Западная Европа на рубеже средневековья и нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:02, лекция

Описание работы

С конца 15 в. европейцы стремились найти новый, морской путь в Индию, поскольку сухопутная торговля с Востоком находилась в руках арабов. В 1492 г. генуэзец Христофор Колумб снарядил на средства испанского правительства экспедицию на запад и открыл новый континент, позднее названный Америкой в честь другого мореплавателя, итальянца Америго Веспуччи. В 1498 г. португальская экспедиция Васко да Гамы достигла берегов Индии, обогнув южную оконечность Африки – Мыс Доброй Надежды. В 1519–1520 гг. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Файлы: 1 файл

14.РубежСредНовВр.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Западная Европа на рубеже средневековья и нового времени.

 

С конца 15 в. европейцы  стремились найти новый, морской  путь в Индию, поскольку сухопутная торговля с Востоком находилась в  руках арабов. В 1492 г. генуэзец Христофор  Колумб снарядил на средства испанского правительства экспедицию на запад и открыл новый континент, позднее названный Америкой в честь другого мореплавателя, итальянца Америго Веспуччи. В 1498 г. португальская экспедиция Васко да Гамы достигла берегов Индии, обогнув южную оконечность Африки – Мыс Доброй Надежды. В 1519–1520 гг. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное путешествие.

Географические открытия привели к расширению торговли и колонизации новых земель. Колониальные захваты способствовали росту производства товаров в Европе, расширению сети мануфактур, увеличению числа наемных рабочих. Наплыв золота и серебра в Европу вызвал падение их ценности и, как следствие, «революцию цен» – вздорожание товаров, от которого выиграли собственники и проиграли неимущие.

Вследствие развития раннекапиталистических отношений изменилась социальная структура средневекового общества. Появилось «новое дворянство», которое по своим экономическим интересам и психологии были близко городским предпринимателям и купечеству – ориентировало сельское хозяйство на рынок, участвовало в торговле и промышленности. Среди дворян появились выходцы из неблагородных сословий вследствие покупки земель или службы в органах государственного управления. Началось также социальное и имущественное расслоение крестьянства и бюргерства (горожан). Одни опускались на уровень наемных работников, другие сближались с дворянством. Особую, привилегированную прослойку составляли в городах интеллектуалы, люди свободных профессий – врачи, юристы, учителя.

Деформация средневековых сословий приводит к изменению политической формы правления – появлению абсолютной монархии, поскольку разные социальные группы оказываются в большей зависимости от короны, чем прежде. Абсолютизм находит теоретическое обоснование в божественном происхождении власти монарха, однако на практике вызывается необходимостью регулировать интересы новых сословий. Королевская власть теперь не только определяет внутреннюю и внешнюю политику, но и регламентирует социальные и экономические отношения, вторгается в сферу вероисповедания и частной жизни. Реальная власть сосредотачивается в руках узкого круга бюрократии при короле, падает роль сословно-представительных органов (парламент в Англии и генеральные штаты во Франции). Государственные советы эпохи абсолютизма стали прообразом современных кабинетов министров.

В политических теориях появляются такие понятия, как «благо нации» и «государственный интерес». Отряды королевских вассалов заменяются профессиональной государственной армией, что отчасти  было связано и с технической реформой – изобретением огнестрельного оружия. Совершенствуются государственные финансы, усложняется система налогов. Монархи активно прибегают к банковским операциям, международным займам, вкладывают деньги в торговые и колониальные предприятия. Светские правители ограничивают вмешательство в их дела церкви, которая в той или иной степени интегрируется в систему государственных институтов.

Интенсивное экономическое развитие, складывание внутренних рынков и  централизаторская политика абсолютизма  привели к формированию наций и крупных национальных государств – Франции, Англии, Испании, Дании, Швеции. Однако возможна была и иная модель развития – региональный, или княжеский, абсолютизм, характерная для Италии и Германии, где формирование национального единства задержалось до 19 в. вследствие идеи «священной империи» и устойчивости феодальных институтов. Наряду с образованием наций, на фоне открытия других цивилизаций идет  также осознание европейцами своей культурно-политической общности в рамках Европы.

Новые социально-экономические и политические реалии отобразились в движении в защиту реформы церкви (Реформация, или Протестантизм). Реформация началась в Германии, с выступления Мартина Лютера против римско-католической церкви (1517), но нашла отклик во всех странах и привела к возникновению, наряду с католической церковью, новых христианских конфессий – лютеранства, англиканства, кальвинизма, и т.п., а также ряда сект. В религиозном плане Реформация отвергла необходимость особой посреднической роли духовенства в «спасении души» и противопоставила соблюдению внешних обрядов внутреннюю веру, основанную на Священном Писании. Однако Реформация имела и социальные причины – конфликт новых буржуазных и старых феодальных порядков. Книгопечатание стимулировало доступность толкования Библии для широких масс; идеи «дешевой» церкви (отрицание пышной обрядности) оказались близки нарождавшейся буржуазии в эпоху «первоначального накопления» капитала, и т.п. В той или иной степени в Реформации приняли участие все социальные группы и все страны, но масштабы и характер их участия были различными.

Римско-католическая церковь полностью  удержала свои позиции в Италии и Испании, где развернулась Контрреформация. Тридентский собор (1545–1563) подтвердил все догматы католицизма и власть папы римского, а инквизиции стала преследовать протестантов как еретиков. Усилению влияния католической церкви содействовал новый Орден иезуитов («Общество Иисуса»), который основал Игнатий Лойола (1540). Борьбу против Реформации в Испании возглавил король Филипп II.

В Германии народные массы увидели в Реформации возможность преобразования всех социальных отношений в евангельском духе. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер, который возглавил Крестьянскую войну на юге Германии (1624), но потерпел поражение (1625). В Северной Германии князья воспользовались учением Лютера, чтобы закрыть монастыри и захватить церковные земли. В 1555 г., после длительной войны протестантских князей против императора Карла V, был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил принцип «чья власть, того и религия». Отныне князья сами решали, во что верить их подданным.

Идеологической основой антифеодальных революций стало учение швейцарского проповедника Жана Кальвина (1509–1564) о  том, что человек получает спасение души через участие в мирских делах, даже в торговле. Широкую поддержку кальвинизм нашел в Нидерландах, которые уже давно встали на путь капиталистического развития. Здесь антифеодальная и религиозная борьба приняла форму народного восстания не только против католической церкви, но и против испанского короля (под чьей властью находились Нидерланды). Началась первая буржуазная революция, которая уничтожила все преграды на пути развития промышленного производства и со временем привела к образованию самостоятельного буржуазного государства – Голландии.

Во Франции распространению протестантизма препятствовало то, что там католическая церковь уже имела национальный характер (галликанство) и поддержку среди широких слоев. Однако кальвинизм все же встретил сочувствие среди феодалов-сепаратистов  и некоторых городов. Жестокая война французских протестантов (гугенотов) с католиками продолжалась около 30 лет (1562–1594). Согласно Нантскому эдикту (1598), государственной религией была признана католическая, а права гугенотов ограничены. В Англии Реформация приняла форму протеста короля против папы, который запретил Генриху VIII развод с очередной женой. В ответ король объявил себя главой новой, англиканской церкви (1534) и закрыл все монастыри, хотя и сохранил католические обряды. Король нашел поддержку среди нового дворянства, которое одобряло буржуазные порядки, получая путем «огораживаний» пахотных земель прибыль от овцеводства и производства сукна. Экономическое превосходство протестантской и буржуазной Англии над католической и феодальной Испанией выразилось в победе англичан над испанским флотом (1588, Непобедимая Армада). Англия получила доступ в Америку и Азию.

С конца 15 в. Европа вступила в новую  эру международных отношений. Борьба национальных государств за свои интересы порождала борьбу за рынки сырья и сбыта.

В 16 в. возникло несколько узлов  международных конфликтов: 1) франко-германские противоречия («итальянские войны»); 2) англо-испанский конфликт (борьба за торговую монополию на Атлантике); 3) борьба между прибалтийскими странами за торговую монополию на Балтике (Дания, Швеция, Польско-Литовское и Московское государство); 4) агрессия Османской (турецкой) империи против европейских государств.

В первой половине 17 в. сложные взаимосвязи  и противоречия в системе национальных европейских государств вызвали к жизни новое явление – первую войну общеевропейского масштаба, каковою стала Тридцатилетняя война в Германии (1618–1648). Начавшись в силу конфессиональных причин (наступление Контрреформации), эта война затронула материальные и политические интересы большинства европейских стран, принеся им невиданное разорение. Вместе с тем, был подведен итог целой эпохе противоборства реформационных сил и их противников.

На рубеже средневековья и нового времени происходят радикальные перемены в картине мира европейцев. Кругосветные путешествия подтвердили шарообразность Земли; Коперник доказал ее вращение вокруг Солнца. Окружающий мир становится более разнообразным и переменчивым. Знакомство с новыми народами способствовало развитию толерантности в отношении к чужому. По-новому ощущается ценность времени, появляется оправдание богатства как условия полноценной жизни. Развивается критическое отношение к сословной иерархии, достоинство личности оценивается по ее творческим и деловым успехам. Усиливается национальное самосознание, любовь и уважение к родному языку, который вытесняет латынь из культурных сфер. Вследствие развития книгопечатания появляется литературная норма в языке. Развиваются естественные науки – анатомия, химия, зоология, ботаника. Разработана теория кровообращения в медицине. Начало новому этапу врачевания с помощью химических медикаментов положил Парацельс.

В литературе и искусстве намечается несколько направлений. Развивается  гуманистическое мировоззрение, основанное на идеях гармонии человека и природы, самоценности земного бытия, и это способствует распространению жанров пейзажа и портрета. Вместе с тем, под влиянием религиозного кризиса происходит трансформация гуманистических идеалов, которая ставит под сомнение величие человека. Начинает утверждаться принцип не подражания природе, а ее преображения силой фантазии художника. На смену культу естественной красоты приходит культ изощренности и грации (маньеризм), повышенной декоративности (барокко).

Высокое Возрождение в Италии дало таких мастеров искусства, как Леонародо  да Винчи, Микельанджело Буонаротти, Рафаэль де Санти. Ими созданы  образцы реалистической живописи и  скульптуры, основанные на точном знании пропорций человеческого тела. В  сфере литературы наиболее ярко представляют эпоху Томас Мор, Уильям Шекспир (Англия), Франсуа Рабле (Франция), Мигель Сервантес и Лопе де Вега (Испания). Томас Мор знаменит своим романом «Утопия», там рисуется  идеальное государство, где нет эксплуатации и бедности. Художественное творчество становится более светским, обращенным к человеку. У. Шекспир достигает глубокого проникновения в психологию, Рабле высмеивает законы феодального общества и обличает пороки церковнослужителей. Сервантес в романе «Дон Кихот» показывает упадок рыцарских идеалов, Лопе де Вега в свои комедиях рисует реалистические картины из жизни Испании.

 

 

 

 

 

 

 

 

PAGE 

 

 

PAGE  3

 

 

 


Информация о работе Западная Европа на рубеже средневековья и нового времени