Западники и славянофилы: дискуссия о настоящем и будущем России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 19:36, реферат

Описание работы

Сто лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным. В школе великих испытаний формировались основы русского государства, и в общении с общеевропейской культурой зарождалось наше национальное самосознание. Жизненный факт Великой России порождал стремление к постижению его духовных оснований. Средства этого постижения были даны западным просвещением. Результаты диктовались чертами русского характера, «русского духа».

Файлы: 1 файл

Москвитин мта 14.docx

— 44.23 Кб (Скачать файл)

При всем этом общественно-политические взгляды западников отличались классовой ограниченностью, свойственной буржуазным идеологам. Западники признавали лишь реформистский путь перехода от феодального строя к капиталистическому и решительно отмежевывались от сторонников революционной борьбы. В их среде социалистические учения вызывали постоянную критику и осуждение. Для них была характерна также идеализация буржуазного строя. Таким образом, можно сделать вывод, что западники и славянофилы имели сходства (например, и те, и другие ратовали за отмену крепостного права в России), но еще больше отличались в своих взглядах на прошлое, настоящее и будущее нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                                     Славянофильство, выросшее из недр русского народного духа, явилось одним из этапов в осмыслении национальной самобытности и самосознания русского народа. Национальный элемент в учениях славянофилов был определяющим и имел непреходящее значение при формировании русской национальной идеологии. Культивируя ценности русского народного быта, пытаясь оградить их от влияния Запада, славянофилы отождествили свои идеалы с миссией русского народа. И в этом они были пристрастны. Их в полной мере можно назвать националистами. Их национализм заключался в любви к своему народу и выражался в стремлении вернуть общество на полагающийся истинным путь русского народа, которым он шел до преобразований Петра Великого. Большую роль в указанном процессе славянофилы отводили просвещению и воспитанию масс, а также политике, которая, по их мнению, должна быть национально-русской, а не прозападной.

Славянофилы мечтали об обществе, в котором будут господствовать христианские ценности и одинаковое стремление всех и каждого к общему благу, где будет искренняя вера и любовь к ближнему. Однако представители данного кружка лишь абсолютизировали миссию русского народа и православия, поставив их выше всех других, что не может быть правильным.

Славянофилов не раз обвиняли, что они хотят возврата в прошлое страны, в патриархальный быт и уклад общества, что они не хотят идти вперед. Однако этот взгляд ошибочен. Они, идеализируя древнюю Русь, не говорили о возврате к ее состоянию, а призывали встать на путь древней России. Об этом К.С. Аксаков так говорит: "Славянофилы желают не возвратиться назад, но вновь идти вперед прежним путем, не потому, что он прежний, а потому, что он истинный".

Многие положения славянофилов представляли собой защиту русской жизни в различных ее проявлениях, и потому всегда находили и будут находить приверженцев. Православие, царская власть, сельская община, право народа на свободу мнения, борьба против заимствований с Запада занимают исключительное место в их сочинениях. Можно утверждать, что вклад славянофильского направления в духовное достояние России очень значителен. Размышления славянофилов о российском обществе подтверждаются, на наш взгляд, последующей историей. Никакие современные технологии не помогут в полной мере возродить Россию, если не будут восстановлены и укреплены ее национально-культурные традиции, если не будет стремления к внутреннему единству и целостности духа. "Россия не есть пустое вместилище, – указывает И. Ильин, – в которое можно механически, по произволу, вложить все, что угодно, не считаясь с законами ее духовного организма. Россия есть живая духовная система со своими историческими дарами и заданиями".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Володин, А. Проблема «западничества»: как она видится нам сегодня / А.Володина // Свободная мысль. – 1994. – № 7. – С. 19–31.

2.Володин, А.И. Проблема национального самосознания в спорах западников и славянофилов / А.И.Володин // Alma mater. – 1992. – № 11. – С.22–30.

3.Галузина, Е.В. Подлинные и "мнимые" культурные ценности в представлении славянофилов / Е.В. Галузина // Культурология. Дайджест. – 2010. – № 2. – С. 59–67.

4.Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М.: Юрайт, 1991. – 574 с.

5.Дмитриев, С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм / С.С. Дмитриев // Вопросы истории. – 1993. – № 5. – С. 24–40.

6.Дудзинская, Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. / Е.А. Дудзинская. – М.: Мысль, 1983. – 271 с.

7.Карпи, Г. Были ли славянофилы либералами? / Г.Карпи // Вопросы истории. – 2002. – № 9. – С. 112–120.

8.Олейников, Д. Кто такие западники и славянофилы / Д. Олейников // Родина. – 1992. – №3. – С. 77–78.

9.Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в.: Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий: Учебное пособие / Сост. В.А. Федоров. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 203–225.

10.Сараева, Е.Л. Цивилизационные особенности России в оценках западников 1840–х гг. / Е.Л. Сараева // Вопросы истории. –2007. – № 9. – С. 50–62.

11. Славянофилы и западники. Можно ли думать о России вне этих рамок? // Философские науки. – 2002. – № 1. – С. 24–36.

12.Чаадаев, П. Сочинения / П.Чаадаев. – М.: Правда, 1989. – 546с.

 

 

 



                                                                                                                                                                             

 


Информация о работе Западники и славянофилы: дискуссия о настоящем и будущем России