Запорожская Сечь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 19:51, реферат

Описание работы

Известный украинский историк Д. Дорошенко так писал о проблеме возникновения казачества: «Казачество зародилось и развилось органически, как результат особенных условий жизни XV и XVI веков на степном пограничье, в соседстве с хищническим татарским Крымом. Процесс ее зарождения и формирования был длинным, и какие-либо отдельные моменты этого процесса были мало заметны и не поддавались фиксированию, тем более что именно жизнь казачества проходила в глухих степных просторах, вдалеке от культурных центров.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………. 3

1. Появление казачества ……………………………………………. 4

1.1. Причины возникновения казачества ……………………….. 4

1.2. Хозяйственная деятельность казаков ……………………..... 5

2. Запорожская Сечь ………………………………………………... 7

2.1. Государственное устройство Запорожской Сечи ………… 7

2.2. Общественный строй Запорожской Сечи ………………….. 10

2.3. Право Запорожской Сечи …………………………………… 12

3. Упадок казацкой державы ………………………………………. 13

Заключение ………………………………………………………….. 15

Список использованных источников ……………………………… 16

Файлы: 1 файл

титульный лист.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Численность Запорожского войска не была четко определенной. К концу XVI в. насчитывалось около 15 тыс. казаков. Сечь имела также свой флот, который состоял из больших лодок — чаек или байдаков. В походах на Крым и Турцию выходило 100—150 чаек.

Войско Запорожское имело свою печать — герб с изображением казака с ружьем на плече, с саблей и копьем, воткнутым в землю рядом с казаком. Сечевая корогва (флаг) была красного (малинового) цвета: на лицевой стороне был изображен в белом цвете св. Архангел Михаил, а на обратной стороне — белый крест, окруженный небесными светилами.

Характерно, что эта своеобразная по структуре система органов военно-административной власти имела возможность выполнять сложные функции внутренней и внешней политики, присущие лишь государственной власти. Вот почему некоторые авторы считают возможным оценивать Запорожскую Сечь, как «своеобразное государственное образование» в низовьях Днепра или «республику с ярко выраженными демократическими чертами», подчеркивая, что в конкретно исторических условиях XVI—XVII ст. Запорожская Сечь, как военно-политическое образование украинского казачества, в силу специфической тогдашней ситуации выполняла функции государственного объединения и имела черты раннебуржуазних республик.

Номинально подвластная Речи Посполитой, Запорожская Сечь далеко не всегда учитывала ее волю. Уже в конце XVI в. она начинает играть заметную роль в международных делах. Рассматривая Войско Запорожское как весомую политическую силу, Московское государство, Турция, Венеция, Австрия, Крым устанавливают с Сечью постоянные связи. Избирательная демократическая система, которая сложилась на Запорожье, была исторической нитью, связывающей нашу давнюю историю с историей Украины казацкого периода. К тому же Запорожская Сечь настойчиво вырабатывала новую государственно-национальную традицию. Было понятно, что ни одно государство не будет защищать украинский народ, а только грабить и уничтожать его. Естественно, возникла потребность в создании своего государства, которое могло бы быть более гуманным к украинцам.

2.2. Общественный строй Запорожской Сечи.

Социальную базу Сечи составляли крестьяне, которые сбежали от своих феодалов, а также представители других слоев населения, в частности, — мещане, которые не могли рассчитаться с долгами, шляхтичи, которые убегали от судебного преследования, недовольные властью священники. Кроме украинцев, здесь находили пристанище литовцы, поляки, россияне, белорусы, греки.

Любой христианин мужского пола, независимо от его общественного положения, мог прийти сюда и здесь остаться, чтобы стать жителем одного из грубо сколоченных деревянных «куреней», крытых соломой, и приобщиться к казацкому братству. Так же просто он мог и уйти восвояси. Женщины и дети — лишняя обуза в кочевой казацкой жизни — на Сечь не допускались.

Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому и ничему, кроме своих собственных законов, которые передавались и совершенствовались от поколения к поколению. Все имели равные права, все участвовали в общих советах — «радах». Эти рады собирались по любому поводу и протекали весьма бурно: обычно из всех дебатирующих сторон побеждала та, что громче крикнет. Точно так же проходили выборы и перевыборы казацких вожаков — атамана, или гетмана, есаулов, писаря, обозного и судьи. По этому же образцу каждый курень выбирал и себе «старшину». Во время военных походов старшина обладала абсолютной властью, правом казнить и миловать.

Всего запорожцев насчитывалось 5—6 тыс. Сменяя друг друга, они держали на Сечи постоянный гарнизон, составлявший примерно десятую часть общей их численности. Остальные отправлялись в военные походы или на мирные промыслы. Сечевое хозяйство в основном основывалось на охоте, рыболовстве, бортничестве, солеварении в устье Днепра. Поскольку Сечь лежала на торговом пути из Речи Посполитой на берега Черного моря, торговля также играла немалую роль в жизни запорожцев. Постепенно вопреки декларируемому равенству и братству на Сечи возникают социально-экономические отличия и противоречия между старшиной и рядовыми казаками , время от времени разряжающиеся бунтами и переворотами.

Казацкая служба, хотя и предоставляла значительные преимущества, была тяжелой, а часто и недоступной для большинства населения. Чтобы ее отбывать, кроме здоровья, нужно было иметь соответствующие материальные возможности. Вот почему в документах того времени встречаются данные о том, что бедных в казаки не записывали, что в них принимали только зажиточных крестьян. Однако такие требования ставились только перед теми, кто вступал в реестровое казачество. В годы войны казаки составляли приблизительно половину населения Украины.

В XVIII ст. социально-экономическое положение рядового казачества ухудшилось. Все более обременительной для казаков становилась обязанность собственными средствами принимать участие в частых войнах царской России. К тому же их вынуждали строить фортификационные сооружения, пути, каналы, осушать болота на севере России. Долгое отсутствие казаков дома лишала их возможности заниматься хозяйством. Многие из них, не имея средств, чтобы отбывать военную службу, становились зависимыми от старшины, фактически переходили к сословию крестьян. В результате упадка казачества его численность в 1730 г., сравнительно с 1650 г., уменьшилась больше чем вдвое. Одновременно происходило последующее расслоение казачества, определилась его иерархическая структура. В 1735 г. согласно указа царского правительства реестровцы были разделены на две категории: выборных (более зажиточных, боеспособных) и подпомощников (слишком бедных, чтобы купить военное снаряжение). Основным назначением выборных казаков было участие в военных походах. Подпомощники же должны были служить более зажиточным товарищам и старшине, работать в их хозяйствах. На них возлагались такие же повинности, как и на крестьян, хотя и вдвое меньшие по объему. Существовала еще одна группа, которую составляли обеднелые, безземельные казаки — подсоседки. Они жили и работали в хозяйствах выборных казаков и подпомощников, которые их одевали и кормили. Закон предоставлял им право свободно передвигаться в поисках лучших условий жизни, вообще переходить к зажиточному слою, если они заводили собственное хозяйство.

Но эти изменения не спасли казачество от упадка. Хотя в 60-ые годы XVIII ст. в реестре значилось около 176 тыс. выборных казаков и около 200 тыс. подпомощников, — боеспособными из них были только 10 тыс. До конца века большинство обеднелых казаков опустились до уровня государственных крестьян. Исчезновение потребности в традиционной охране границ, экономические трудности, отсталость по военному делу привели к тому, что казачество в Украине фактически перестало существовать.

2.3. Право Запорожской Сечи.

С формированием казацкого республиканского строя складывается своеобразная правовая система на Запорожье. Казаки не признавали действия статутов и магдебургского права на своей территории. Правосудие на Запорожье происходило в соответствии со старинными обычаями, "словесным правом и здравым смыслом".

Важное значение в украинских землях имело обычное казацкое право — совокупность правовых обычаев, которые устанавливались в сфере казачества. Важность этого источника подчеркивает тот факт, что сразу после присоединения Украины к России царская грамота от 25 марта в 1654 г. предоставляла войску Запорожскому право судиться. А база обычного права закладывалась как раз в XV — середине XVII ст. Сначала особенную популярность обычное казацкое право получило в среде украинских крестьян, которые убегали от своих хозяев и властей в районы среднего и нижнего Приднепровья. Нормы обычного права, которые сложились на Запорожской Сечи, закрепляли военно-административную организацию казачества, некоторые правила военных действий, работу судебных органов, порядок землепользования и заключения отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Наличие у казачества своего особенного права признавалось польским правительством. Невзирая на строгость, а иногда жесткость норм обычного казацкого права, в нем была "честность великая". Казачество всячески отстаивало обычное казацкое право, побаиваясь, что писаное право сможет ограничить казацкие вольности.

Нормы обычного права, которые сложились в Запорожской Сечи, закрепляли военно-административную организацию казачества, работу судебных органов, порядок землепользования, порядок составления отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Можно утверждать, что казацкое обычное право представляло собой народную конституцию. Среди уголовных преступлений наиболее тяжкими признавались убийство, нанесение побоев, воровство, дезертирство, пьянство.

Как наказание практиковалось привязывание преступников к пушке, битье канчуками (батогами) под виселицей, членовредительство.

3. УПАДОК КАЗАЦКОЙ ДЕРЖАВЫ

Запорожская Сечь давно была важным центром антифеодальной и национально-освободительной борьбы народов Российской империи. Царское правительство ожидало лишь удобного случая, чтобы расправиться с Сечью и запорожским казачеством. Такой случай выпал в 1775 г. На то время уже завершилась победой российско-турецкая война 1768— 1774 гг., в результате которой Россия получила выход к Черному морю. Тогда же уменьшилась опасность турецко-татарских набегов, а новые границы пролегли далеко к югу от Запорожской Сечи. В это же время было придушено карательными войсками крестьянскую войну под проводом Пугачева, и запорожцы уже не могли рассчитывать на помощь своих братьев (восставших донских и яицких казаков, российских и башкирских крестьян, уральских рабочих).

В конце апреля 1775 г. фаворит Екатерины II граф Григорий Потемкин, которого остроумные запорожцы прозвали Грицком Нечесой, предложил использовать для ликвидации Запорожской Сечи российские войска, которые возвращались из турецкого фронта. Надворный совет одобрил этот проект, и вскоре генерал Петр Текели получил тайный приказ взять Сечь. Текели, идя на север и через земли Войска Запорожского, захватывал запорожские укрепления и расставлял по паланкам свои гарнизоны. 14 (3) июня 1775 г. он подошел к Сече и окружил ее. Тогда рядовые казаки хотели дать отпор нападающим, но старшина, взвесив на преимущество царских войск, уговорила избежать кровопролития. 16 (5) июня войска Текели заняли Сечь почти без сопротивления. Впоследствии, 14 (3) августа, Екатерина II выдала манифест, где провозглашала ликвидацию Запорожской Сечи. Там же говорилось и о том, что именно только употребление названия «запорожские казаки» будет расценено, как обида ее царского величества. Войско Запорожское было распущено, военные клейноды были отобраны, а сечевые укрепления разрушены. Земли Войска Запорожского, орошенные потом и кровью казаков, царское правительство раздавало российским и украинским помещикам, в том числе и кое-кому из запорожских старшин. Они же получали дворянство и официальные чины. Прежних казаков царское правительство пыталось постепенно превратить в крепостных. Ликвидация Запорожской Сечи стала болезненной раной украинского народа.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Казацкий период в истории нашего государства насчитывает 300 лет. Начала его достигают в далекое XV ст., когда в условиях литовского, а в дальнейшем и польского порабощения украинцы должны были отстаивать свою самобытность, границы и возможность дальнейшего развития как нации. Свою безграничную любовь и уважение к казачеству украинский народ выразил в многочисленных песнях, думах, легендах и переводах. При этом, стремясь сохранить приобретенное во время существования казачества, народ создал пословицу: «Казацкому роду нет переводу». В самые тяжелые времена народ верил в свое освобождение, в возрождение казацкой вольницы, а при первой же возможности стремился воплотить свою мечту в жизнь.

Так, во время Крымской войны 1853—1856 гг. царским правительством от 6 февраля 1855 г. был опубликован манифест о создании подвижного ополчения. По поводу этого среди помещицких крестьян Киевской губернии распространились слухи, якобы запись к ополчению (в «казаки») освободит их от зависимости крепостника и сделает владельцами помещицкой земли и имущества. Движение началось в феврале 1855 г. в Васильковском уезде и вскоре охватило 9 (с 12) уездов Киевской губернии (свыше 500 сел). Крестьяне составляли списки казаков, отказывались выполнять барщину и распоряжение правительственных чиновников, создавали свое самоуправление. Массовость движения и решительные домогательства крестьян освободиться от крепостничества испугали царское правительство. На подавление этого движения, которое вошло в историю, как Киевское казачество, были брошены войска.

Запорожская Сечь, казачество – легендарное прошлое украинского народа, его святыня, синоним свободы, человеческого и национального достоинства, талантливости.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Музыченко П. П. История государства  и права Украины: Учеб. пособие / П.П. Музыченко. – К.: Знання, 2006. – 570 с.

2. Мельник Л. Г. История Украины: Учебное пособие/ Мельник Л. Г., А.И. Гуржий, М. В. Демченко. – К.: Либідь, 1991. – Т.1. – 570 с.

3. Ефименко А. История украинского народа / А. Ефименко. – К.: Лыбидь, 1990. – 182 с.

4. Семененко В.И. История Украины с древнейших времен до наших дней / В.И. Семененко, Л.А. Радченко. – Х.: Торсинг, 1999. – 480 с.

5. Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. / М.С. Грушевский – К., 1990. – 320 с.

6. Грушевский М.С. История Украины-Руси / М.С. Грушевский. – К.; Л., 1913. – Т. 8. – 350 с.

 


Информация о работе Запорожская Сечь