Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:07, реферат
Возникновение и развитие первых государственных образований в начале I тысячелетия до нашей эры на территории Казахстана происходит новое изменение климата, связанное с повышенной увлажненностью. Пойменные луга, на которых располагались пашни населения эпохи бронзы. оказались залиты, что подорвало экономическую базу комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства. В то же время увлажнение степей расширило пастбищную базу скотоводства. Все это создало благоприятные условия для перехода населения Казахстана к кочевому скотоводству, точнее к полукочевому скотоводческо-земледельческому хозяйству, когда большая часть населения периодически кочует со скотом на сезонных пастбищах, а часть занимается земледелием на зимних стоянках.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова
Специальность 5В030100 «Юриспруденция»
Реферат
Тема: «Зарождение и развитие первых государственных образований на территории Казахстана»
Выполнила: Исанова Д.С.
уч-ся гр. 13-401-13
Проверил: Замлелов А.Л.
Костанай, 2013 год
Возникновение и развитие первых государственных образований в начале I тысячелетия до нашей эры на территории Казахстана происходит новое изменение климата, связанное с повышенной увлажненностью. Пойменные луга, на которых располагались пашни населения эпохи бронзы. оказались залиты, что подорвало экономическую базу комплексного скотоводческо-земледельческого хозяйства. В то же время увлажнение степей расширило пастбищную базу скотоводства. Все это создало благоприятные условия для перехода населения Казахстана к кочевому скотоводству, точнее к полукочевому скотоводческо-земледельческому хозяйству, когда большая часть населения периодически кочует со скотом на сезонных пастбищах, а часть занимается земледелием на зимних стоянках. Кочевое скотоводство привело к большому подъему производительных сил, росту избыточного продукта, благосостояния населения. Изменения в хозяйстве населения Казахстана привели к двум серьезным последствиям. Во-первых, переход к кочевничеству потребовал распределения пастбищ и водопоев между общинами, закрепления их, определения оптимальных маршрутов кочевания, ибо любая неопределенность в этом отношении приводила к угрозе потери скота от бескормицы. Во-вторых, рост прибавочного продукта привел к росту имущественного неравенства, формированию богатых скотовладельцев с одной стороны и обедневших общинников с другой, а также отношения между различными социальными группами тоже требовали регулирования. Это было тем более актуально, что вместе с кочевничеством в начале 1 тысячелетия до нашей эры человек осваивает выплавку железа и верховую езду, и это, в свою очередь, привело к мощному подъему военного дела. Немногочисленных воинов-колесничих сменила массовая конница, по сути, каждый общинник стал воином. Прежняя социальная структура из трех сословий (общинники - воины - жрецы) была разрушена и начала складываться новая, характерная для кочевого хозяйства.
Таким образом,
необходимость регулирования
Признаками государства являются, во-первых, наличие выделенного из общества аппарата власти и управления; во-вторых, наличие определенной территории и населения, разделенных на административные единицы; в-третьих, обладание суверенитетом, т.е. независимостью, как во внутренних делах, так и на международной арене; в четвертых, наличие налоговой системы для содержания государственного аппарата. У ранних государственных образований Казахстана, возникших в I тысячелетии до нашей эры, эти признаки были слабо выражены, поэтому мы их называем протогосударствами (от греческого "прото", т.е. первый).
Территорию Казахстана в I тысячелетии до нашей эры населяли потомки андроновских и бегазы-дандыбаевских племен, известные по греческим источникам как "скифы", а по персидским как "саки". Скифосакские племена делились на ряд объединений - протогосударств: массагетов, саков-тиграхауда, саков-хаомоварга, саков-парадарайя, исседонов и других. Ниже мы рассмотрим основные признаки, по которым эти объединения можно считать ранними государствами.
Аппарат власти и управления. В I тысячелетии до нашей эры на территории Казахстана впервые появляется институт царской власти. Наличие его хорошо прослеживается как по археологическим, так и по письменным источникам. Царская власть передавалась по наследству, причем часто это место занимали женщины. Так, нам известны имена царя хаомаварга Аморга, царя тифахауда Скунха, царицы массагетов Томирис, царицы савроматов Зарины. Характерной особенностью сакской политической системы была сакрализация, т.е. обожествление царской власти. Саки считали своих царей носителями особой божественной благодати и отожествляли с богом - солнцем. Символами царской власти были золотые одежда, плеть, стрелы с золотыми наконечниками. Особой прерогативой царей было сооружение после их смерти грандиозных погребальных сооружений. Так, над прахом Царицы Зарины была сооружена огромная трехгранная пирамида, наиболее крупные курганы Семиречья достигают 100 метров в диаметре и 20 метров в высоту, а для сооружения их требовалось более 60 тысяч человеко-дней.
К сожалению, нам почти неизвестна структура органов управления сакских объединений, однако в источниках упоминаются "сатрапы", т.е. наместники, назначаемые царем в административные единицы. Большую роль играл совет приближенных так называемых "первых" людей, а также народное собрание. Наличие последнего позволило ученым говорить о "военной демократии" у кочевников Казахстана, однако подобные собрания, конечно же, не могли объединять всех взрослых мужчин-общинников. Скорее всего, на народном собрании присутствовали только главы общин. Таким образом, уже в I тысячелетии до нашей эры на территории Казахстана появляются элементы представительной власти.
Основу армии сакских объединений составляло конное ополчение свободных общинников. Кроме того, в распоряжении царя были тяжеловооруженные конники из представителей знати. Из бедноты и земледельцев формировалось пешее войско. Кроме того, источники говорят о наличии сакской "вольницы", маргинальных слоев населения, промышлявших разбоем и набегами на оседлые районы. Для дальних походов саки и скифы формировали подвижные конные отряды - иммири. К сожалению, структура и организация этих войск нам неизвестна.
Территория и административное устройство. Каждое сако-скифское объединение имело определенную территорию, на которую распространялась власть царя и народного собрания. Так, границы земель, подвластных скифам, простирались на востоке до реки Дон, за которой располагались земли савроматской конфедерации, занимавшей территории Северного Кавказа, Поволжья, Южного Приуралья и прилегающих северо-западных районов Казахстана. Центральный и Северный Казахстан занимало объединение исседонов, западные владения, которых простирались до Мугоджарских гор. Районы к северо-востоку, северу и северо-западу от Аральского моря занимали массагеты, под властью которых находилось также нижнее и среднее течение Сырдарьи и полуостров Мангыстау. Именно в нижнем течении Сырдарьи находились укрепленные города саков - Чирик-Рабад, Бабиш-Мулла и другие. От среднего течения Сырдарьи на западе и до Алтайских гор на северо-востоке простирались земли саков-тиграхауда. Саки-хаомаварга занимали Ферганскую долину и земли к югу от Сырдарьи.
Каждое объединение-протогосударство делилось на ряд административных единиц- "племен", обладавших значительной автономией, что позволяет назвать протогосударства кочевников Казахстана "племенными союзами". Племя же, в свою очередь, представляло собой объединение общин, кочующих на определенной территории. Таким образом, административная структура представляла собой иерархию потестарных единиц. Вполне вероятно, что каждое подобное объединение обладало своими органами власти - народным собранием, советом знати, военным и гражданским правителем - "вождем". Был ли вождь выборным, назначаемым царем, или эта власть передавалась по наследству, сказать трудно.
Суверенитет. Сако-скифские объединения, судя по письменным источникам, обладали суверенитетом, т.е. способностью независимо от других государств формировать и проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. На внешнеполитической арене саки и скифы достаточно рано стали играть самостоятельную роль. Известны военно-политические союзы, заключенные между причерноморскими скифами и Урарту в первой четверти VII века до нашей эры против Фригии, между скифами и Ассирией против Мидии в середине VII до нашей эры, между саками и Персией против Лидии в VI веке до нашей эры. Есть также данные об обмене посольствами массагетов с Персией.
В то же время Персия и другие страны пытались частично или полностью ограничить суверенитет сакских протогосударств и включить их в число своих провинций-сатрапий. Так, в середине VI века до нашей эры попытку покорить массагетов предпринял основатель Персидской державы Кир Великий. Его поход закончился неудачей, а сам царь был смертельно ранен в бою.
В 519-518 годах поход против массагетов предпринял Дарий I. Этот поход также завершился поражением и массагеты сохранили независимость. Поход же Дария против тиграхауда привел к установлению персидской власти на части территории Южного Казахстана, где на царский трон был возведен персидский ставленник. Вассалами Персии также стали обитавшие в Средней Азии саки-хаомоварга. Однако зависимость эта продолжалась недолго, так как во время греко-персидских войн в начале V века до нашей эры саки участвовали на стороне персов в качестве союзников, а не вассалов.
В 30-е годы IV века до нашей эры попытку завоевать саков сделал Александр Македонский. Хотя ему и удалось подчинить Среднюю Азию, массагеты к северу от Сырдарьи сохранили независимость. Позже, одно из массагетских потестарных объединений - апарны захватили территории к юго-востоку от Каспийского моря и основали в III веке до н.э. Парфянскую империю, долгое время игравшую ведущую роль в международной политике в Азии.
Как мы видим, сакские протогосударственные образования I тысячелетия до нашей эры в достаточно полной мере обладали суверенитетом и играли самостоятельную роль в международной политике древности.
Налоги и повинности. К сожалению, достоверных известий о наличии или отсутствии каких-либо налогов с населения в сакских объединениях мы не имеем. Скорее всего, система налогообложения как таковая отсутствовала или сбор налогов носил нерегулярный характер. Чаще саки облагали податью население зависимых или завоеванных стран, однако, порядок и сумма сборов зависела от конкретных условий. Большую роль в пополнении государственной казны играла военная добыча. Слово "казна" здесь употреблено условно, так как денежного обращения как такового у саков не было и "казна" пополнялась ценностями, скотом, имуществом.
С большей
долей вероятности можно
Таким образом, у сакских объединений I тысячелетия до нашей эры хотя и просматриваются признаки государства, но они были еще слабо выражены, соответствующие институты были в зачаточном состоянии, однако эти протогосударственные образования динамично развивались, о чем свидетельствует появление в V-1V веках до нашей эры в Семиречье собственной письменности. И хотя многие аспекты этого процесса нам не известны, особенно проблемы зарождения правовых норм, мы не можем отрицать того факта, что государство в Казахстане зародилось и развивалось самостоятельно и уже в последние века I тысячелетия до нашей эры приняло достаточно совершенные для своей экономической базы формы.
Таким образом, процесс зарождения государства на территории Казахстана был подготовлен многотысячелетним ходом эволюции общества и тесно связан с развитием его экономической базы. В начале I тыс. до н.э. на территории Казахстана создаются благоприятные условия для перехода населения к полукочевому скотоводческо-земледельческому хозяйству. Необходимость регулирования отношений между различными социальными группами и общинами приводит к образованию государства как единой политической организации общества. К протогосударствам, возникшим в I тыс до н.э, относятся массагеты, саки-тиграхауда, саки-хаомоварга, саки-парадарайя, исседоны и другие. Сакские протогосударственные образования I тысячелетия до нашей эры в достаточно полной мере обладали суверенитетом и играли самостоятельную роль в международной политике древности.
2. В III веке до нашей эры развитие общества кочевников привело к образованию достаточно сложных государственно-правовых систем имперского типа. Первой империей, образованной кочевниками, была империя Хунну, появившаяся в III веке до нашей эры с центром на территории современной Монголии. В 93 году нашей эры государство хунну перестало существовать.
Во главе хуннской державы стоял монарх, носивший титул «сенгир». Иерархия чиновников в государстве хунну была очень громоздкой и сложной. В состав империи входили кроме хунну почти все кочевые народы центральноазиатского региона, а также отдельные оседлые регионы. Империя территориально делилась на два крыла - западное и восточное, возглавляемые "великими начальниками". Каждое крыло, в свою очередь, делилось на военно-потестарные объединения, возглавляемые чиновниками и темниками.
С момента основания в 209 году до нашей эры до 47 года до нашей эры держава хунну обладала полным суверенитетом на своей территории и распространяла его на ряд соседних территорий. Основным источником права у хунну был обычай.
В середине II века до нашей эры от империи Хунну отделилсь усуни. В 53 году до нашей эры государство усуней распалось на две части. Государство кангаров (Кангюй) возникло в III веке до нашей эры.
Во главе государства усуней «куньбек» («гуньмо»). Кроме верховного правителя существовало еще несколько категорий чиновников (помощник куньбека - дуглу - глава исполнительной власти, сян-дуглу, цзо-дуглу и ю-дуглу, два "великих полководца" и три правителя уделов). Во главе кангарского государства стоял "ябгу" из рода Уын. В III-V веках усуньское и кангарское государства распадаются на ряд полунезависимых владений, быстро потерявших суверенитет.
Государства Казахстана III века до нашей эры- III века нашей эры обладали всеми присущими для государства функциями, в том числе нормативно-правовым регулированием отношений в обществе. Развитие социально-экономических отношений приводит к дальнейшей эволюции права собственности.