Западники и славянофилы: два взгляда на историю России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

В первом половине XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул образованные слои русского общества. Дворянская, а затем и разночинская культуры стали развиваться в русле европейской традиции, повторяя свойственную им смену идеологических и художественных направлений (просвещение, классицизм, романтизм, реализм). Европейский рационализм и художественные европейские приемы служили для освоения собственных национальный традиций.
К середине XIX в., литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина.

Содержание работы

1. Введение
2. Философия славянофилов……………………………………………….....….….5
3. Философия западников………………………………………………..….………8
4. Общие и отличные особенности западничества и славянофильства……..….10
5. Заключение
6.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История, контрольная.docx

— 31.00 Кб (Скачать файл)

 

Но как только от общих, абстрактных  представлениях об идеальных обществе и личности славянофилы и западники  переходили к их конкретным социальным, политическим и культурным характеристикам, различия между ними становились  резкими, порой превращались в противоположность. Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов, какую роль в развитии России сыграли реформы Петра.

Главное принципиальное различие между  западниками и славянофилами  заключалось в вопросе о том, на какой основе можно и нужно  следовать к социальному и  нравственному идеалу: религии и  веры, опоры на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или  опоры на разум, логику, науку, на преобразование в соответствии с ними социальной реальности.

Идеи славянофилов и западников по своему влиянию вышли далеко за рамки периода своего взлета и  расцвета в 40 – 50-х годах ХIХ века. Мощное влияние этих споров нашло свое отражение в трудах Достоевского, который видел свою задачу «в упразднении распри между славянофилами и западниками»; в философской публицистике В. Соловьева; в спорах марксистов с их западнической установкой и народников, продолживших славянофильскую традицию обособления России; в общественных дискуссиях между российскими марксистами–большевиками и меньшевиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

Споры западников и славянофилов стали  частью истории, но развитие этих двух разных философских, идеологических подходов к проблеме преобразования социальной реальности имеет продолжение и  по сегодняшний день. Анализируя взгляды  указанных философских направлений, невольно удивляешься тому, что все  те вопросы, о которых велась дискуссия  в 30 – 50-е годы позапрошлого века, и  по сей день остаются в повестке неразрешённых проблем.

Итак, что же сейчас представляет собой  антитеза «Россия-Запад», столь популярная в философии XIX века? Как и ранее  это понятие включает в себя вопрос о роли России в мировом сообществе, о её взаимоотношениях с западными  странами. Вместе с тем, указанная  антитеза выражает внутреннюю борьбу отечественного социума, спорящего  не только о своих перспективах и  базисе развития, но и об отношении  к своему прошлому. Решение данной дилеммы представляет собой долгий и многогранный процесс, который  тесно связан с дальнейшим развитием  России, политической и философской  науки.

Очевидно, что западная модель не может  быть просто перенесена на российскую почву, и, по меньшей мере, должна быть осмыслена и переработана в соответствии с нашими коренными условиями  и принципами. Немаловажное значение при этом приобретает использование  наследия российской политической мысли, так как последняя насчитывает не один десяток и даже сотню лет и не учитывать её, не использовать теоретические конструкции лучших умов России прошлых веков было бы просто неразумно.

 

 

 

 

 

 

6. Список использованной литературы:

1. История России с древности до наших дней /под ред.Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,1997 г.

 

2. История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г.

 
3. Философия : Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г.

4. История русской философии. Часть I: С древнейших времен до середины XIX века. Курс лекций: Учебное пособие. – 2–е изд., испр. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2004 – 274 с.

5. Миненков Г. Я. Введение в историю российской социологии / Рец. Ю. Н. Давыдов, В. В. Танчер. — Мвл ЗАО “Экономпресс”, 2000.

6. Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). – М.: Республика; Культур. революция, 2006, 477 с.

7. Николай Ильин. Трагедия русской философии. – М.: Айрис-пресс, 2008 – 608 с.

8. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999 — 656 с.


Информация о работе Западники и славянофилы: два взгляда на историю России