка, предписаний морали. В этом отношении XII Таблиц многое позаимствовали из священных законов предыдущего времени. 
По содержанию Таблицы распределяются следующим образом: о вызове в суд, о завершении судебных дел, об ответственности должника, о семейных и наследственных делах, о приобретении вещей, о пользовании земельным участком, о наказаниях за ущерб, об общественных делах, о порядке при похоронах. ХI-ХII таблицы условно объединяют те правила, которые трудно отнести к определенному разделу, касаются они в основном общегородских дел и отношений между сословными группами населения древней общины. 
В законах были очевидны заимствования из греческого права. К числу таких,  можно отнести предписания об ущербе, нанесенном животными, о праве убить ночного вора. Сходство с законами Солона обнаруживают и запреты на излишне пышные похороны, на обряды причитаний и др. 
Античные авторы придают огромное значение созданию в середине V в. до н.э. законов XII таблиц. В современной историографии многие законы этого кодекса считаются нововведением, ставшим результатом полувековой борьбы плебса. В то же время совершенно очевидно, что новые законы не возникают на пустом месте и обычно опираются как на прежние правовые акты, так и на отраженные в праве социальные явления, ставшие обычаем. Поэтому многие исследователи справедливо полагают, что создание законов XII таблиц – это прежде всего фиксация уже действующего права. Так, появление многих известных законов, содержащихся в XII таблицах, традиция относит еще к периоду первых царей. Примечателен тот факт, что Цицерон, признанный знатоком древнейшего права, при обсуждении различных юридических казусов иногда ссылается одновременно и на древние священные законы, и на нормы XII таблиц. Священные законы значительно древнее децемвирального права, следовательно, упомянутые Цицероном нормы были зафиксированы в XII таблицах уже вторично. Законы о hostes , регламентировавшие правовые и коммерческие отношения Рима с соседними латинскими общинами, также повторяются и в тексте Латинского договора 493 г., и в законах XII таблиц.

Основополагающие характеристики римского права по Законам XII таблиц.

2.1 Право собственности

Важной чертой римского права  собственности было под подразделение вещей на два типа – res mancipi и res nec mancipi. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля в Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, т.е. объекты традиционно общинной собственности. Ко второму типу относились все прочие вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано.Для отчуждения вещей первой категории-продажи, мены, дарения и пр. - требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "manus" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов..." (то есть потомков обожествленного Ромула-Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег без манципации было еще недостаточно, как видим, для возникновения права собственности.Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты-асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть без формальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.Старый раб, как и старая лошадь, требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий этот реферат бесстыдно скачан из всемирной глобальной сети и этот идиот даже не удосужился его прочитать, прежде чем сдать вам и я надеюсь вы расправитесь с ним по всей строгости, и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!Уже в древнейший период складывается порядок, в соответствии с которым, право собственности на вещь могло возникнуть вследствие длительного владения вещью. (VI,3: Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, в отношении всех других вещей – в один год.1).Особым видом вещного права, зафиксированным в Законах XII таблиц являются сервитуты, нормы права, ограничивающие права собственников на принадлежащее им имущество, а также наделяющее субъекта рядом прав на имущество ему не принадлежащее.

В Законах XII таблиц собственнику прямо предписывалось:

  • Оставлять незастроенное место вокруг здания (VII.1.);
  • Отступать от границ участка на определенное расстояние (VII.2.);
  • Обрезать деревья на высоте 15 футов, дабы не причинять вред соседнему участку (VII. 9а);

Помимо этого предоставлялось  право прохода по чужой земле  «Пусть (собственники придорожных участков) огораживают дорогу, если они не мостят её камнем, пусть едет на вьючном  животном, где пожелает»1. Собственники участков имели право при определенных обстоятельствах пользоваться продуктами приносимыми чужой собственностью: «VII.9б. Законом XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка»2, а также обращаться с иском к владельцу собственности, наносящей ущерб «VII.10. Если дерево с соседнего участка склонилось ветром на твой участок, ты на основании Закона XII таблиц можешь предъявить иск об уборке его».

                                      2.2 Обязательственное право

2.2.1 Обязательства из договоров.

В условиях неразвитости товарно-денежных отношений (появление собственно монет  в Древнем Риме относят к середине V в. до н.э.) такая форма фиксации обязательств как договор (контракт) использовалась крайне редко и отличалась ярко выраженным формализмом. При одностороннем  характере древнейших договоров (право  требования принадлежало только одной  стороне, а обязательства возлагались  на другую сторону) именно внешняя формальная сторона определяла характер контракта.

Наиболее ярко раннерабовладельческое право отражалось в договорах  самозаклада (nexum), при этом Законы XII таблиц не разделяют сделки самозаклада  и отчуждения вещи, регулируя и  те и другие общей статьей Законов  «VI.1. Если кто заключает сделку самозаклада  или отчуждения вещи (в присутствии 5 свидетелей и весовщика), то пусть  слова, которые произносятся при  этом, почитаются ненарушимыми». В этой же форме осуществлялись и договоры займа, регулированию которых Законы уделяют особое внимание. Должник  после признания за собой долга  или после принятия против него судебного  решения получал тридцать льготных дней (III.1.). Если же в течение этого  льготного срока задолженность  не погашалась, кредитор получал право  «наложить руку» на должника, т.е. доставить его к месту судопроизводства (III.2.). Законы XII таблиц строго регламентируют процедуру принуждения должника к исполнению обязательств, не допуская самоуправства кредитора и однозначно требуя судебного решения для  ограничения прав должника. И хотя наказание для несостоятельного должника могло быть очень жестоким, от продажи в рабство и смертной казни (III.5.) до пропорционального расчленения  сообразно претензиям кредиторов (III.6.)1, Законы регламентировали движение ссудного капитала, ограничивая размеры взимаемых процентов (VIII. 18а), наказывая ростовщичество крупным штрафом (VIII. 18б). Только в 326 году до н. э. законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

2.2.2 Обязательства из деликтов

Законы XII таблиц определяют ряд обязательств, которые возникают  вследствие причинения вреда, и рассматривают  их не как правонарушение, а как  посягательство на права частного лица (частные деликты), которое ставило  обидчика в положение должника пострадавшего.

К категории таковых частных  правонарушений относились личная обида, которая наказывалась штрафом в 25 ассов (VIII. 4.). Особо жестоко наказывалась клевета или позорящие слова (смертная казнь) (VIII.1a; VIII. 1б). Обязательство в  виде штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось в случае порубки  чужих деревьев, неосторожного уничтожения  чужого имущества, хранение краденых вещей, ростовщичество, предъявление суду поддельных вещей, потрава или кража урожая в ночное время (для несовершеннолетних).

При этом наряду со штрафами сохраняется древнейший принцип  талиона («VIII.2. Кто причинит членовредительство и не помирится с (потерпевшим), то пусть и ему самому будет причинено  то же самое»).

Законам XII таблиц известны и публичные деликты, относящиеся  прежде всего к посягательствам  на государство. «IX.5. Закон XII таблиц повелевает предавать смертной казни того, кто  подстрекает врага (римского народа к нападению на Римское государство), или того, кто предает врагу  римского гражданина»1

Однако, несмотря на достаточно широкий спектр преступлений, наказываемых смертной казнью, решение о лишении  жизни римского гражданина могло  быть принято только в центуриатной комиции.

                                 3. Семейно-брачное право

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее  всего то, что римская семья, как  ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами.Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство  имело несомненное превосходство  над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "sine manu" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что  этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе  с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - sine manu - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более исчезали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.

Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало  возобновлять ежегодно, иначе на основании  Законов супруг получал все права  как в браке conventio in manum в силу давности владения. Для сохранения брака в  форме sine manu жена в положенный день на три дня уходила из мужнего  дома (к родителям, друзьям) и тем  прерывала срок давности (VI.4.).

Издержки на содержание семьи  лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н.э., однако, очевидно, что семьи в Риме распадались  и раньше. Так в Законах XII таблиц уже встречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке sine manu. Для формального  развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ (IV.3.).

Также Законам XII таблиц известен и институт опеки, которая устанавливалась  над женщинами («V.I: … вследствие присущего им легкомыслия…»1, несовершеннолетними, безумными и расточителями (V.7. а.б.).

                                  4. Наследственное право

В римском праве существовало два способа наследования – наследование по закону и наследование по завещанию.

После смерти домовладыки, имущество  семьи переходило ближайшему агнату (V.4.), а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста (V.3.). Вдова  покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как  для собственного пропитания, так  и на содержание малолетних детей, когда  они оставались на ее попечении после  смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство  сообща, как это было при отце.

Имущество вольноотпущенника  наследовалось патроном и переходило из семьи вольноотпущенника в  семью патрона, в случае, если первым не оставлено формального завещания. (V.8а, 8б)

Информация о работе Законы двенадцати таблиц. Развитие санитарного дела в Древнем Риме