Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:16, реферат
Законы (законник) Хаммурапи, правившего Вавилоном и объединенной Месопотамией
(Вавилонией) в 1792–1750 гг. до н.э., сохранились почти полностью (кроме 35 статей). Они относятся к
выдающимся памятникам истории права Древнего Востока.
115. Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и будет держать
его заложника, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не
основание для претензии.
116. Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного
обращения, то хозяин заложника должен изобличить своего тамкара; если взятый в залог –
сын человека, то должно убить его сына, если – раб человека, он должен отвесить 1/3
мины серебра, а также теряет все, данное им в долг.
1 Ка – мера емкости, равная 0,84 литра.
2 Ше (шеум)– мера веса, равная 0,046 г.
3 Шамаллум – мелкий торговец или торговый агент.
4 Энтум – жрица.
117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую
кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их
покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый год должно отпустить их на свободу.
119. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро свою рабыню, родившую
ему детей, то хозяин рабыни может отвесить серебро, какое отвесил ему тамкар, и
выкупить свою рабыню.
120. Если человек ссыпет свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной
кладовой возникнет недостача, или хозяин дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или
совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, то хозяин хлеба должен клятвенно
указать перед Богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им
хлеб вдвойне.
122. Если человек отдает человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни
было, то он должен предъявить свидетелям все, сколько он отдает, заключить договор и
может отдавать на хранение.
124. Если человек отдаст человеку на хранение серебро, золото или что бы то ни
было перед свидетелями, и тот отопрется перед ним, то этого человека должно изобличить
и он должен вернуть все, от чего отпирался, вдвойне.
126. Если человек, у которого ничего не пропало, скажет: «У меня пропало нечто»,
и опорочит своих соседей, то его соседи должны клятвенно уличить его перед Богом в
том, что у него ничего не пропадало, и он должен отдать своим соседям вдвойне то, на что
он претендовал.
127. Если человек протянет палец1 против энтум или жены человека и не докажет
обвинения, то этого человека должно повергнуть перед судьями, а также обрить ему
виски2.
128. Если человек возьмет
жену и не заключит
женщина – не жена.
129. Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно
их связать и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит жизнь своей жене, то и царь
сохранит жизнь своего раба.
131. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а лежащей с другим
мужчиною она не была захвачена, то она должна произнести клятву Богом и может
вернуться в свой дом.
132. Если против жены человека будет протянут палец из-за другого мужчины, а
лежащей с другим мужчиной она не была захвачена, то для своего мужа она должна
броситься в Реку.
134. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, то
его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна.
135. Если человек будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, и
поэтому его жена войдет в дом другого и родит детей, а потом ее муж вернется и
достигнет своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому супругу;
дети следуют за их отцами.
138. Если человек покидает
свою первую супругу, не
должен отдать ей серебро в сумме ее выкупа, а также восполнить ей приданое,
принесенное ею из дома ее отца, и может покинуть ее.
141. Если жена человека, которая живет в доме человека, вознамерится уйти и
станет поступать
должно изобличить, и если ее муж решит покинуть ее, – он может покинуть ее; он может в
ее путь не давать ей никакой разводной платы. Если ее муж решит не покидать ее, то муж
ее может взять замуж другую женщину, а та женщина должна жить в доме своего мужа,
как рабыня.
1 То есть обвинит в дурном поведении.
2 То есть выбрить знак рабства.
142. Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему: «Не касайся меня», то
должно исследовать ее дело среди ее соседей. Если она целомудренна и беспорочна, а ее
муж ходит из дома и очень позорит ее, то эта женщина невиновна; она может взять свое
приданое и уйти в дом своего отца.
143. Если она не целомудренна и ходит из дома, разоряет свой дом, позорит своего
мужа, то эту женщину должно бросить в воду.
144. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, эта бесплодная женщина
даст своему мужу рабыню и создаст таким образом детей, а этот человек вознамерится
взять себе наложницу, то того не должно позволять этому человеку, он не может взять
наложницу.
145. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она не даст ему иметь
детей, и он вознамерится взять себе наложницу, то этот человек может взять себе
наложницу и ввести ее в свой дом; эта наложница не должна равняться с бесплодной
женой.
146. Если человек возьмет замуж бесплодную женщину, она даст своему мужу
рабыню, и та родит детей, а потом эта рабыня станет равнять себя со своею госпожею, то
так как она родила детей, ее госпожа не может отдать ее за серебро, она может наложить
на нее знак рабства и причислить к остальным рабыням.
150. Если человек подарит своей жене поле, сад, дом или движимое имущество и
выдаст ей документ с печатью, то после смерти ее мужа ее дети не могут требовать от нее
ничего по суду; мать может отдать то, что будет после нее, своему сыну, которого любит;
брату она не должна отдавать.
153. Если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины,то эту
женщину должно посадить на кол.
159. Если человек, который принес брачный дар в дом своего тестя, отдал выкуп,
обратит свой взор на другую женщину и скажет своему тестю: «Я не возьму твоей
дочери», то отец девушки может забрать все, что было принесено ему.
160. Если человек принесет в дом тестя брачный дар и отдаст выкуп, а затем отец
девушки скажет: «Я не отдам тебе моей дочери», то он должен вернуть вдвойне все, что
было принесено ему.
162. Если человек возьмет себе жену, она родит ему детей, а затем эта женщина
уйдет к судьбе, то ее отец не может предъявлять претензии из-за ее приданого; ее
приданое принадлежит только ее детям.
163. Если человек возьмет себе жену и она не даст ему иметь детей, а затем эта
женщина уйдет к судьбе, то если его тесть вернет ему выкуп, который этот человек
принес в дом своего тестя, ее муж не может предъявлять претензии из-за приданого этой
женщины – ее приданое принадлежит только дому ее отца.
165. Если человек подарит своему наследнику, приятному в его глазах, поле, сад
или дом и напишет ему документ с печатью, то после того, как отец уйдет к судьбе, когда
братья станут делиться, он должен взять подарок, данный ему отцом, и, сверх того, они
должны разделить между собою достояние отцовского дома поровну.
166. Если человек возьмет жен для сыновей, которых он имеет, а для своего
меньшего сына не возьмет жены, то после того как отец уйдет к судьбе, когда братья
станут делиться, из достояния отцовского дома они должны установить меньшему брату,
не взявшему еще жены, кроме его доли, серебро на брачный выкуп и дать ему взять жену.
167. Если человек возьмет себе жену и она родит ему детей, а затем эта женщина
уйдет к судьбе и после смерти ее он возьмет себе другую женщину и она также родит
детей, то потом, когда отец уйдет к судьбе, дети не должны делиться по матерям; они
должны взять приданое своих матерей и разделить достояние отцовского дома поровну.
168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню
моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого
греха, достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.
169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для
лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если же он совершил
тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить своего сына наследства.
170. Если человеку его супруга родит детей и его рабыня также родит ему детей и
отец при своей жизни скажет детям, которых родила ему рабыня: «Мои дети», причислит
их к детям супруги, то после того, как отец уйдет к судьбе, дети супруги и дети рабыни
должны делить между собой достояние отцовского дома поровну; наследник, сын
супруги, при разделе должен выбрать и взять свою часть первым.
171. А если отец при своей жизни не скажет детям, которых родила ему рабыня:
«Мои дети», то после того, как отец уйдет к судьбе, дети рабыни не могут делить с детьми
супруги достояние отцовского дома. Рабыня и ее дети должны быть отпущены на свободу,
дети супруги не могут предъявлять к детям рабыни претензии об обращении в рабство.
Супруга получит свое приданое и вдовью долю, которую ей дал и отписал ей посредством
документа ее муж, и будет жить в жилище своего мужа и пользоваться всем этим, пока
жива, но не может отдавать за серебро; что останется после нее, принадлежит только ее
детям.
175. Если либо раб дворца, либо раб мушкенума возьмет замуж дочь человека и она
родит детей, то господин раба не может предъявлять претензии к детям дочери человека
об обращении их в рабство.
176. А если раб дворца или раб мушкенума возьмет замуж дочь человека и она,
когда он брал ее замуж, вошла в дом раба дворца или раба мушкенума с приданым из
своего отцовского дома, и впоследствии после того, как они поселятся вместе, создадут
дом и приобретут движимое имущество, впоследствии либо раб дворца, либо раб
мушкенума уйдет к судьбе, то дочь человека должна получить свое приданое, а все, что
муж ее и она сама приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно разделить на две
части, и половину должен получить господин раба, половину должна получить дочь
человека для своих детей. Если у дочери человека не было приданого, то все, что муж ее и
она сама приобрели с тех пор, как поселились вместе, должно разделить на две части, и
половину должен получить господин раба, половину должна получить дочь человека для
своих детей.
178. Если жрице энтум, надитум или зикрум1, которой ее отец дал приданое и
написал документ, он не запишет в написанном для нее документе, что она может отдать
то, что останется после нее, куда захочет, не предоставит ей свободного распоряжения, то
после того, как отец уйдет к судьбе, ее братья получают ее поле и сад и должны давать ей,
сообразно с размером ее доли, выдачу хлебом, маслом и шерстью и этим удовлетворять
ее... Она может пользоваться полем, садом и всем, что дал ей ее отец, пока жива; отдавать
их за серебро и уплачивать ими другому она не может; ее наследственная доля
принадлежит только ее братьям.
179. Если жрице энтум, надитум или зикрум, которой ее отец дал приданое и
написал документ с печатью, он запишет в написанном для нее документе, что она может
отдать то, что останется после нее, куда захочет, предоставит ей свободное распоряжение,
то после того, как отец уйдет к судьбе, она может отдать, что останется после нее, куда
захочет; ее братья не могут ничего требовать с нее по суду.
185. Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебрежении, и
вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.
188. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит
его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду.
189. Если он не научит его своему ремеслу, то этот воспитанник может вернуться в
дом своего отца.
1 Зикрум – жрица, занимавшаяся священной проституцией, доходы от которой шли храму.
190. Если человек вырастит
малолетнего, которого он
его к своим детям, то этот воспитанник может вернуться в дом своего отца.
192. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум скажет своему отцу,
вырастившему его, или матери, вырастившей его: «Ты не мой отец» или «Ты не моя
мать», то ему должно отрезать язык.
195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.
196. Если человек повредит глаз какого-либо из людей, то должно повредить его
глаз.
197. Если он сломает кость человека, то должно сломать его кость.
198. Если он повредит глаз мушкенума или сломает кость мушкенума, то он
должен отвесить 1 мину серебра.
199. Если он повредит
глаз раба человека или
должен отвесить половину его покупной цены.
200. Если человек выбьет зуб человека, равного себе, то должно выбить его зуб.
201. Если он выбьет зуб у мушкенума, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.
202. Если человек ударит
по щеке большего по положению,
в собрании ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи.
203. Если кто-либо из
людей ударит по щеке кого-
то он должен отвесить 1 мину серебра.
204. Если мушкенум ударит по щеке мушкенума, то он должен отвесить 10 сиклей
серебра.
205. Если раб человека ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему